Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 14:01, реферат
Понятие органа государства в механизме и аппарате государства является самым важным. Существует огромное количество государственных органов. Нужно отметить, что с развитием человеческого общества создавались именно такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждой нации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другимифакторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столько же, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства и различия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однако и эти классификации поводятся по различным основаниям.
1. Понятие органа государства и его признаки 5
2. Классификация органов государства 7
2.1 Исполнительные органы 8
Глава государства 9
Правительство 12
2.2 Законодательные органы 13
2.3 Судебные органы 16
3.Органы государственной власти Российской Федерации….…………………..……...19
3.1 Органы исполнительной власти РФ……………………..…………………………….19
3.2.Законодательная власть Российской Федерации…………………………………..…22
3.3.Органы судебной власти РФ…………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………………………………………...26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..29
(отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной
функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство
образования).
По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций)
органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К
коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же –
президента.
Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые.
Помимо всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и
классификацию по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на
постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока
своего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач и
достижения краткосрочных целей.
В структуре государственных органов выделяют еще и правоохранительные
органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа,
внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и
адвокатуру.
На механизм государства и классификацию его высших органов
непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в
соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные
органы. Классификация по принципу разделения властей, на мой взгляд, самая
существенная из всех, поэтому я хочу рассмотреть ее более подробно в
следующих
главах.
1 Исполнительные органы
В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная
власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только
главе государства, либо только правительству.
Исполнительная власть — это вторичная подзаконная ветвь
государственной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий
характер и направленная на обеспечение исполнения законов и других актов
законодательной власти.[3]
Органы исполнительной власти или, как их часто называют, органы
государственного управления по сути дела являются органами, осуществляющими
государственное управление. Они располагают вспомогательными
государственными учреждениями, которые входят в аппарат управления, и
осуществляют подготовку, принятие и реализацию актов управления.
Главное назначение исполнительных органов — исполнение законов, их
реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила —
чиновничий аппарат, "силовые" министерства и ведомства.
Однако органы исполнительной власти не ограничиваются только
исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью,
что
необходимо для осуществления
исполнительских задач, издают нормативные
акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают
самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы
исполнительно-
Президент, правительство, министры имеют право издавать нормативные акты,
регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а
большее, чем закон, значение.
Нужно отметить существование специфических органов и учреждений
исполнительной власти, к числу которых относятся органы охраны правопорядка
(милиция, полиция), государственная автоинспекция, исправительно-трудовые
учреждения; органы государственной безопасности, вооруженные силы. Они
отличаются от других исполнительных органов структурой, содержанием и
методами своей деятельности. При решении задач по охране законного порядка,
обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападения извне
могут применяться принудительные меры, в том числе с использованием боевой
техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.
На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов
федерации, местные правительства, избранные или назначенные губернаторы
областей, начальники районов, префекты и другие представители президента и
правительства.
Однако главным носителем высшей исполнительной власти в подавляющем
большинстве
стран выступает глава
Глава государства
Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее
должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри
страны, символ государственности народа[4].
В некоторых странах глава государства может рассматриваться в качестве
неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательной власти,
так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государства может
одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства), либо
только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однако
нужно заметить, что глава государства может быть единоличным или
коллегиальным. Монарх и президент являются единоличными органами власти, к
коллегиальным же относятся постоянно действующие органы парламента, им
избираемые, к примеру, Государственный совет на Кубе, где нет президента.
В зависимости от формы правления главой государства может являться
монарх, или президент.
Монарх – лицо, осуществляющее высшую государственную власть
единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, по наследству.
Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства
и одновременно главой исполнительной власти. Однако во многих странах
монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их
на практике, оставаясь главой государства, как правило, в виде безвластного
символа единства нации.
Полномочия монарха зависят от формы правления государства.
Вся полнота государственной власти сосредотачивается в руках монарха
при абсолютной монархии. Он сам издает законы, может непосредственно
руководить административной деятельностью или назначать для этого
правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограничений его
власти нет.
В конституционной (дуалистической) монархии полномочия монарха в
отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).
Исполнительная власть здесь принадлежит монарху, который может
осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство. Монарх
подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегда
имеется пост премьер-министра).
Правительство за свою деятельность несет полную ответственность
перед монархом.
В странах с парламентской монархией глава государства, как правило,
лишен
возможности действовать
обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются)
его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической
силы. Глава государства формально наделен широкими полномочиями, но на деле
не имеет почти никакой власти. Монарх при данной форме правления
«царствует, но не правит». Он подписывает (и не может отказаться от этого)
все
акты, которые ему передают парламент
и правительство.
и правительство.
Президент — глава исполнительной власти, обладающий широкими
административными полномочиями в отношении своего правительственного
аппарата.[5]
Президент служит носителем и гарантом государственного суверенитета.
Его полномочия распространяются на все сферы внутренней и внешней
государственной деятельности
Президент является главой государства в большинстве современных
государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либо путем
особой избирательной процедуры.
Президент в большинстве случаев обладает возможностью формировать
совещательный орган (правительство) и включать в него по своему желанию тех
или иных руководителей министерств и ведомств.
Глава государства обладает различными полномочиями, но осуществление
этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального
положения главы государства.
В суперпрезидентских республиках президенту принадлежит вся полнота
исполнительной власти. Такая ситуация складывается при авторитарных
политических режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей.