Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:41, контрольная работа
Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами.
Название: Органы государственной
власти Российской Федерации. |
1. Общая характеристика органов государственной власти Деятельность любого государства реализуется прежде всего через систему его государственных органов. Орган государства — это обособленное звено механизма государства, которое имеет собственную структуру, строго определенные функции и необходимые для этого государственно-властные полномочия. Структура государственных органов может быть различна. Чем выше место органа в вертикальной иерархии, тем, как правило, сложнее его структура. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с конституцией, законами или другими нормативно-правовыми актами. Орган государственной власти
наделен властными Согласно Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Эти ветви власти самостоятельны и не вмешиваются в оперативную деятельность друг друга. Реализация принципа разделения их взаимоотношений гарантирует общество от опасной концентрации власти в руках какого-либо одного органа или должностного лица, способного привести к диктатуре и установлению тоталитарного режима. Органы законодательной
власти России включают Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Органы исполнительной власти России осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. К ним относятся Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные комиссии, российские агентства, главы администраций субъектов РФ. Органы судебной власти России - это Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и суды в субъектах РФ. Судебная власть является независимой и самостоятельной ветвью и действует посредством конституционного, уголовного, гражданского и административного судопроизводства. Существуют еще и органы
государственной власти, которые
не входят ни в одну из трех ветвей власти.
К ним следует отнести 2. Президент Российской Федерации Пост Президента в Российской Федерации был учрежден общенародным референдумом 17 марта 1991 г. 12 июня 1991 г. состоялись первые всеобщие президентские выборы, на которых Президентом РФ сроком на пять лет был избран Б. Н. Ельцин. Избрание первого Президента России осуществлялось на основе Закона РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 г. действие данного Закона было прекращено. В настоящее время порядок избрания Президента РФ закреплен в Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» Президент РФ избирается на
четыре года гражданами РФ на основе всеобщего
равного и прямого Президентом РФ может быть
избран гражданин РФ не моложе 35 лет,
постоянно проживающий в Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. В случае если Совет Федерации
не назначает выборы Президента, то
выборы назначаются и проводятся
Центральной избирательной При прекращении Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения сроков Совет Федерации не позднее чем через 14 дней назначает досрочные выборы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий. Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственные органы, их
должностные лица обязаны оказывать
избирательным комиссиям Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории муниципальных образований (не более 3000 избирателей на избирательный участок). Выдвигать кандидата на пост Президента России могут политические партии, избирательные блоки, а также граждане в порядке самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан РФ, обладающих активным избирательным правом. В поддержку выдвинутой кандидатуры инициаторы должны собрать не менее 2 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тыс. подписей избирателей. В случае проведения досрочных
или повторных выборов Определение результатов
выборов производится по мажоритарной
системе абсолютного Выборы Президента РФ признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей. В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был избран, Центральная избирательная комиссия РФ через 21 день назначает повторное голосование по выборам Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования
избранным на должность Президента
РФ считается кандидат, получивший
большее число голосов Избранный Президент РФ вступает
в должность на 30-й день со дня
официального объявления Центральной
избирательной комиссией Основные функции Президента
РФ как главы государства — является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; - в установленном Конституцией
РФ порядке принимает меры
по охране суверенитета - в соответствии с Конституцией
РФ и федеральными законами
определяет основные - представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ обладает неприкосновенностью. Полномочия Президента РФ очень обширны, особенно они проявляются во взаимодействии главы государства со всеми ветвями власти и субъектами РФ. Президент и Федеральное Собрание. Президент РФ: - выступает как непременный
участник законодательного -имеет право назначать выборы Государственной Думы; - обладает правом вето
на законопроекты, принятые - назначает референдум
в порядке, установленном -распускает Государственную Думу, но не имеет права распустить Совет Федерации. Роспуск Государственной Думы возможен в случаях: — трехкратного отклонения
Государственной Думой — двукратного выражения
недоверия Правительству в — отказа Государственной
Думы в доверии Правительству. В
случае роспуска Государственной Думы
Президент назначает новые Государственная Дума не может быть распущена Президентом: — в течение года после ее избрания; с момента выдвижения
ею обвинения против -в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения; - в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. Президент и Правительство. Президент РФ: - имеет право — принимает решение об отставке Правительства; - по предложению Председателя
Правительства назначает на — назначает Председателя Центрального банка и ставит вопрос перед Государственной Думой о его освобождении; — имеет право отменить постановление Правительства. Президент и судебная власть. Президент РФ: - представляет Совету
Федерации для назначения на
должности судей — самостоятельно назначает судей других федеральных судов; — вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ; — не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Отношения с субъектами РФ. Президент РФ назначает полномочных представителей в федеральных округах. Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. Российская Федерация поделена на семь федеральных округов: Центральный федеральный округ (центр — г. Москва) объединил 18 субъектов РФ; Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) — 11; Южный (г. Ростов-на-Дону) — 13; Приволжский (г. Нижний Новгород) — 15; Уральский (г. Екатеринбург) — 6; Сибирский (г. Новосибирск) — 16; Дальневосточный (г. Хабаровск) — 10. Полномочные представители не входят в органы государств венной власти субъектов РФ, а являются должностными лицами Администрации Президента РФ. Президент РФ имеет право приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам. Конституция РФ относит к компетенции главы государства; и ряд других полномочий. В области кадровой политики: — формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; — формирует Администрацию Президента; — назначает и освобождает полномочных представителей Президента. В области обороны: - утверждает военную доктрину Российской Федерации; — является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; - вводит на территории
Российской Федерации или в
отдельных местностях военное
или чрезвычайное положение с
незамедлительным сообщением — назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ. В области внешней политики: - ведет переговоры и
подписывает международные — назначает и отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; — осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; — подписывает ратификационные грамоты; — принимает верительные
и отзывные грамоты аккредитуемых
при нем дипломатических Президент влияет на назначение
Генерального прокурора РФ. В соответствии
с федеральным законом К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства, предоставление политического убежища, осуществление помилования. Президент выносит свои решения в форме указов и распоряжений. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указ — это нормативный правовой акт, предусматривающий правила поведения и относящийся к определенному кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций. Распоряжение — это
акт индивидуального Акты Президента издаются им самостоятельно, без уведомления или согласия Федерального Собрания или Правительства. Указы и распоряжения относятся к подзаконным актам и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Президент прекращает исполнение полномочий досрочно в случае: — его отставки; — стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; — отрешения от должности. Отставка предполагает наличие заявления Президента. По состоянию здоровья в Конституции РФ не предусмотрено никаких процедур отставки. Процедура отрешения Президента
от должности носит сложный Во-первых, Президент может быть отрешен при совершении тяжкого преступления. При этом Государственная Дума выдвигает обвинение против Президента, подтвержденное заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем 1/3 депутатов Государственной Думы (150 депутатов), и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами). Решение Государственной Думы выдвижении обвинения должно быть принято 2/3 голосов Л общего числа депутатов палаты (300 депутатов). Во-вторых, решение об отрешении Президента от должности выносит другая палата парламента — Совет Федерации •< 2/3 голосов от общего числа членов (119 голосов). В-третьих, если решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности не будет принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, то обвинение против Президента считается отклоненным. Таким образом, в отрешении от должности Президента РФ участвуют обе палаты Федерального Собрания, Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. 1.3. Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Так как в состав России входит 89 субъектов, всего членов Совета Федерации 178. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации. Представитель в Совете Федерации от исполнительного opгана государственной власти субъекта РФ избирается на срок его полномочий. Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом Государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение). Государственная Дума состоит
из 450 депутатов и избирается сроком
на четыре года. Избираются они по различным
системам. Одна половина палаты, т. е. 225
депутатов Государственной Первые выборы в Государственную Думу проводились 12 декабря 1995 г. на основании специального Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». В настоящее время Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший Л день голосования 21 года. Выборы депутатов Выборы считаются Для проведения выборов депутатов
Государственной Думы, избираемых по
одномандатным избирательным Одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований: — должно соблюдаться примерное
равенство одномандатных — не допускается образование округа из территорий двух и более субъектов РФ; — на территории каждого субъекта должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа; — в пределах территории
субъекта РФ не допускается образование
одномандатного избирательного округа
из территорий, не граничащих между
собой, за исключением территорий, анклавных
для субъекта РФ, муниципального образования,
иной административно- Для проведения голосования
и подсчета голосов избирателем
образуются избирательные участки.
При образовании участков должны
быть соблюдены следующие - на территории каждого
избирательного участка может
быть зарегистрировано не - недопустимо пересечение
границ избирательных округов
границами избирательных Подготовку и проведение
выборов депутатов Кандидаты в депутаты Государственной Думы могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе федерального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком. Избирательные блоки образуются добровольно на период проведения выборов депутатов Государственной Думы из двух или трех политических партий. Избирательным блоком также может быть добровольный союз одной или двух политических партий с соответственно не более чем двумя или одним общероссийским общественным объединением, созданным в форме общественной организации или общественного движения, устав которого предусматривает участие в выборах. Избирательные блоки регистрируются в Центральной избирательной комиссии. Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы для баллотировки на выборах по федеральному избирательному округу выдвигается политической партией на съезде. Решение об этом принимается тайным голосованием. Общее число кандидатов не должно превышать 270 человек. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. После получения от Центральной
избирательной комиссии заверенных
копий федерального списка выдвинутых
кандидатов начинается сбор подписей
в их поддержку. В одномандатных
избирательных округах в После регистрации все кандидаты приобретают права, необходимые им для ведения предвыборной кампании (освобождаются от работы с компенсацией, бесплатно пользуются транспортом и др.). Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора РФ. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата, федерального списка кандидатов и прекращается в 00:00 часов по местному времени за сутки до дня голосования. В день голосования и предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Расходы на подготовку и
проведение выборов депутатов Подсчет голосов производит участковая избирательная комиссия, которая передает протокол в вышестоящую комиссию и так — вплоть до Центральной избирательной комиссии, которая устанавливает и объявляет о результатах выборов. Избранным по одномандатному округу признается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Распределение депутатских
мандатов по федеральному избирательному
округу по федеральным спискам Внутренняя организация
палат. Регламенты. Федеральное Собрание
является постоянно действующим
органом. Совет Федерации и — заслушивания посланий Президента РФ; — заслушивания посланий Конституционного Суда РФ; — выступлений руководителей иностранных государств; — принесения Президентом РФ присяги народу. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума также избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Конкретный порядок избрания руководителей установлен в регламенте каждой палаты. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Совет Федерации и Государственная
Дума образуют комитеты и комиссии.
В настоящее время в Государственная Дума и Совет Федерации могут сами принимать решения о ликвидации, реорганизации отдельных комитетов либо образовании новых комитетов. Комитеты могут образовывать подкомитеты. Каждый комитет имеет утвержденную регламентом компетенцию. В отличие от Совета Федерации
в Государственной Думе создаются
депутатские объединения: фракции
и группы. Фракциями являются депутатские
объединения, сформированные на основе
избирательного объединения, прошедшего
в Государственную Думу по общефедеральному
избирательному округу и одномандатным
избирательным округам. Не вошедшие
во фракции депутаты могут образовывать
группы, причем их численность должна
быть не менее 35 депутатов. Фракции
и депутатские группы обладают равными
правами. Депутат вправе состоять только
в одном депутатском В Государственной Думе создается Совет Думы, в состав которого входит Председатель, руководители фракций и депутатских групп. Внутренняя структура и организация деятельности палат, Федерального Собрания определяется их регламентом. К компетенции Совета Федерации относятся: — назначение на должность всех высших должностных лиц государства, которые представляют судебную власть: судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Генерального прокурора РФ; - назначение на должность
и освобождение от должности
заместителя Председателя - утверждение изменения границ между субъектами РФ; — утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; - решение вопроса о
возможности использования - назначение выборов Президента РФ; - отрешение Президента РФ от должности. К компетенции Государственной Думы относятся: — дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; - решение вопроса о доверии Правительству РФ; — назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; — назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов; — назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; — объявление амнистии; - выдвижение обвинения
против Президента РФ для Постановления Совета Федерации и Государственной Думы по вопросам своей компетенции принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ. 1.4. Правительство Российской Федерации Правительство РФ является органом государственной власти Российской Федерации и осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Оно состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Правительство РФ обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы в следующие сроки: — не позднее двух недель после вступления в должность вновь избранного Президента РФ; - не позднее двух недель после отставки Правительства РФ; — в течение недели со дня отклонения внесенной Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства на рассмотрение Государственной Думы. Вновь назначенный Председатель
Правительства РФ представляет Президенту
РФ свои предложения по структуре
федеральных органов В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные органы исполнительной власти. Министерство Российской
Федерации — федеральный орган
исполнительной власти, проводящий государственную
политику и осуществляющий управление
в установленной сфере Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России -федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют соответственно председатель Государственного комитета РФ и председатель федеральной комиссии России. Федеральная служба России,
российское агентство, федеральный
надзор России — федеральные органы
исполнительной власти, осуществляющие
специальные (исполнительные, контрольные,
разрешительные, регулирующие и др.)
функции в установленных сферах
ведения. Федеральную службу России
возглавляет руководитель (директор)
федеральной службы России, российское
агентство — генеральный В мае 2000 г. была проведена
реорганизация структуры Указами Президента создаются,
упраздняются, сливаются и разделяются
министерства и ведомства. В соответствии
с этими нормативными актами Правительство
устанавливает функции и Правительство РФ руководит
работой федеральных Решения Правительства принимаются коллегиально. В качестве постоянного органа Правительства действует Президиум. Решения Президиума принимаются большинством голосов. Правительство РФ в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Все акты Правительства обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, всеми субъектами РФ и органами местного самоуправления. Министры осуществляют общее
руководство деятельностью В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председателя коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников центрального аппарата министерства. Министерство издает в пределах своей компетенции приказы, постановления, инструкции, директивы. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Основные направления в деятельности Правительства РФ определяются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации. Конституция РФ не устанавливает
срока полномочий Правительства, но
предусматривает возможность - Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ; — Правительство само подает в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом; — Президент самостоятельно отправляет Правительство в отставку; - Государственная Дума
выражает недоверие — Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, то Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы. В случае отставки или сложения полномочий по поручению Президента РФ Правительство продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ. 1.5. Судебная система Российской Федерации Под судебной системой Российской Федерации понимается совокупность всех судов России. Судебная система устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» закрепил единство судебной системы, которое обеспечивается путем: - установления судебной системы Российской Федерации Конституцией и федеральным конституционным законом; - соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; - применения всеми судами
Конституции РФ, федеральных конституционных
законов, федеральных законов,
общепризнанных принципов и - признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; - законодательного закрепления единства статуса судей; - финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся: - Конституционный Суд РФ; -Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; - Высший Арбитражный Суд
РФ, федеральные арбитражные суды
округов, арбитражные суды К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Конституционный Суд РФ был
учрежден решением Съезда народных депутатов
РСФСР 19 декабря 1990 г. Его предшественником
можно считать Комитет Порядок организации и
деятельности Конституционного Суда РФ
определен Федеральным Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Судья Конституционного Суда назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на второй срок не допускается. Конституционный Суд РФ из
своего состава сроком на три года
избирает Председателя, заместителя
и судью-секретаря Основные задачи Конституционного Суда РФ заключаются в защите конституционного строя; защите основных прав и свобод человека; поддержании верховенства и прямого действия Конституции. Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ. Полномочия Конституционного Суда можно свести в несколько групп. 1. Дача заключений о соответствии Конституции РФ: - федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; - конституций республик,
уставов, а также законов и
иных нормативных актов -договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; - не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Не соответствующие Конституции РФ международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 2. Разрешение споров о компетенции: -между федеральными органами государственной власти; - между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ; - между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод и по запросам судов проверяет конституционность закона. 3. Толкование Конституции РФ по запросам: - Президента РФ; - Правительства РФ; - Государственной Думы, Совета Федерации; - органов законодательной власти субъектов РФ. Рассмотрение дел и вопросов и принятие решений по ним производится путем поименного опроса судей. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Наряду с Конституционным Судом РФ существуют конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды других субъектов РФ, которые являются судами субъектов РФ и призваны обеспечить контроль за соблюдением конституций республик, уставов краев и областей. Однако эти суды не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом. Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий — уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в Уголовном кодексе РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела об административных правонарушениях. Система судов общей юрисдикции представляет собой единую систему, построенную по принципу звеньев и инстанций. Звено судебной системы — определенное законом положение суда в системе судов, его компетенция (подсудность и т. п.). Инстанция - это процессуальные полномочия суда того или иного звена судебной системы. В этом значении различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанции. Например, областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, кассационной и надзорной инстанции. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный Суд РФ. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, — также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок его образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Федерации. Полномочия, порядок образования и деятельности судов этого звена устанавливаются федеральным конституционным законом. Районный суд в пределах
своей компетенции Военные суды относятся к
судам общей юрисдикции. Они создаются
по территориальному принципу по месту
дислокации войск и флотов и осуществляют
судебную власть в войсках, органах
и формированиях, где федеральным
законом предусмотрена военная
служба. Военные суды в пределах
своей компетенции Арбитражные суды в Российской Федерации. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. Порядок организации и деятельности арбитражных судов определен Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах Российской Федерации». Основными задачами арбитражных судов при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Систему арбитражных судов составляют: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Высший Арбитражный Суд
РФ является высшим судебным органом
по разрешению экономических споров
и иных дел, рассматриваемых арбитражными
судами, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе Пленума; Президиума; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникших из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. Федеральные арбитражные
суды округов являются судами по проверке
в кассационной инстанции законности
решений арбитражных судов Арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) рассматривают дела по первой инстанции, пересматривают в апелляционном порядке дела, рассмотренные ими в первой инстанции. К числу актуальных вопросов
совершенствования правовой регламентации
организации и деятельности местного
самоуправления относятся: установление
в законодательном порядке Таким образом, был рассмотрен
вопрос о народовластии (местное
самоуправление) - важнейшего элемента
из основ конституционного строя, которое
выступает самостоятельной Список литературы Бабурин С. Н. Правоведение. «Норма», 2003.- 592с. Комаров С. А. Правоведение «Юристъ», 2003. 526с. Конституция РФ - М. 1993. Кутафин О. Е. Правоведение . «Юристъ», 2002.-398с. |