Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:44, курсовая работа
Предметом данной курсовой работы являются правовые основы государственного кредита в Российской Федерации, состояние и перспективы их развития, а также конкретные нормы финансового законодательства, регулирующие финансовые отношения в области государственного кредита.
Задачами работы является изучение:
-государственного кредита как экономической категории;
-функций государственного кредита;
-основных форм внутреннего государственного кредита;
-международного государственного кредита;
-методов погашения внутреннего государственного кредита;
-методов погашения международного кредита;
-внешнего долга РФ в системе международной задолженности;
-стабилизационного фонда РФ.
Цель курсовой работы - определить роль государственных кредитов в экономике Российской Федерации.
Введение 3
1 Экономическое содержание и функции государственного кредита 5
1.1 Государственный кредит как экономическая категория 5
1.2 Функции государственного кредита 13
2 Формы государственного кредита 15
2.1 Основные формы внутреннего государственного кредита 15
2.2 Международный государственный кредит 19
3 Методы погашения государственного кредита 23
3.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита 23
3.2 Методы погашения международного кредита 29
4 Внешний долг РФ в системе международной задолженности 32
5 Стабилизационный фонд РФ 37
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 44
Содержание
Введение
1 Экономическое содержание и функции государственного кредита 5
1.1 Государственный кредит как экономическая категория 5
1.2 Функции государственного кредита
2 Формы государственного кредита
2.1 Основные формы внутреннего государственного кредита 15
2.2 Международный государственный кредит 19
3 Методы погашения государственного кредита
3.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита 23
3.2 Методы погашения международного кредита
4 Внешний долг РФ в системе международной задолженности 32
5 Стабилизационный фонд РФ
Заключение
Список использованных источников 43
Приложения
Введение
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Государственный кредит и его регулирование
- одна из наиболее актуальных и сложных
проблем для современной российской экономики.
Представляя собой
одну из форм мобилизации финансовых ресурсов,
государственный кредит играет двоякую
роль. Во-первых, в отношениях по государственному
долгу он ориентирован на формирование
дополнительных денежных средств в целях
финансирования основных функций государства,
во-вторых, в отношениях по государственному
кредитованию он направлен на распределение
имеющихся денежных средств для финансирования
отдельных направлений государственной
деятельности. Вступая в кредитные отношения,
государство воздействует на состояние
денежного обращения, уровень процентных
ставок на рынке денег или капиталов, на
производство и занятость.
Предметом данной курсовой работы являются правовые основы государственного кредита в Российской Федерации, состояние и перспективы их развития, а также конкретные нормы финансового законодательства, регулирующие финансовые отношения в области государственного кредита.
Задачами работы является изучение:
-государственного кредита как экономической категории;
-функций государственного
-основных форм внутреннего
-международного
-методов погашения внутреннего государственного кредита;
-методов погашения
-внешнего долга РФ в системе международной задолженности;
-стабилизационного фонда РФ.
Цель курсовой работы - определить роль
государственных кредитов в экономике
Российской Федерации.
1 Экономическое содержание и функции государственного кредита
1.1 Государственный кредит как экономическая категория
С появлением государства возникли и его потребности, которые надо было финансировать. Это вызвало к жизни такие категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности. Это привело к увеличению государственных расходов. Однако налоговых поступлений для их покрытия скоро стало не хватать. Это способствовало появлению новых форм государственных доходов - неналоговых платежей.
С течением времени налогов и неналоговых доходов для покрытия всех государственных расходов оказалось недостаточно, и государство вынуждено было прибегать к займам у монастырей, ростовщиков, богатых феодалов и т.п., правительств иностранных государств. Монарх и его правительство средства, полученные с помощью займов, направляли в общий фонд финансовых ресурсов и использовали на покрытие государственных расходов, а с долгами рассчитывались за счет поступлений по налогам и неналоговым доходам. Заимствования явились первой и самой распространенной формой государственного кредита.
Однако государство в кредитных отношениях может выступать не только как заемщик, но еще как гарант и кредитор. Если государство дает поручительства по займам (кредитам), получаемым на финансовом рынке другими лицами, то оно играет роль гаранта. Выдавая кредиты за счет бюджетных средств (реже - за счет средств фондов, формируемых на заемной основе), государство выступает как кредитор, а другая сторона - как заемщик.
Государственный кредит - это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств на возвратной и платной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор.
Таким образом, государственный кредит выражает отношения вторичного распределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства страны, а также части стоимости национального продукта иностранных государств, ресурсов международных рынков капиталов и международных финансовых организаций. Следовательно, в сферу государственных кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного и вторичного распределения стоимости вновь произведенного и накопленного продукта. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения и организаций (резидентов и нерезидентов), не предназначенные для текущего потребления. Государственный кредит конкретной страны питается также за счет бюджетных средств правительств иностранных государств, свободных ресурсов международных финансовых рынков и организаций (фондов).
Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками - уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и т.д. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных ресурсов на внутреннем и внешнем финансовых рынках.
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых гражданами и организациями (резидентами). У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, прежде всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (особенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Население может сознательно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить деньги для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужденные сбережения образуются у населения и в связи с такими отрицательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.
Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции (работ, услуг) могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы могут образоваться у юридических лиц в силу неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство или социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды организаций. С ростом эффективности общественного производства будут увеличиваться возможности привлечения хозяйствующих субъектов в сферу государственного кредита.
Возможность функционирования внешней части государственных кредитных отношений предопределяется постоянным наличием свободных ресурсов на международных финансовых рынках и специально созданных межгосударственных фондов, которые находятся в распоряжении международных финансовых организаций.
Именно так понимается содержание государственного кредита, необходимые и достаточные условия его функционирования большинством авторов научных, энциклопедических и учебных изданий. Однако нет единства специалистов при ответах на вопросы: а) государственный кредит — это самостоятельная экономическая категория или он, выражая собой лишь определенную часть финансовых отношений, является финансовой категорией? б) государственный кредит — это не экономическая и не финансовая категория, а всего лишь одна из форм кредита? От ответа на эти теоретические вопросы зависит и решение прикладной проблемы: в какой учебной дисциплине должны изучаться студентами государственные кредитные отношения — финансовой или кредитной?
Вне всякого сомнения, государственный кредит находится на стыке двух самостоятельных экономических категорий - финансов и кредита. На это указывают Л.Д, Андросова, Л.А. Дробозина, С.Г. Горбушина, В.В. Ковалев, И.Н. Мысляева и др. И это действительно так. С одной стороны, государственные кредитные отношения осуществляются на кредитной основе, поскольку стоимость движется на началах срочности, возвратности и платности; с другой стороны, эти отношения (как и финансы в целом) возникают вместе и в связи с появлением политической надстройки (государства) для удовлетворения ее потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. С укреплением государства, с развитием его функций усиливалось целевое назначение и расширялись границы использования государственного кредита - финансовые ресурсы публичной власти все в большей мере формируются на долговой основе, и он все чаще и во все возрастающих масштабах используется для обеспечения заимствований других лиц (в виде государственных гарантий) и оказания финансовой помощи другим органам власти, в том числе иностранным правительствам, юридическим лицам и международным организациям (в виде государственных кредитов).