Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 10:44, курсовая работа
Предметом данной курсовой работы являются правовые основы государственного кредита в Российской Федерации, состояние и перспективы их развития, а также конкретные нормы финансового законодательства, регулирующие финансовые отношения в области государственного кредита.
Задачами работы является изучение:
-государственного кредита как экономической категории;
-функций государственного кредита;
-основных форм внутреннего государственного кредита;
-международного государственного кредита;
-методов погашения внутреннего государственного кредита;
-методов погашения международного кредита;
-внешнего долга РФ в системе международной задолженности;
-стабилизационного фонда РФ.
Цель курсовой работы - определить роль государственных кредитов в экономике Российской Федерации.
Введение 3
1 Экономическое содержание и функции государственного кредита 5
1.1 Государственный кредит как экономическая категория 5
1.2 Функции государственного кредита 13
2 Формы государственного кредита 15
2.1 Основные формы внутреннего государственного кредита 15
2.2 Международный государственный кредит 19
3 Методы погашения государственного кредита 23
3.1 Методы погашения внутреннего государственного кредита 23
3.2 Методы погашения международного кредита 29
4 Внешний долг РФ в системе международной задолженности 32
5 Стабилизационный фонд РФ 37
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 44
Будущее российской экономики, восстановление политической и социальной стабильности в стране в огромной степени зависит от успешной политики управления внешним долгом. В связи с этим одной из самых актуальных проблем является управление внешней задолженностью такими финансовыми методами, которые позволили бы перейти к курсу на сокращение долга и продолжить реформирование экономики.
Классификация финансовых методов управления внешним государственным долгом:
1.
Финансовые методы подготовки
и обеспечения внешнего
-оценка текущего состояния внешнего долга;
-анализ состава, структуры, процедур получения и использования внешних займов;
- анализ и прогнозирование состояния
мировых рынков внешних займов;
-анализ и оценка текущей и будущей платежеспособности страны;
-оценка и управление рисками внешнего заимствования;
-планирование качественной и количественной структуры внешних заимствований;
-учет и оценка альтернативных форм внешнего заимствования.
2. Финансовые методы осуществления внешних заимствований:
- виды, формы и условия привлекаемых займов;
-контроль выпуска новых займов.
-планирование использования внешних займов:
-оценка и анализ проектов использования с учетом инвестиционных рисков;
-учет, анализ и оценка альтернативных возможностей использования внешних заимствований.
-планирование возврата внешних долгов;
-определение источников финансирования внешнего госдолга.
6. Финансовые методы погашения внешнего государственного долга:
-методы финансирования погашения внешнего долга;
- специальные методы урегулирования внешнего долга в случае ухудшения платежеспособности страны или ситуации долгового кризиса;
- контроль погашения внешнего долга.
4 Внешний долг
РФ в системе международной
задолженности
Внешний долг является важнейшей характеристикой экономики долгового типа, имеющей не только экономическое, но и большое геополитическое и социальной значение. Для такой экономики характерно отвлечение значительной части создаваемого богатства на выплаты по обслуживанию внешнего долга.
Долг СССР Парижскому клубу кредиторов на конец 1991 г. составлял 37,6 млрд. долл. В январе 1992 г. Правительство РФ заключило рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения этого долга. Далее в 1993—1995 гг. последовало три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993 г., от 4 июня 1994 г., от 3 июня 1995 г.), связанных с обслуживанием долга в период с декабря 1991 по конец 1995 г. Внешний долг России, составлявший на начало 1992 г. 57 млрд. долл., достиг в начале 1993 г. 9.6,6 млрд. долл. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.
Закончив в 1994 г. переговоры с Парижским клубом, Россия взяла на себя весь долг СССР в обмен на зарубежные активы. Парижский клуб — неинституционализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам. Россия — член Парижского клуба с 1997 г.
Одновременно Россия фактически потеряла возможность возвращения значительной части долгов от большинства стран. По предыдущим соглашениям наибольшая нагрузка по выплате советских долгов приходилась на период после 2002 г., и тогда это, видимо, казалось отдаленной перспективой. Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. Правительство РФ подписало меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996 г.) об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами — членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу 38 млрд. долл.
К концу 1993 г. обязательства России составили уже более 110 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 15 млрд. долл. (в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций). Причинами стремительного роста задолженности стали дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых- условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 г. соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65%.
За годы реформ в связи с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов налоговые доходы государства резко уменьшились. Бульщую часть 1990-х гг. доходная часть бюджета падала, а расходы государства для установления бюджетного равновесия сокращались недостаточно.
По официальным данным, на начало 1994 г. общая внешняя задолженность страны составляла 112,8 млрд. долл. Задолженность бывшего СССР за счет капитализации не выплачивавшихся процентов выросла до 104 млрд. долл. (92,2% общей внешней задолженности), а вновь образовавшаяся российская задолженность составляла 8,8 млрд. долл. Затем, в 1994-1997 гг., задолженность росла меньшими темпами (к 1996 г. достигла величины 121 млрд. долл.), отношение же задолженности к ВНП и экспорту постепенно сокращалось (с 55% в 1994 г. до 30% ВНП в 1996 г., с 260% экспорта страны в 1994 г. до 190% в 1996 г.).
По официальным данным Минфина России, на 31 декабря 1997 г. внешний долг России составлял 123,5 млрд долл., из которых 91,4 млрд долл. - долги, доставшиеся в наследство от Советского Союза. Однако в 1998 г. вновь были сделаны масштабные заимствования. К 1 июля 1998 г. внешний долг вырос до 129 млрд. долл. (рост задолженности был связан, в первую очередь, с попытками предотвратить дефолт по внутреннему долгу). Во второй половине 1998 г. произошла конвертация части внутреннего долга во внешний - объем задолженности на конец 1998 г. составил уже 143,9 млрд долл., а в 1999 г. достиг своего исторического пика - 167 млрд долл. (более 101% ВВП в рублевом исчислении)1.
Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, то есть погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов (Приложение 2).
Следствием проводимой политики финансирования бюджетного дефицита стало сокращение доли внутреннего долга у Казахстана и России и увеличение - у Беларуси. Государственное внешнее заимствование Казахстана ограничивается лимитом внешнего долга, который устанавливается на уровне не более 50% чистых золотовалютных активов Национального банка, кроме случаев привлечения программных займов от международных финансовых организаций. Лимит заимствования местного исполнительного органа на год не должен превышать 10% доходов местного бюджета на этот год. Лимит долга местного исполнительного органа не должен превышать 25% доходов местного бюджета на соответствующий финансовый год. Объем расходов на погашение и обслуживание долга местного исполнительного органа не должен превышать 10% доходов местного бюджета на соответствующий год.
Ровно через восемь лет после финансового кризиса 1988г. В период с 15 по 21 августа 2006г. РФ осуществила платежи в погашение остатка реструктурированной в 1996 и 1999 гг. в рамках Парижского клуба кредиторов задолженности. В результате российские обязательств перед всеми 17 государствами - членами Клуба в сумме 21,6 млрд. долл. США погашены в полном объеме и Россия более не является страной - дебитором Клуба. Межправительственные соглашения, которыми была оформлена указанная задолженность, утратили силу. Это означает, что Россия достигла цели, поставленной Правительством РФ и впервые сформулированной в «Долговой стратегии РФ на 2003-2005 гг.».
В рамках данной стратегии РФ сначала в январе 2005 г. досрочно в полном объеме погасила остаток обязательств перед МВФ, а затем начала переговоры о досрочной выплате наиболее крупной, политически значимой и сложно управляемой категории государственного внешнего долга — задолженности перед Парижским клубом кредиторов. Погашение реструктурированных в рамках Парижского клуба кредиторов долговых обязательств прошло в два этапа. В соответствии с Многосторонним соглашением от 13 мая 2005 г. в июле — августе 2005 г. была досрочно погашена задолженность на общую сумму, эквивалентную 15 млрд. долл. США. Ровно через год на основе договоренностей, оформленных в Многостороннем протоколе от 15 июня 2006 г., погашен остаток данной категории долга. Общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 г. превысит 12,0 млрд. долл. США.
В 2007—2009 гг. запланировано положительное сальдо заимствований на внутреннем рынке, не приводящее к увеличению процентных ставок. В результате к концу 2007 г. объем внутреннего долга превысил размер внешних обязательств, а совокупный объем государственного долга сократился с 9% ВВП на конец 2006 г. до 8,3% ВВП на конец 2007 г. Планируется его сокращение до 7,5% на конец 2009 г., при этом в уже в 2008 г. объем внутреннего долга превысит размер внешних обязательств (Приложение 3).
Государственная долговая политика РФ
на 2007—2009 гг. предусматривает снижение
объемов государственного внешнего долга
и постепенное замещение его внутренними
заимствованиями.
Принципами государственной долговой политики РФ являются:
-замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями;
-развитие рынка государственных ценных бумаг;
-использование государственных гарантий для ускорения экономического роста;
- применение инструментов долговой политики в целях осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.
Досрочное погашение внешнего долга также
будет способствовать укреплению международного
авторитета России как государства со
значительным запасом финансовой и долговой
устойчивости, имеющего репутацию добросовестного
заемщика и стремящегося конкретными
мерами политики улучшить инвестиционный
климат в стране.
5 Стабилизационный
фонд РФ
Стабилизационный фонд РФ был образован в 2004 г. Во исполнение постановления Правительства РФ от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда РФ» 16 октября 2006 г. завершено размещение средств Стабилизационного фонда РФ в рублях на счета Федерального казначейства в Банке России по учету средств Стабилизационного фонда РФ в иностранной валюте.
Остатки
средств на отдельных счетах по учету
средств Стабилизационного
-31,88 млрд. долл. США;
- 25,04 млрд. евро;
-3,77 млрд. ф. ст. Великобритании.
На счете по учету средств Стабилизационного фонда РФ в рублях сформировался нулевой остаток.
Таким образом, с июля по октябрь 2006 г. в соответствии с БК РФ и во исполнение упомянутого постановления в иностранную валюту были конвертированы средства Стабилизационного фонда РФ на общую сумму 1 898,33 млрд. руб., в том числе в октябре — на сумму 383,97 млрд. руб.
К долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда РФ, относятся долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США (далее — долговые обязательства).
Долговые обязательства должны соответствовать следующим требованиям:
-эмитент долговых обязательств должен
иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности
не ниже уровня «AAA» по классификации рейтинговых
агентств Fitch-Ratings или Standard & Poor's либо
не ниже уровня «Ааа»
по классификации рейтингового агентства
Moody's Investors
Service. Соответствующий рейтинг должен
быть присвоен
как минимум двумя из указанных агентств;