Государственный кредит РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить государственный кредит в РФ.
Данная цель решается с помощью рассмотрения следующих основных задач:
1. описать сущность, значение и формы государственного кредита;
2. описать сущность государственных займов как источника дополнительного привлечения денежных средств государством. Привести классификацию государственных займов;
3. описать сущность государственного долга. Дать характеристику понятию управления государственным долгом, указать методы управления им;
4. описать виды государственных ценных бумаг РФ;
5. описать государственный долг России и выявить проблемы его погашения текущего года.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

 

Кафедра туризма и  гостеприимства

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Финансы  и кредит

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент I курса

группы РД – 11 - 1

заочного факультета

специальности: Ресторанное  дело

Беломоин К.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

Тема №7. Государственный  кредит.

 

Введение

Под государственным кредитом понимаются отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности .

Традиционно роль государственного кредита  заключалась в том, чтобы финансировать  государственный дефицит. В современных условиях государство использует этот институт и для регулирования денежных отношений (денежного обращения).

Актуальность этого института  во все времена обеспечивает одна единственная причина - постоянный дефицит  денежных средств, который характерен для каждого государства.

Финансово-экономические предпосылки  государственного кредита заключаются  в том, что существуют особенности  формирования бюджета, а также есть разрывы между получением денежных средств и их расходованием, для  компенсации этих кассовых разрывов и привлекаются юридические и физические лица в роли кредиторов государства.

В нашей стране наиболее активно  займами увлекается федеральная  власть, в субъектах федерации  к таким средствам прибегают  реже. Но проблема является до сих пор  актуальной.

Негативные последствия государственного кредита - образуется государственный  внутренний долг.

Цель работы: изучить государственный  кредит в РФ.

Данная цель решается с помощью  рассмотрения следующих основных задач:

1. описать сущность, значение и  формы государственного кредита;

2. описать сущность государственных  займов как источника дополнительного  привлечения денежных средств  государством. Привести классификацию  государственных займов;

3. описать сущность государственного  долга. Дать характеристику понятию управления государственным долгом, указать методы управления им;

4. описать виды государственных  ценных бумаг РФ;

5. описать государственный долг  России и выявить проблемы  его погашения текущего года.

 

 

 

  1. Государственный кредит, его сущность и формы.

Государственный кредит как экономическая категория — система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством на добровольных основах для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая категория — это самостоятельный институт финансового права, представляющий собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.

Источником погашения государственных  займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т. е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов.

В целом государственные займы  могут быть классифицированы по следующим  признакам:

по срокам действия долговые обязательства РФ могут носить:

  • краткосрочный характер (до 1 года);
  • среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет);
  • долгосрочный характер (от 5 до 30 лет).

Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными  условиями займа, но не могут превышать 30 лет (закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном  внутреннем долге РФ»);

по праву эмиссии они делятся на:

  • выпускаемые центральным правительством;
  • выпускаемые правительствами национально-госу-дарственных- и административно-территориальных образований и органами местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом;

по признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые:

  • только среди населения;
  • только среди юридических лиц;
  • как среди юридических лиц, так и среди населения;

по форме выплаты доходов займы могут делиться на:

  • процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг без ежегодных выплат;
  • выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигаций, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;
  • беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

по методам размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

Сейчас используются только добровольные займы. Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, поэтому также не применяются.

по форме займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных  соглашениях, где оговариваются уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени  государства-заемщика размещаются, как  правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

На банковскую систему возложена  обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных  ценных бумаг, а коммерческие банки  — вторичную реализацию. Таким  образом, происходит становление и  развитие рынка ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению  и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме, т. е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

 

  1. Государственные займы как источник дополнительного привлечения денежных средств государством. Виды государственных займов.

 

Для выполнения своих функций и обеспечения устойчивости финансовой системы государство привлекает кредиты, а также выдает займы. Эта деятельность государства объединяется в широкое понятие — государственный кредит.

Государственный кредит — отношения, по которым Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.

В основном государство не предоставляет, а получает займы. Государственный заем — передача в собственность Российской Федерации денежных средств, которые Российская Федерация обязуется возвратить с уплатой процента на сумму займа. Заем позволяет решать проблему временной нехватки бюджетных доходов.

Кредит также используется в  сфере межбюджетных отношений.

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление юридическим лицам средств на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит надо отличать от бюджетной ссуды.

Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Предоставление кредита оформляется кредитным договором.

Условиями кредитного договора непременно являются:

  • погашение, возникающее по кредитному договору обязательно в согласованный срок;
  • обеспеченность кредита;
  • размер процентной ставки.

Через кредитные отношения обеспечивается перераспределение кредитных ресурсов.

Результат государственных займов — появление государственного долга. Он бывает внутренним и внешним.

Внутренний государственный долг играет важную роль в макроэкономическом регулировании, в частности, в регулировании  процентных ставок и денежного обращения. В балансах центральных банков всех стран основной актив составляют государственные ценные бумаги — один из видов государственного долга.

Центральные банки приобретают  государственные ценные бумаги на вторичном  рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Почему монетизируется именно государственный  долг? Потому что невозможно монетизировать частный долг. Но такие предложения делаются. В частности, Ф. Хайеком выдвинута теория частных денег. Она предлагает отмену монополии государства на выпуск денег и разрешение частным фирмам эмитировать собственные деньги. Любопытно, что эта теория была поддержана М. Фридменом, хотя она полностью противоречит количественной теории. Легко представить последствия частной эмиссии, если вспомнить опыт "МММ" и других подобных "эмитентов".

Проценты по государственным займам выступают макроэкономическим регулятором экономики. Если государство привлекает в качестве займов слишком большой объем кредитных ресурсов, предлагая высокий процент, то происходит общее повышение процентных ставок. Это негативно отражается на предпринимательской деятельности.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Поэтому накапливание государственного долга — это моральная проблема. Увеличивая долг, одно поколение перекидывает свои проблемы на другое и живет за его счет.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого  кредита. При получении банковского  или коммерческого кредита обеспечением служат конкретные ценности: ценные бумаги, товары на складе, станки и оборудование. Обеспечением государственных займов является государственная собственность.

Поэтому при объявлении государственного банкротства (дефолта) может подлежать аресту находящееся за границей государственное имущество, но за исключением имущества посольств.

Аресту могут быть подвергнуты здания торговых представительств, а также банковские счета всех компаний, в которых есть доля государства.

Государственный кредит, предоставляемый  юридическим и физическим лицам, благоприятно воздействует на уровень  производства и занятость. Во многих странах используются государственные гарантии кредитов, предоставляемых экспортерами для расширения сбыта своей продукции.

  1. Государственный долг, его сущность. Понятие управления государственным долгом, методы управления им.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

Информация о работе Государственный кредит РФ