Государственный кредит РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: изучить государственный кредит в РФ.
Данная цель решается с помощью рассмотрения следующих основных задач:
1. описать сущность, значение и формы государственного кредита;
2. описать сущность государственных займов как источника дополнительного привлечения денежных средств государством. Привести классификацию государственных займов;
3. описать сущность государственного долга. Дать характеристику понятию управления государственным долгом, указать методы управления им;
4. описать виды государственных ценных бумаг РФ;
5. описать государственный долг России и выявить проблемы его погашения текущего года.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 131.00 Кб (Скачать)
  • Внешний долг — это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.
  • Внутренний долг — обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые  обязательства Российской Федерации  существуют в форме:

  • кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • государственных ценных бумаг;
  • договоров о предоставлении государственных гарантий;
  • переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) и долгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в  сроки, установленные условиями  займов, но эти займы не могут  превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ.

Российская Федерация не несет  ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным  правительством.

Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут  быть в форме:

  • кредитов, полученных Правительством РФ;
  • государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
  • других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего  долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Контроль за состоянием государственного долга производится представительными  и исполнительными органами государственной власти.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

  • Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  • Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  • Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  • Унификация — объединение нескольких займов в один.
  • Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  • Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  • Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
  1. Государственные ценные бумаги РФ, их виды.

В российском законодательстве не содержится единого перечня видов государственных ценных бумаг. Вместе с тем на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 143 ГК РФ государственные ценные бумаги могут выпускаться в виде:

  1. облигаций;
  2. векселей;
  3. акций;
  4. а также иных документов, которые в соответствии с законами о ценных бумагах или в установленном в них порядке относятся к ценным бумагам.

Ценные бумаги, выпуск которых был предусмотрен актами Президента РФ и Правительства РФ, подлежат обращению на территории Российской Федерации наравне со всеми остальными ценными бумагами, так как изданные до введения в действие ГК РФ акты органов государственной власти подлежат применению впредь до введения соответствующих законов. Рассмотрим более подробно основные виды государственных ценных бумаг, которые участвуют в обращении на официальном рынке. 
Облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ). Эти облигации представляют собой переоформленные Минфином РФ совместно с ЦБ РФ и Внешэкономбанком обязательства бывшего СССР перед российскими предприятиями, организациями, учреждениями по валютным счетам во Внешэкономбанке по состоянию на 1 января 1992 г. 
Порядок и сроки выпуска ОВВЗ определены Условиями выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа, утвержденными Постановлением Совмина — Правительства РФ от 15 марта 1993 г. № 222, в соответствии с которыми ОВВЗ выпускаются в виде государственной ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте. 
Доход по ОВВЗ начисляется в размере 3% годовых и ежегодно выплачивается при предъявлении соответствующего купона, который является неотъемлемой частью облигации. Период предъявления купонов, а также самих ОВВЗ к погашению определен в 10 лет начиная с года, в течение которого установлен срок погашения соответствующих купонов или ОВВЗ. 
Суммы, подлежащие выплате владельцам ОВВЗ при получении ими купонного дохода, а также при погашении самих облигаций, выплачиваются в безналичном порядке в долларах США путем перевода средств на счета в уполномоченных банках. 
Кроме того, ОВВЗ, являясь государственными ценными бумагами, могут быть использованы их владельцами в гражданском обороте на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством и с учетом требований валютного законодательства РФ, поскольку они относятся к категории валютных ценностей. В Письме ЦБ РФ от 13 апреля 1994 г. № 87 «О порядке осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями внутреннего государственного валютного займа» дополнительно разъяснены особенности их обращения на территории России. 
В 1996 г. был произведен дополнительный выпуск ОВВЗ, необходимость которого была вызвана неполным погашением внутреннего валютного долга государства по ОВВЗ 1993 г. Условия выпуска, размещения и погашения внутреннего государственного валютного займа 1996 г., номинированного также в долларах США, идентичны условиям выпуска 1993 г. 
Государственные краткосрочные обязательства (ГКО). Начиная с 1993 г. на территории Российской Федерации выпускаются государственные краткосрочные бескупонные облигации, эмитентом которых является Минфин РФ. Порядок обращения и условия выпуска указанных ценных бумаг регулируются Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ, утвержденными Постановлением Совмина — Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 и постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1994 г. № 1105, Положением об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, а также другими нормативными актами. 
ГКО выпускаются периодически на срок до 1 года с номинальной стоимостью 1 млн руб. в бездокументарной форме. Каждый выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. 
Владельцами ГКО могут быть любые юридические и физические лица. При этом Минфином РФ по согласованию с ЦБ РФ может быть установлено ограничение круга потенциальных покупателей ГКО, которое должно быть зафиксировано в условиях их выпуска. Все операции по обращению ГКО, в том числе и учет их владельцев, осуществляются через учреждения ЦБ РФ или дилеров, т.е. юридических лиц — профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих свои полномочия на основании договора, заключенного с ЦБ РФ. 
Предприятия имеют право приобретать, продавать, а также использовать ГКО в качестве залога. Никаких иных сделок, кроме заключения договоров купли-продажи и залога, владельцы ГКО совершать не вправе. 
ГКО приобретаются по цене ниже номинала (с дисконтом). При погашении ГКО владельцам перечисляется в безналичной форме номинальная стоимость на момент погашения. При этом владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых ГКО при приобретении новых ГКО следующего выпуска. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (равно, как и ценой погашения) и ценой покупки. 
Облигации федеральных займов (ОФЗ). С целью покрытия бюджетного дефицита на основании Закона РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» государством в лице Минфина РФ во исполнение постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 455 «О выпуске облигаций федеральных займов» выпускаются облигации сроком обращения от 1 года до 3 лет номинальной стоимостью 1 млн руб. 
Порядок и условия выпуска ОФЗ установлены Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов. В соответствии с ними ОФЗ выпускаются в бездокументарной форме в виде записей по счетам депо, удостоверяющих право собственности их владельцев на принадлежащие им ОФЗ. Владельцы ОФЗ не вправе требовать выдачи их на руки. Владельцами ОФЗ могут быть как юридические, так и физические лица, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов. 
Доходом по ОФЗ является купонный доход в виде процента к их номинальной стоимости, который выплачивается в порядке и размере, определяемых условиями отдельных выпусков облигаций федеральных займов, утверждаемых Минфином РФ совместно с ЦБ РФ. 
На сегодняшний день на территории России существуют несколько видов ОФЗ, которые различаются в зависимости от особенности определения купонного дохода, а именно:

  1. ОФЗ с постоянным купонным доходом;
  2. ОФЗ с переменным купоном.

Правовой режим обращения ОФЗ  с переменным купоном определяется Генеральными условиями выпуска  облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 13 июня 1995 г. № 52. Отличительной особенностью таких ОФЗ является порядок определения и выплаты дохода, который рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения по следующим купонам, включая последний, и не позднее чем за семь дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону. При этом под накопленным купонным доходом понимается часть купонного дохода, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска ОФЗ или даты выплаты предшествующего купонного дохода. 
Выплата купонного дохода владельцам ОФЗ — предприятиям осуществляется через дилеров на основании поручений, выданных предприятиями. При этом выплата осуществляется на дату выплаты купонного дохода ЦБ РФ путем перечисления соответствующих средств на торговые счета дилеров до начала торгов или аукциона. ОФЗ с переменным купоном являются именными купонными среднесрочными ценными бумагами. 
По ОФЗ с постоянным купонным доходом его величина устанавливается постоянной. Порядок и условия выпуска таких ОФЗ регулируются Условиями выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденными Минфином РФ 28 июня 1996 г. № 60. 
Отметим, что, как и любые ценные бумаги, ОФЗ участвуют в гражданском обороте, выступая в качестве не только предмета сделки, но и средства обеспечения выполнения договорных обязательств, например в качестве залога. Следует обратить внимание на то, что при совершении сделок стоимость ОФЗ складывается из текущей стоимости самой облигации и накопленного купонного дохода на день совершения сделки. 
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).  
Эти облигации, эмитируемые Минфином РФ, в отличие от ОФЗ выпускаются в документарной форме на предъявителя, закрепляя право их владельца на получение в соответствии с условиями выпуска процентного дохода и номинальной стоимости облигации при ее погашении. Владельцами ОГСЗ могут быть как юридические и физические лица Российской Федерации, так и нерезиденты. 
До 1997 г. порядок и условия выпуска ОГСЗ регулировались постановлением Правительства РФ от 10 августа 1995 г. № 812, в соответствии с которыми, а также по условиям отдельных выпусков ОГСЗ процентный доход начислялся ежеквартально к номинальной стоимости облигации. Конкретный объем и сроки каждого выпуска ОГСЗ, порядок и форма выплаты доходов, условия погашения облигаций, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальная стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по ОГСЗ регулируются условиями отдельных выпусков ОГСЗ, утверждаемых Минфином РФ. 
В связи с увеличением объемов выпуска ОГСЗ Правительством РФ было принято постановление от 18 декабря 1996 г. № 1497 «О завершении в 1996 г. выпуска ОГСЗ РФ». Правительством РФ были утверждены также новые Генеральные условия выпусков ОГСЗ, в соответствии с которыми, как и ранее, порядок выпуска, обращения и погашения ОГСЗ, а также выплаты процентных доходов по ним регулируется условиями отдельных выпусков ОГСЗ. 
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ). Порядок размещения, обращения и погашения таких займов регулируется постановлением Правительства РФ от 21 марта 1996 г. № 316, а также отдельными документами Минфина РФ, определяющими периодичность, сроки, условия и порядок выплаты доходов, а также ограничение круга потенциальных владельцев. 
ОГНЗ, эмитированные Минфином РФ, выпускаются в бездокументарной форме номинальной стоимостью в 1 млн руб. Владельцами ОГНЗ могут быть только юридические лица (резиденты и нерезиденты), имеющие право на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации, а также на получение основного долга в виде номинальной стоимости облигации, выплачиваемого при ее погашении. 
ОГНЗ не подлежат обращению на вторичном рынке и распространяются среди определенного, ограниченного круга владельцев. 
Казначейские обязательства (КО). Казначейские обязательства выпускались Минфином РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 9 августа 1994 г. № 906. Номинальная стоимость, срок погашения, а также процентная ставка КО определялись Минфином РФ при выпуске каждой их серии. При этом они выпускались в бездокументарной форме, обращение производилось по счетам депо в уполномоченных депозитариях путем перевода соответствующих сумм на счет депо их владельцев. 
По казначейским обязательствам определялся процентный доход, размер которого зависел от срока обращения. Порядок и особенности обращения КО на рынке ценных бумаг, а также отражение в бухгалтерском учете соответствующих операций регулировались Положением № 140, утвержденным Минфином РФ 21 октября 1994 г. 
Документом, подтверждающим право собственности владельца на КО, являлась выписка со счета депо в уполномоченном Минфином РФ депозитарии. 
В зависимости от этапов обращения определялись и возможности участия КО в гражданском обороте. В частности, на первом этапе обращения КО, при их размещении держатель имел право с помощью КО погашать свою кредиторскую задолженность путем перевода их на счета кредиторов, использовать КО в качестве залога, обменивать на налоговые освобождения. 
После прохождения оговоренного в глобальном сертификате количества операций КО могли быть использованы также в качестве предмета договора купли-продажи или представлены к погашению. 
В соответствии с Распоряжением ЦБ РФ от 28 сентября 1998 г. № Р-524 «О выпуске облигаций Банка России» ЦБ РФ приступил к выпуску облигаций Банка России. Порядок размещения, обращения и погашения облигаций Банка России регулируются Положением Банка России «О порядке эмиссии облигаций Центрального банка Российской Федерации». 
Владельцы облигаций имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им бумагами в соответствии с действующим законодательством. С облигациями могут заключаться только договоры (сделки) купли-продажи, а также залога. Совершение других операций с облигациями допускается только в случае принятия Банком России соответствующего нормативного акта, регламентирующего порядок совершения таких операций. Переход права собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент их перевода на счет депо нового владельца. 
Обращение облигаций осуществляется только путем заключения сделок купли-продажи облигаций через торговую систему. Заключение сделок залога облигаций производится в соответствии с действующим российским законодательством.

  1. Государственный долг России и проблемы его погашения текущего года.

Пока существует государственная  задолженность, проблема внешнего долга  будет волновать государство  и население страны. А если брать  во внимание нестабильность экономики, как в России, так и во всем мире, то государственный долг будет существовать неопределенно долгое время.

Беря кредиты, мы стараемся покрыть  дефицит федерального бюджета, что  в свою очередь должно послужить  к улучшению социально-экономического уровня жизни населения страны. Но раз мы берем, то должны это отдать, а отдаем мы деньги опять же населения страны, деньги налогоплательщиков - получается замкнутый круг.

В любой ситуации, чтобы избавиться от какой-либо проблемы необходимо в  первую очередь избавиться от ее причины. В случае с госдолгом это бюджетный дефицит. Если в государстве профицит бюджета, то это позволяет, во-первых, прекратить внешние заимствования, что в свою очередь остановит рост годолга; во-вторых, позволит выплатить часть внешнего долга, что приведет к его уменьшению; в-третьих, позволит направить средства на установление социально-экономического состояния населения.

Сложность в том, что в условиях экономического кризиса невозможно добиться профицита бюджета, в особенности, когда экономики стран так сильно зависят друг от друга и от экономики США в особенности. Поэтому это не решение в данной ситуации.

Перейдем к анализу статистики государственного внешнего долга.

Первое, что следует отметить, что  в перечне стран по размерам госдолга по состоянию на 1 января 2010г. Россия занимает 22 место после таких стран как США, являющегося лидером; Великобритании; Германии; Франции; Италии; Японии и др. Однако они используют внешние заимствования таким образом, что они приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов государства, которые они в свою очередь направляют на собственные производства, изготавливая товары и предоставляя услуги, в том числе и своим кредиторам, на чем и зарабатывают, ведь готовая продукция в любом случае дороже сырья.

Второе.  В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года по данным Международного валютного фонда составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. Однако в сентябре 2010г. он уже составлял 41,5 млрд., после чего опять начал снижаться и на 1 ноября 2010г. составлял 40,8 млрд. долларов. Это в свою очередь говорит о стабилизации государственной политики по выплате внешнего госдолга. Для сравнения, наихудшее положение было после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.

По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Но новый бюджет на 2011-2013 гг. принят дефицитным. И мы опять возвращаемся к тому, что дефицит бюджета покрывается государственными заимствованиями, что в свою очередь неизбежно влечет к увеличению государственного внешнего долга. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд.

Погашать внешнюю задолженность  будут из национальных сбережений, что приведет к сокращению благосостояния населения.

По-нашему мнению, необходимо:

1. Создание системы эффективного  управления государственным долгом. Это в свою очередь позволит  минимизировать совокупные издержки  и сократить номинальный объем  долга; 

2. Совершенствование налоговой  системы. Речь не идет о повышении самих налогов. Необходимо жестко контролировать их распределение, четко прослеживать их путь с момента получения (поступления в бюджет) до момента реализации (конечной точки распределения). Ведь доходы в бюджет в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга.

3. Выплачивать строго в соответствии  с графиком. Это относится как  к дате выплат, так и к их  размеру. Иначе не только увеличивается  объем долгов, но и проценты  по выплатам увеличиваются в  зависимости от срока предстоящих платежей.

Изъятие из экономики огромных денег  в целях погашения внешней  задолженности отодвигает на длительное время возможность осуществления  инвестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса.

Конечно, сейчас руководство страной  нашло выход из данной ситуации - привлекать средства иностранных инвесторов, но этим Россия теряет свою независимость  в разработке научных идей и проектов. Кроме того иностранные инвесторы  не повысят заработную плату бюджетникам и военным, пенсии и стипендии. А ради этого следует принимать меры к снижению долгового бремени.

 

Заключение.

Государственный кредит находится  на стыке двух видов денежных отношений  финансов и кредита, и несет черты, как тех, так и других.

Спрос на кредит у заемщиков как  субъектов в связи с потреблениями  в данный отрезок времени:

В положении основного и оборотного капитала;

В приобретении товаров длительного  пользования;

В покрытии потребностей в расчете  с бюджетными органами ( и у государства и в связи с покрытием дефицита гос. бюджета)

Информация о работе Государственный кредит РФ