Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:54, реферат
Система государственной власти состоит из большого числа органов разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.
Основные органы государственной власти названы в Конституции РФ, однако, в эту систему входят также многие другие органы, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов.
Введение-стр.3
1.1. Общая характеристика органов государственной власти-стр.4
1.2. Президент РФ-стр.4
1.3. Законодательная власть в РФ-стр.5
Структура органов законодательной власти-стр.5
Совет Федерации-стр.6
Государственная Дума-стр.8
1.4. Федеральные органы исполнительной власти-стр.9
Система органов исполнительной власти-стр.9
Правительство РФ-стр.10
Федеральные органы исполнительной власти-стр.11
Территориальные органы министерств и ведомств РФ-стр.13
Межведомственные, правительственные комиссии и советы-стр.14
1.5. Законодательная и исполнительная власть в субъектах Федерации-стр. 14
Органы законодательной власти субъектов РФ-стр.15
Органы исполнительной власти субъектов РФ-стр.17
1.6. Судебная власть в РФ и её органы-стр.18
Конституционный Суд Российской Федерации-стр.19
Конституционные суды субъектов Российской Федерации-стр.20
Верховный Суд Российской Федерации-стр.20
Суды общей юрисдикции-стр. 21
Арбитражный Суд РФ-стр. 22
Заключение-стр.23
Список использованной литературы-стр.24
Министерство образования Российской Федерации
Омский государственный институт сервиса
Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Реферат
По дисциплине «Правоведение»
на тему
«Органы государственной власти в РФ»
Выполнила: студентка гр.Тз-101
Позднякова О.Л.
Проверил: доцент, канд. полит. наук
Шаталин Е.А.
Омск-2013
Содержание
Введение-стр.3
Структура органов законодательной власти-стр.5
Совет Федерации-стр.6
Государственная Дума-стр.8
Система органов исполнительной власти-стр.9
Правительство РФ-стр.10
Федеральные органы исполнительной власти-стр.11
Территориальные органы министерств и ведомств РФ-стр.13
Межведомственные, правительственные комиссии и советы-стр.14
Органы законодательной власти субъектов РФ-стр.15
Органы исполнительной власти субъектов РФ-стр.17
Конституционный Суд Российской Федерации-стр.19
Конституционные суды субъектов Российской Федерации-стр.20
Верховный Суд Российской Федерации-стр.20
Суды общей юрисдикции-стр. 21
Арбитражный Суд РФ-стр. 22
Заключение-стр.23
Список использованной литературы-стр.24
Введение
Система государственной власти состоит из большого числа органов разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.
Основные органы государственной власти названы в Конституции РФ, однако, в эту систему входят также многие другие органы, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов.
Государственная власть - живой организм, находящийся в постоянном движении и развитии. Задачи укрепления Российского государства прямо связаны с действенностью, эффективностью работы системы её органов, преодолении отставания законодательства в сфере реализации актуальных направлений и задач, стоящих перед обществом.
Государственные органы - это один из каналов, через который народ, согласно Конституции Российской Федерации, осуществляет свою власть.
«Государственный орган является гражданином или коллективом граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций и действуют в установленном государством порядке».
По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ.
Федеральные органы включают: Президента РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, Конституционный суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы исполнительной власти и федеральные суды РФ.
В систему органов государственной власти субъектов РФ входят органы, создаваемые Федеральными законами, а также конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Президент РФ является главой государства (ст.80 Конституции РФ). Президент РФ занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти, избирается всеобщим голосованием, располагает собственными полномочиями, позволяющими ему действовать независимо.
Президент РФ, в соответствии с Конституцией, обладает широкими полномочиями, которые определены в гл.4 Конституции РФ. Основными полномочиями Президента РФ являются следующие.
Президент назначает выборы в Государственную Думу, распускает Государственную Думу, назначает референдум, вносит законопроекты в Государственную Думу, подписывает и обнародует федеральные законы.
Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации и имеет право председательствовать на заседаниях Правительства. Он же имеет право принять решение об отставке Правительства.
Президент представляет Государственной Думе кандидатуры на должности (назначение и освобождение): Председателя Центрального банка Российской Федерации; Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; Уполномоченного по правам человека.
Президент рассматривает решение Государственной Думы о недоверии Правительству; согласует с Советом Федерации назначение и освобождение от должности: Генерального прокурора Российской Федерации; судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда.
Президент России, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры и грамоты.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение.
Президент, при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.
Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы (ст.93). Однако процедура отрешения чрезвычайно сложна.
Структура органов законодательной власти
Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе РФ; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом и никаким другим способом формироваться не могут. В своей совокупности они составляют систему представительных органов государственной власти РФ.
В России в силу ее федеративного устройства следует различать федеральные законодательные органы, а также законодательные органы субъектов федерации, причем система органов государственной власти республик, краев, областей устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральными законами.
В Российской Федерации высшим органом законодательной власти является Федеральное Собрание.
Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации (статья 94 Конституции РФ), состоящий из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (статья 95 Конституции РФ). Федеральное собрание является постоянно действующим органом.
Ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен Федеральным Собранием.
Государственная Дума представляет собой все население РФ, а Совет Федерации состоит представителей субъектов Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы регионов. Вместе с тем это государственный орган всей федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.
Совет Федерации
В соответствии с законом Совет Федераций формируется из представителей субъектов по одному от законодательной и исполнительной власти.
Представители субъектов федерации, соответственно, избираются от законодательных органов государственной власти субъектов РФ (представитель от законодательного органа) и назначаются высшим должностным лицом субъекта РФ (представитель от исполнительной власти).
Совет Федерации избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей. Они не могут быть представителями одного субъекта Российской Федерации.
К ведению Совета Федерации относятся (статья 102 Конституции РФ):
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации обязан рассмотреть принятые Государственной Думой законы только по указанным в Конституции РФ вопросам (ст.106): бюджет, налоги и сборы, война и мир, ратификация и денонсация международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы РФ, финансового, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссии. По другим вопросам рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой не обязательно (они могут быть сразу переданы на подпись Президенту РФ).
Государственная Дума
Согласно Конституции Российской Федерации, государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.
Руководит деятельностью Государственной Думы ее Председатель. Кандидатов на должность Председателя Думы могут выдвигать депутатские объединения (партийные фракции, депутатские группы), а также сами депутаты. Кандидатуры обсуждаются, но все, кроме взявших самоотвод, включаются в список для голосования. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа депутатов (т.е. по крайней мере 225 + 1). В противном случае проводится второй тур, на котором достаточно набрать относительное (простое) большинство голосов.
Порядок работы Государственной Думы учитывает её фракционную структуру. К ведению Государственной Думы относятся (статья 103 Конституции РФ):
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Порядок действия Госдумы определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Госдумы.
Госдума избирает из своего состава Председателя и его заместителей. Они избираются тайным голосованием с использованием бюллетеней, но может быть принят вопрос и об открытом голосовании.
Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым нижней палатой парламента, депутаты образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы.
Нижняя палата может быть распущена Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госдума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ст. 111 и 117 Конституции РФ).
Система органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.