Органы государственной власти в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 17:54, реферат

Краткое описание

Система государственной власти состоит из большого числа органов разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.
Основные органы государственной власти названы в Конституции РФ, однако, в эту систему входят также многие другие органы, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов.

Оглавление

Введение-стр.3
1.1. Общая характеристика органов государственной власти-стр.4
1.2. Президент РФ-стр.4
1.3. Законодательная власть в РФ-стр.5
Структура органов законодательной власти-стр.5
Совет Федерации-стр.6
Государственная Дума-стр.8
1.4. Федеральные органы исполнительной власти-стр.9
Система органов исполнительной власти-стр.9
Правительство РФ-стр.10
Федеральные органы исполнительной власти-стр.11
Территориальные органы министерств и ведомств РФ-стр.13
Межведомственные, правительственные комиссии и советы-стр.14
1.5. Законодательная и исполнительная власть в субъектах Федерации-стр. 14
Органы законодательной власти субъектов РФ-стр.15
Органы исполнительной власти субъектов РФ-стр.17
1.6. Судебная власть в РФ и её органы-стр.18
Конституционный Суд Российской Федерации-стр.19
Конституционные суды субъектов Российской Федерации-стр.20
Верховный Суд Российской Федерации-стр.20
Суды общей юрисдикции-стр. 21
Арбитражный Суд РФ-стр. 22
Заключение-стр.23
Список использованной литературы-стр.24

Файлы: 1 файл

реферат правоведение.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Правительство РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов координирует деятельность глав исполнительной власти, правительств республик и администраций иных субъектов Федерации. Цель этой координационной деятельности - обеспечение единой государственной политики в тех отраслях и сферах, где это предусмотрено Конституцией РФ.

В то же время главы исполнительной власти субъектов РФ действуют самостоятельно в пределах компетенции и федеральные органы не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность, осуществляемую в пределах полномочий. Главы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемыми на уровне субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, комитеты, управления, департаменты и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные лица назначаются и освобождаются от должности главой исполнительной власти субъектов Федерации. Исключение составляют органы, ведающие вопросами совместной компетенции РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются соответствующим федеральным министром по согласованию с главой исполнительной власти субъекта РФ. Эти "совместные" ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное подчинение) - центральному органу федеральной исполнительной власти, который осуществляет общее методическое руководство, а по горизонтали (линейное подчинение) - главе исполнительной власти субъекта РФ. По предметам исключительного ведения субъекта Федерации ими создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, которые подчиняются исключительно главе исполнительной власти субъекта Федерации и не входят в систему исполнительной власти Российской Федерации.

    1. Судебная власть в РФ и её органы

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная власть Российской Федерации осуществляется в строгих процессуальных нормах. Конституцией Российской Федерации устанавливаются основные гарантии свободы человека. Основная задача судебной власти — разрешение конфликтов и споров, возникающих в общественной и государственной жизни, восстановление нарушенных прав, наказание тех, кто преступил правопорядок и нарушил закон. Судебная власть осуществляется только судом, никто другой в РФ не вправе вершить правосудие. Конституция и закон наделяют судей как носителей судебной власти особым правовым статусом.

Принципы деятельности судебной власти:

- законность - суды  могут действовать только на  основании действующего законодательства.

- гласность (открытость) судебного разбирательства - каждый  человек может присутствовать  на слушании дела в суде. Закрытое  заседание проводится в случаях  прямо предусмотренных законом.

- состязательность  и равноправие сторон, т.е. наличие  равных прав сторон - участников  судебного разбирательства и  их возможность оспаривать или  доказывать необходимые для разрешения  дела факты.

Судебная власть реализуется через систему органов правосудия, которую образуют:

- Конституционный  Суд РФ,

- Верховный Суд  РФ,

- Высший Арбитражный  Суд РФ,

- Федеральные  суды, к которым относятся:

- суды общей  юрисдикции (в том числе военные  суды);

- арбитражные  суды 

- Суды субъектов  федерации, к которым относятся:

- конституционные (уставные) суды субъектов Российской  Федерации 

- мировые судьи.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного суда РФ, высшего Арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению президента РФ (ст.128 Конституции РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации— судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Федеральный конституционный закон  от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» подчеркивает, что Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. Ст.125 Конституции РФ устанавливает, что поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента, каждой из палат Федерального Собрания, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

Конституционные суды субъектов Российской Федерации

Конституционные суды субъектов Российской Федерации - орган судебной системы, который может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст.7 №1-ФКЗ от 31.12.1996 «О судебной системе Российской Федерации»). Финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный суд конкретного субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Решение такого суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Верховный Суд Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 126 Конституции РФ).

Верховный суд РФ действует в составе:

Пленума Верховного суда;

Президиума Верховного суда;

Судебной коллегии по уголовным делам;

Судебной коллегии по гражданским делам;

Военной коллегии

В штат Верховного суда входят свыше 120 судей, Председатель, первый заместитель и 5 заместителей Председателя, Председатель, заместитель председателя и 6 судей военной коллегии.

Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание судебного департамента при Верховном суде РФ. Судебный департамент осуществляет организационное обеспечение деятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансирования мировых судей. Руководитель департамента назначается и освобождается от должности Председателем Верховного суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Суды общей юрисдикции

Построение судов общей юрисдикции как одной из ветвей судебной власти с точки зрения принципов федерализма противоречиво. Фактически в Российской Федерации сформировались две системы судов общей юрисдикции:

- федеральная  судебная система, включающая Верховный  Суд Российской Федерации, краевые, областные, районные (городские) суды;

- судебные системы  республик, включающие верховные  суды республик и нижестоящие  по отношению к ним суды.

Основной задачей судов общей юрисдикции является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел.

«Важнейшая задача государственной власти – охранять права и свободы человека – требует демократизации уголовного процесса и практического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалование действий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинно универсальный характер, ибо становится участником осуществления всех функций государства, она в то же время обретает независимость по отношению к другим ветвям власти». Независимая судебная власть – главная гарантия соблюдения прав и свобод человека.

Контроль судов общей юрисдикции за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения дел.

Арбитражный Суд РФ

В условиях рыночной экономики особая роль отводится системе арбитражных судов.

 Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

арбитражные кассационные суды;

арбитражные апелляционные суды;

арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Высший Арбитражный суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный суд действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного суда

Президиума Высшего Арбитражного суда

Судебной коллегии по рассмотрению споров. Возникающих из гражданских и иных правоотношений;

Судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

 

 

 

Заключение

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти. Основная цель демократического государства обеспечивать права и свободы человека и гражданина. В Конституции Российской Федерации определена система органов государственной власти, их компетенция, основные принципы функционирования. Система государственной власти состоит из большого числа органов разного уровня, которые в совокупности образуют механизм властвования. От того насколько эффективно функционирует этот механизм зависит благополучие каждого отдельно взятого человека и страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской  Федерации принята всенародным  голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами о поправках  к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ  и №7-ФКЗ) // Р.Г. №7 от 21.01.2009.

2. Федеральный  конституционный закон  от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 02.06.2009) // первоначальный текст опубликован Р.Г. №138-139 от 23.07.2009

3.Федеральный  конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ «О судебной системе  Российской Федерации» // Р.Г. от 06. 01.1997.

4. Федеральный  конституционный закон "Об арбитражных  судах" №1-ФКЗ от 28 апреля 1995 года 9в ред. от 09.11.2009) // первоначальный  текст опубликован Р.Г. №93 от 16.05.1995.

6.Федеральный  закон от 06.10.1999№184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Р.Г. №206 от 19.10.1999.

7. Федеральный  закон от 5 августа 2000 года №113-ФЗ  «О порядке формирования Совета  Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Р.Г. от 08.08.2000.

8. М.В.Баглай Конституционное право Российской Федерации, изд. «Норма», М., 2007

9.Н.А.Баранов Политические отношения и политические процессы в современной России Курс лекций // СПб: БГТУ, 2004, электронное издание.

11. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин Конституционное право  России, изд. «Юристъ», М., 2003.

12. В. В. Лазарев Теория  государства и права. М., 1998, электронное  издание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Органы государственной власти в РФ