Место и роль законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:45, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, осуществляя помощь в защите гражданам своих прав выявляются нарушения законности и принимаются меры, направленные на их устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов уполномоченных государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты, восстанавливать нарушенные права граждан. Целью предпринятого исследования явилось исследование места и роли Законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе развития общества и государства.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

Ревизионная комиссия коллегий адвокатов вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность адвокатов, практикующих индивидуально, в целях контроля правильности перечисления членских взносов в коллегию адвокатов. Налогообложение адвоката, практикующего индивидуально, осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом. Отчет о финансовой деятельности, об уплате налогов и других платежей индивидуальный адвокат предъявляет в налоговые органы.

В этой связи  следует выяснить вопрос о правомерности  отнесения адвокатской деятельности к разновидности индивидуального предпринимательства, а адвоката - к индивидуальному предпринимателю, поскольку последнее прямо следует из положения ч. 3 ст. 2 Закона РК "Об индивидуальном предпринимательстве", предусматривающего, что этим законом регулируются отношения по осуществлению деятельности адвокатов в части, не регулируемой специальными законодательными актами [18]. На мой взгляд, такая регламентация является в корне неверной. Во-первых, адвокат не может иметь статус индивидуального предпринимателя прежде всего потому, что он не имеет цели извлечения прибыли при осуществлении своей профессиональной деятельности. Во-вторых, вопросы, связанные с налогообложением адвоката, регулируются Налоговым кодексом. Тем самым из-за неточности закона адвокат по сути дела необоснованно приравнен к индивидуальному предпринимателю, что влечет за собой еще одно существенное нарушение его прав.

Речь идет об уравнивании административной ответственности  индивидуального предпринимателя и юридического лица (ст. 34 КоАП). Из этого следует, что адвокат, практикующий индивидуально, приравнен к юридическому лицу в части, касающейся его ответственности, хотя фактически он является физическим лицом и не является индивидуальным предпринимателем. Ст. 36 КоАП предусматривает ответственность без вины юридических лиц, а следовательно, и названных адвокатов только на основании факта совершенного деяния, что не может быть применено к физическому лицу. В этой связи представляется справедливым мнение адвоката Г. Нама о том, что "налоговому органу выгодно приравнять индивидуального адвоката к индивидуальному предпринимателю, так как при такой постановке вопроса нет надобности доказывать нарушение налогового обязательства умышленно или по неосторожности" [13].

Поэтому представляется необходимым приведение Закона РК "Об индивидуальном предпринимательстве" и КоАП в соответствие с Конституцией РК и Законом РК "Об адвокатской деятельности".

На март месяц 2009 года по Карагандинской области  общее количество адвокатов составляет 414 человек. Юридических консультации – 5, Адвокатских контор – 14,  Адвокатов осуществляющих свою деятельность индивидуально без регистрации юридического лица – 189, (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

 

 

2.2 Коллегия адвокатов  и ее органы

 

 

Коллегии адвокатов — это не просто добровольные объединения граждан Республики Казахстан, а объединения лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. Последнее указание обусловлено тем, что адвокатскую деятельность может осуществлять не каждый человек, а лишь специалист, имеющий юридическое образование и соответствующий опыт работы.

Реальным проявлением  демократизма построения коллегий адвокатов  является самоуправление. Его сущность состоит в том, что адвокаты вправе самостоятельно решать все повседневные вопросы, относящиеся к организации и деятельности коллегий. Это выражается в наличии таких органов управления, как общие собрания (конференции) членов коллегии адвокатов, президиумы и ревизионные комиссии.

С самоуправлением коллегий адвокатов тесно связана независимость адвокатуры от суда, прокуратуры, органов дознания, т. е. тех органов, с которыми адвокаты сталкиваются при осуществлении профессиональной функции — защиты обвиняемых или оказания иной юридической помощи гражданам, государственным предприятиям, учреждениям, организациям. Независимость адвокатуры обеспечивается самоуправлением, не допускающим вмешательства суда, прокуратуры, органов дознания во внутренние дела коллегий адвокатов; организацией коллегий адвокатов по территориальному принципу, а не при судах; недопущением возложения на суд и прокуратуру функций государственного руководства адвокатурой.

Независимость адвокатуры вовсе не означает полного отсутствия государственного руководства ее делами. В настоящее время с коллегиями адвокатов сотрудничают исполнительные органы субъектов Республики Казахстан, в том числе и органы юстиции.

Коллегии адвокатов  обеспечиваются собственными средствами, образуемыми из сумм, получаемых за оказание юридической помощи. Часть этих средств идет на оплату труда адвокатов, а часть (не более 30% от всей суммы) — на общие нужды коллегии: на уплату взносов по социальному страхованию, оплату отпусков, оплату юридической помощи, оказываемой гражданам бесплатно, оплату труда стажеров, содержание аппарата управления коллегии, а также на другие нужды, определяемые общим собранием (конференцией) членов коллегии.

Основной  и единственной организационно-правовой формой адвокатуры является коллегия адвокатов - некоммерческая, независимая, профессиональная, самоуправляемая и самофинансируемая организация адвокатов, создаваемая для оказания квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам, для выражения и защиты прав и законных интересов адвокатов, выполнения иных функций, установленных законом (ч. 1 ст. 20 Закона РК "Об адвокатской деятельности").

Коллегия  адвокатов является организацией:

некоммерческой — ее деятельность не направлена на извлечение прибыли; для ее организации не требуется разрешения каких-либо органов и должностных лиц;

независимой негосударственной — при осуществлении своей деятельности адвокат не подчинен и не подотчетен каким-либо государственным и иным органам и должностным лицам; он не может быть допрошен в качестве свидетеля относительно обстоятельств, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

профессиональной — ее членами могут быть лица, имеющие только высшее юридическое образование, а также стаж работы по юридической специальности не менее двух лет;

самоуправляемой - она действует на основе принятого адвокатами Устава; любые вопросы деятельности (включая численный состав, прием, отчисление, исключение, дисциплинарную ответственность членов каждой коллегии и т.д.) и выполнения предусмотренных законом функций решаются органами коллегии адвокатов;

самофинансируемой — труд адвокатов и нужды коллегии обеспечиваются средствами, образуемыми из сумм, поступающих в юридические консультации, адвокатские конторы и к адвокатам, занимающимся индивидуальной адвокатской деятельностью без регистрации юридического лица, от граждан и организаций за оказание им юридической помощи членами коллегии адвокатов.

Основными задачами коллегии адвокатов являются:

-содействие, профессиональная помощь и защита членов 
коллегии при осуществлении адвокатской деятельности;

- материально-техническое и справочно-информационное обеспечение деятельности членов коллегии;

-профессиональный  контроль за осуществлением адвокатской деятельности;

-оказание бесплатной юридической помощи и защиты по назначению органов предварительного следствия и суда (ч. 4 ст. 20 Закона РК "Об адвокатской деятельности").

Коллегия  адвокатов является добровольным объединением лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и образуется по инициативе не менее чем десяти учредителей из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее двух лет и получивших лицензию на право осуществления адвокатской деятельности. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что в последние годы некоторыми учеными и практическими работниками ставится вопрос "о необходимости предоставления адвокатам свободы в выборе организационно-правовой формы своей деятельности" [19, c.71].

Коллегии  адвокатов имеют статус юридического лица и образуются в соответствии с административно-территориальным принципом: в каждой области - областные коллегии адвокатов; в столице республики и городе республиканского значения — соответственно городские коллегии адвокатов. В каждой административно-территориальной единице может быть образована и действовать только одна коллегия адвокатов. Специального разрешения государственных органов на создание коллегии адвокатов не требуется. Кроме того, действует Центр адвокатов, являющийся самоуправляемым общественным объединением адвокатов, назначение которого заключается в координации органов сообщества всех адвокатов государства.

Организационную структуру коллегии адвокатов образуют общее собрание (конференция) — высший орган управления, президиум — исполнительный орган, ревизионная комиссия - контрольный орган.

Общее собрание - является высшим органом управления коллегии адвокатов правомочно решать все основные вопросы ее организации и деятельности, созывается не реже одного раза в год. В коллегиях численностью более трехсот адвокатов вместо собрания созывается конференция из числа делегатов, избранных юридическими консультациями (например, в соответствии со ст. 13 Устава Алматинской городской коллегии адвокатов делегаты на конференцию избираются общим собранием членов коллегии адвокатов на срок полномочий его президиума; норма представительства — один делегат от десяти членов коллегии).

Общее собрание (конференция) может созываться: а) по инициативе президиума, б) по требованию ревизионной комиссии, в) по требованию не менее одной четвертой от общего числа членов коллегии адвокатов — и правомочно принимать решения при наличии квалифицированного большинства — двух третей от общего числа членов коллегии адвокатов (состава избранных делегатов конференции).

Общее собрание (конференция) обладает широким кругом исключительных полномочий в рассмотрении ряда важнейших для адвокатуры вопросов, таких как:

1) принятие Устава  коллегии адвокатов и решений  о внесении в него изменений и дополнений;

  1. избрание президиума, его председателя, ревизионной комиссии 
    и ее председателя;
  2. избрание других предусмотренных Уставом коллегии органов и 
    их руководителей, утверждение положений об этих органах;
  3. заслушивание и утверждение отчетов о деятельности органов 
    коллегии адвокатов, руководителей и работников коллегии адвокатов;
  4. установление порядка распоряжения имуществом коллегии адвокатов;
  5. установление ставок, членских взносов, исчисляемых в размере кратном расчетному показателю;
  6. рассмотрение жалоб адвокатов на решения органов, руководителей и работников коллегии адвокатов;
  7. досрочный отзыв руководителей и работников коллегии адвокатов;
  8. принятие решения о ликвидации, реорганизации коллегии, а так 
    же другие вопросы, которые могут быть предусмотрены Уставом коллегии адвокатов.

Важным направлением в работе общего собрания является контроль за деятельностью органов управления коллегии (заслушивание и утверждение их отчетов) [20, c.78].

Президиум - исполнительный орган коллегии адвокатов, избирается общим собранием (конференцией) тайным голосованием сроком на четыре года. Количественный состав президиума определяется общим собранием (конференцией) с учетом численного состава коллегии и объема ее работы. Быть избранным в президиум имеет право любой адвокат-член коллегии адвокатов.                  В период между общими собраниями (конференциями) президиум осуществляет следующие виды полномочий:

а) организационные:

  • созыв общего собрания (конференции);
  • организация исполнения его решений; защита профессиональных и иных прав адвокатов;
  • анализ, обобщение и распространение положительного опыта работы адвокатов;
  • организация ведения квалификационной - справочной работы;
  • разработка и издание совместно с Министерством юстиции РК 
    методических пособий и рекомендаций по вопросам адвокатской деятельности;

-выдача удостоверений адвокатов; организация мероприятий по 
повышению профессионального уровня адвокатов и т.д.;

б)формирование кадров коллегии адвокатов и контроль за их 
деятельностью:

  • прием в члены коллегии адвокатов;
  • исключение из членов коллегии; организация подготовки стажеров адвокатов;
  • работа по проверке поступивших жалоб (представлений) на действия адвокатов;
  • проведение аттестации адвокатов;
  • рассмотрение материалов о дисциплинарных проступках адвокатов и наложение на виновных лиц дисциплинарных взысканий;
  • возбуждение ходатайства об отзыве лицензии адвоката;

в)организация и руководство деятельностью юридических консультаций :

  • создание юридических консультаций, назначение и освобождение от должности заведующих;
  • контроль за работой юридических консультаций;

г)хозяйственные:

  • ведение бухгалтерского учета, финансовой и статистической от 
    четности и делопроизводства;
  • распоряжение средствами коллегии адвокатов в порядке, определенном Уставом и общим собранием (конференцией).

Заседания президиума проводятся периодически, по мере необходимости. Организует работу президиума и председательствует на его заседаниях председатель, избираемый общим собранием коллегии адвокатов сроком на четыре года при условии, что он является членом данной коллегии не менее двух лет. Для осуществления своих полномочий председатель президиума:

Информация о работе Место и роль законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе