Место и роль законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:45, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, осуществляя помощь в защите гражданам своих прав выявляются нарушения законности и принимаются меры, направленные на их устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов уполномоченных государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты, восстанавливать нарушенные права граждан. Целью предпринятого исследования явилось исследование места и роли Законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе развития общества и государства.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

Вышеназванные изменения  нашли свое отражение в Законе Республики Казахстан от 28 июня 1991 года "О внесении изменений и дополнений в Положение об адвокатуре", где  были устранены ограничения для  увеличения численности коллегий адвокатов  лица, сдавшие квалифицированный экзамен и получившие патент на право занятия адвокатской практикой, соответственно принимались в члены коллегии; дана была возможность работать адвокатам не только в юридической консультации, но и создавать частные адвокатские конторы и иные формы организации юридической помощи гражданам и др.

Согласно этому Закону, в целях обеспечения приема в  адвокатуру кандидатов, имеющих высшее юридическое образование, обладающих необходимым опытом и профессиональными  навыками, при управлении юстиции исполнительного комитета областного, Алма-Атинского городского Советов народных депутатов были созданы квалификационные комиссии.

Комиссия образовывалась приказом начальника соответствующего управления юстиции и постановлением общего собрания коллегии адвокатов из числа адвокатов, рекомендованных общим собранием коллегии адвокатов, членов областных исполнительных комитетов Союза юристов Казахской ССР, представителей юридической науки, опытных юристов-практиков сроком на три года. В состав комиссии должны были входить не менее пятидесяти процентов адвокатов.

Эти комиссии принимали  экзамены у лиц, претендующий на звание адвоката; решали вопрос о соответствии кандидата требованиям, изложенным в Положении; выдавали патенты на право занятия адвокатской практикой.

Данный Закон создал условия для качественного и  количественного увеличения численности  адвокатского корпуса, что дало возможность  обеспечить защиту лиц, привлеченных к  уголовной ответственности (в том  числе право выбора конкретного  адвоката обвиняемым (подозреваемым)).

Следует отметить, что  при реализации УПК Казахской  ССР, статьи об обеспечении участия  защитника, особенно на первом допросе  подозреваемого, и других положений  данного закона, в силу различных  причин столкнулись с рядом трудностей, среди которых: отдаленность и размер административно - территориальных единиц; малонаселенность региона, где нередко на один район приходился лишь один адвокат; недостаточность квалифицированных юридических кадров; отсутствие материальной заинтересованности членов коллегии (государством определялся  верхний предел среднемесячного гонорара в расчете за календарный год, который не превышал установленную сумму) и т.д. Более того, Закон от 16 февраля 1991 года ввел обязательное участие защитника по делам несовершеннолетних, лиц, физические и психические недостатки которых препятствуют осуществлению защиты, и лиц, не владеющих языком судопроизводства, с момента объявления протокола задержания или постановления об аресте [2, c.53].

Постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 года была утверждена Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан (основные направления). В ней отмечалось, что юридическая система республики переживает глубокий кризис, который усугубляется из-за значительных отставаний правовой реформы от развития рыночной экономики, процессов разгосударствления и приватизации, становления современного  парламентаризма и иных демократических институтов. В этих условиях  государство не может отказаться от правового регулирования  деятельности в сфере правовых услуг, правовой помощи населению. Цель регулирования состоит, прежде всего, в наполнении  рынка правовых услуг правозащитной работой высокого качества, гарантирующей каждому гражданину реализацию его конституционного права на защиту.

Концептуальная направленность правовой реформы состояла в том , чтобы институт адвокатуры занял  достойное место в правоохранительной системе Республики, сохранив при  этом свою независимость как самоуправляемая, самофинансируемая и некоммерческая организация, а для этого адвокат должен быть наделен соответствующими процессуальными правами и обязанностями для выполнения своего профессионального долга.

Надо отметить, что  начатые преобразования в правовой сфере на рубеже 80-х и начале 90-х  гг. заложили основу для начала формирования действенной квалифицированной адвокатуры. Постепенно преодолевался общественный стереотип, который базировался на ложном представлении о том, что адвокатура является "учреждением вспомогательно-судебным" .

Таким образом, адвокатура действительно становится необходимым общественно-правовым институтом государства. Свидетельством этого явилось возрастание роли и престижа труда адвокатов [3, c.45].

 

 

1.3 Цели и полномочия  адвокатуры в Республике Казахстан  на современном этапе

 

 

Под адвокатурой принято  понимать организованное особым образом  объединение юристов-профессионалов, главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. В наши дни перед ней официально поставлены задачи содействия охране прав и законных интересов всех физических и юридических лиц, осуществлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц.

Осуществлению этих задач подчинены основные направления деятельности адвокатуры:

  -дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устных и письменных справок по действующему законодательству;

  -осуществление представительства в судах и других государственных органах по гражданским и административным делам;

  -составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

  -участие адвокатов при производстве дознания и предварительного следствия, в суде по уголовным делам в качестве защитников подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

  -оказание правовой помощи трудовым коллективам и другим органам, ведущим борьбу с правонарушениями;

  -участие в правовой пропаганде и разъяснении законодательства населению.

Консультирование по вопросам применения законодательства является важным участком работы адвокатов. Она чаще всего заключается в разъяснении действующего гражданского, семейного, трудового, административного и уголовного законодательства. Большое место в этой работе занимают советы по судебным делам.

Другой участок деятельности адвокатов  — юридическое обслуживание предприятий, учреждений, организаций, не имеющих  юрисконсультов. Оно осуществляется на основании договоров с юридическими консультациями, в которых предусматриваются обязанности сторон. Адвокат, обслуживающий предприятия, учреждения, все виды коммерческих структур, фермерских хозяйств и т. д., проверяет законность издаваемых ими приказов и других их решений, участвует в договорных кампаниях (оформляет преддоговорные документы и договоры), ведет претензионную работу и дела в судах, дает консультации по правовым вопросам административно-управленческому персоналу, рабочим и служащим и т. д. [3, c.55].

Участие адвоката в уголовном судопроизводстве — важная форма адвокатской деятельности. Общество заинтересовано в том, чтобы  ни один гражданин не был привлечен  к уголовной ответственности  и осужден без достаточных  оснований. Закон, как отмечалось выше, предусматривает обеспечение подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, подсудимым права на защиту. И оно в значительной мере реализуется адвокатами, которым для этого предоставлены достаточно широкие возможности. В частности, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает широкий круг прав, предоставляемых адвокату-защитнику как при судебном рассмотрении (в стадиях судебного разбирательства и последующей проверки законности и обоснованности вынесенных по конкретному делу приговоров), так и на предварительном следствии или при производстве дознания.

Во многих случаях, определенных в УПК, привлекаемое к уголовной  ответственности лицо обязательно  должно иметь защитника. Если этот гражданин  или его родственники почему-либо не проявляют инициативу по приглашению адвоката, то он должен быть назначен по предложению следователя, прокурора либо судьи. Такой адвокат пользуется теми же правами, что и адвокат, приглашенный обвиняемым или его родственниками.      

Его труд должен полностью  оплачиваться за счет средств государственного бюджета.

Адвокат, участвующий  в рассмотрении уголовных дел, обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность, и оказывать обвиняемому необходимую юридическую помощь.

При рассмотрении уголовного дела адвокат может участвовать в деле в качестве не только защитника обвиняемого, но и представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика [4, c.29].

Адвокат принимает также  участие в разбирательстве гражданских дел в качестве представителя истца, ответчика и третьих лиц.

Закон РК «Об адвокатской  деятельности», принятый 5 декабря 1997 года  устанавливает обязательные критерии для лица, желающего получить статус адвоката.

Он должен быть гражданином  Казахстана; иметь высшее юридическое  образование; получить лицензию на право  осуществления адвокатской деятельности; обязательно являться членом коллегии адвокатов и оказывать юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности.

Не вправе претендовать на осуществление адвокатской деятельности лицо:

  • имеющее судимость за умышленное преступление;
  • признанное в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • исключенное из коллегии адвокатов;
  • уволенное из правоохранительных органов за совершение 
    дисциплинарного проступка, в течение одного года со дня увольнения;
  • действие лицензии которого прекращено.

Адвокаты могут иметь помощников и стажеров [5]. Помощники адвоката могут работать на основе трудового договора (контракта) в юридической консультации, адвокатской конторе или у адвоката, занимающегося адвокатской деятельностью индивидуально. Помощники адвоката вправе по указанию адвоката и под его ответственность выполнять поручения адвоката.

Стажерами адвоката могут  быть только граждане Республики Казахстан, имеющие высшее юридическое образование. Стажеры проходят стажировку в сроки от трех месяцев до одного года на основании постановления президиума коллегии адвокатов у адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет. Порядок, срок и условия стажировки определяются коллегией адвокатов.

На занятие адвокатской  деятельностью необходима лицензия, выданная Министерством юстиции Республики Казахстан на основе решения аттестационной комиссии юстиции.

Получить лицензию на занятие адвокатской деятельностью  без прохождения аттестации имеют  право:

  • лица, сдавшие квалификационные экзамены в Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан;
  • постоянные судьи и лица, работавшие постоянными судьями, за исключением судей, освобожденных от должности судьи 
    за порочащие проступки и нарушения законности при исполнении своих обязанностей.

Прокуроры, следователи и дознаватели, проработавшие в органах прокуратуры, следствия и дознания не менее десяти лет, за исключением уволенных по отрицательным мотивам, освобождаются от сдачи экзаменов после прохождения стажировки в коллегиях адвокатов.

Лицензия является генеральной, постоянной и ее действие распространяется на всю территорию Республики Казахстан [6].

Помимо общих оснований, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан о лицензировании, отзыв лицензии адвоката может осуществляться в судебном порядке по иску Министерства юстиции Республики Казахстан. Отзыв лицензии влечет прекращение действия лицензии. О принятом решении уведомляются лицо, действие лицензии которого прекращено и коллегия адвокатов.

Полномочия адвоката на ведение конкретного дела удостоверяются ордером. Форма ордера утверждается Министерством юстиции. Контроль и учет выдачи ордеров осуществляются президиумом коллегии адвокатов.

Полномочия иностранного адвоката, осуществляющего свою деятельность на основании соответствующего международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, подтверждаются документами, удостоверяющими личность, статус адвоката и его полномочия на оказание юридической помощи.

Адвокат имеет право  заниматься адвокатской деятельностью  на всей территории Республики Казахстан, а также за ее пределами, если это необходимо для выполнения принятого поручения и не противоречит законодательству соответствующих государств и международным договорам Республики Казахстан [7, c.30].

Закон устанавливает примерный перечень действий, которые осуществляет адвокат, оказывая юридическую помощь. В частности, адвокат вправе:

- оказывать лицу, обратившемуся  за помощью, любую юридическую помощь, в которой оно нуждается; от своего имени заключать письменное соглашение об оказании юридической помощи с обратившимся к нему лицом.

Адвокат, выступая в качестве защитника или представителя, правомочен в соответствии с процессуальным законом:

1) защищать и представлять  права и интересы лиц, обратившихся  за юридической помощью, во всех судах, государственных, иных органах и организациях, в компетенцию которых входит разрешение соответствующих вопросов;

Информация о работе Место и роль законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе