Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:45, дипломная работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, осуществляя помощь в защите гражданам своих прав выявляются нарушения законности и принимаются меры, направленные на их устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов уполномоченных государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты, восстанавливать нарушенные права граждан. Целью предпринятого исследования явилось исследование места и роли Законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе развития общества и государства.
ВВЕДЕНИЕ
Государство, объявив высшими ценностями человека, его жизнь, права и свободы [1], тем самым приняло на себя обязанность по их обеспечению, которая осуществляется специальными государственными органами, к числу которых относятся суды и правоохранительные органы (прокуратура, органы юстиции, следствия, дознания, а также органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность). Осуществляя предоставленные законом полномочия, эти органы вправе применять меры государственного принуждения к лицам, нарушившим правовые предписания или оспаривающим те или иные права. В целях обеспечения прав и законных интересов таких лиц, получения ими правовой помощи наряду с судами и правоохранительными органами действует специальная негосударственная организация - адвокатура, основным назначением которой является содействие в реализации гарантированного государством и закрепленного в Конституции РК права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи (ст. 13 Конституции РК, ч.1 ст. 1 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности"), вопрос о роли Законодательства об адвокатской деятельности в Республике Казахстан, предназначением которого является защита прав и свобод путем оказания юридической помощи является в значительной степени актуальным.
Жизненные потребности общества и судьбы страны однозначно требуют, помня о многовековых традициях всесилия власти и бесправия населения, отсутствие сколько-нибудь значимого опыта свободы, права, самоуправления, демократии, конституционализма, правовой культуры, долгожданного продвижения в направлении к признанию и утверждению прав и свобод человека, экономически и юридически свободной личности, к формированию начал господства права, институтов, норм и процедур гражданского общества и правового государства.
Адвокатура - это добровольное
Объектом исследования является законодательство об адвокатской деятельности. Адвокат при осуществлении защиты и представительства по делам физических и юридических лиц для оказания им квалифицированной юридической помощи, опирается на законодательство, регулирующее адвокатскую деятельность в Республики Казахстан.
Под законодательством, регулирующим адвокатскую деятельность, понимается совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном Конституции Республики Казахстан порядке, регламентирующих процедуру и определяющих порядок и содержание адвокатской деятельности [2,с.25].
Для жителей большинства развитых стран, выросших на традициях правового государства, очевидно, что Конституция - основной закон, им не надо объяснять прямое действие Конституции. Они обращаются к ней всякий раз, когда им надо защитить свои права. Знать и защищать свои права - правовая возможность граждан, которая должна быть реализована. Прямое действие подчеркивается и в самой Конституции РК (ч. 1 ст. 15 и ст. 18) и в других нормативно-правовых актах. Конституция Республики Казахстан – это основополагающий закон и правовая основа законодательства Республики Казахстан, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Республики, однако Конституцией Республики Казахстан реализуются только важнейшие нормы.
Адвокат участвует в распорядительном заседании суда, в судебном разбирательстве дел во всех инстанциях, дает заключения по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, опротестовывает незаконные, необоснованные решения, приговоры, определения и постановления суда, проверяет законность обращения к исполнению решений, определений и постановлений суда, опротестовывает незаконные действия судебного исполнителя.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, осуществляя помощь в защите гражданам своих прав выявляются нарушения законности и принимаются меры, направленные на их устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов уполномоченных государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты, восстанавливать нарушенные права граждан.
Таким образом, целью предпринятого исследования явилось исследование места и роли Законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе развития общества и государства.
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДВОКАТУРЫ В КАЗАХСТАНЕ
1.1 Предпосылки возникновения института адвокатуры
Современную деятельность и состояние адвокатуры в Казахстане невозможно понять и рассмотреть без изучения истории ее становления, формирования и развития, поскольку нельзя без этого понять смысл задач, стоящих перед этим важным общественно-правовым институтом. В конечном итоге это позволит нам определить место, роль и значение адвокатуры в строительстве правового и демократического государства.
В силу особенностей выполняемых функций, возложенных на адвокатуру, и её положения в системе правовых отношении, в различные периоды истории подходы к ней менялись в зависимости от политической системы общества, его экономического уровня, правовой культуры и правосознания граждан и многого другого.
Путь становления адвокатуры был трудным, и всегда на отдельных этапах развития общества предпринимались различные поиски совершенствования форм, способов и методов деятельности организации адвокатуры.
Появление профессиональной адвокатуры в период до 1917 года тесно взаимосвязано с историей становления и развития законодательства Российской империи (в состав которой входил и Казахстан), и в частности проведением прогрессивной судебной реформы 1864 года.
В юридической терминологии того времени понятие "адвокат" появилось в 1864 г., однако даже в советский период, вплоть до 1939г., данный термин не употреблялся в действовавшем законодательстве. Что касается организационно-правовой формы деятельности адвокатуры, какой является коллегия адвокатов, то она никогда не имела и не имеет до сих пор того общественно-правового значения и корпоративного единства, каким обладает она в развитых демократических странах (США, Германии, Франции и др.)
Судебными уставами 1864 года (Устав об учреждении судебных установлений. Устав уголовного судопроизводства. Устав гражданского судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями) создавалась оригинальная эффективная система правосудия.
Устав об Учреждении судебных установлений, утвержденный Указом Правительствующего сената от 20 ноября 1864 года, сделал адвокатуру новым юридическим учреждением России.
При царском самодержавии развитие адвокатской деятельности тормозилось нежеланием государства разрешить создание новых независимых институтов гражданского общества, а именно - профессиональных адвокатских объединений. Все императоры от Петра 1 (он называл их "ябедниками, составщиками воров и душевредцов", "своими непотребными пространными приводами судью более утруждают и оное дело толь паче к вящему пространству, нежели к скорому приводят окончанию) до Николая 1 ("кто погубил Францию, как не адвокаты? Кто были Мирабо, Марат, Робеспьер?! Нет... пока я буду царствовать, России не нужны адвокаты, - без них проживем") были настроены решительно против создания в Российской империи адвокатской корпорации западного образца.
(Следует иметь в виду, что до реформы судебной системы институт защиты не представлял собой какой-либо оформленной и организованной общественной группы с четкими задачами, целями и интересами, более того, их представители не имели соответствующего профессионального образования, своей организационной структуры и названия. Роль адвокатов выполняли на протяжении нескольких веков частные лица - стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, соответственно определенные требования к ним (наличие специального образования и др.) не предъявлялись. Как правило, их обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг). И даже создание в 1832 году института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать представителям социальных слоев России защиту их интересов в суде и других учреждениях.
Учреждение судебных установлений в основу организации адвокатуры заложило противоречивое положение, суть которого состояла в том, что в одном лице адвокат совмещал и правозаступника, оратора и поверенного своего клиента, хотя по своим функциональным задачам и сферам деятельности в современном понимании они не совпадают. Данная правовая дилемма также сохранена и в действующем законодательстве РК, хотя, представляется не совсем оправданным. Хотя следует отметить, что во многих странах Европы правозаступничество и судебное представительство развивались совершенно самостоятельно, как два различных института.
Адвокаты разделялись на две категории - присяжных поверенных - корпорацию дававших профессиональную присягу адвокатов, и частных поверенных, практиковавших адвокатскую деятельность индивидуально. При судебной палате был создан совет присяжных поверенных, избираемый из членов присяжных поверенных, в задачу которого входило контролирование за деятельностью отдельных адвокатов и ряд других функций. Высший надзор за деятельностью совета присяжных поверенных возлагался на Судебную палату и Правительствующий сенат.
В качестве органов самоуправления
корпорации присяжных поверенных, из
числа квалифицированных
Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осуществлял дисциплинарную практику, распределял "бесплатные" дела среди присяжных поверенных, регулировал различные споры между ними и т.д. Свои решения он принимал большинством голосов.
Таким образом, присяжная адвокатура представляла собой корпорацию лиц свободной профессии - так называемое сословие присяжных поверенных, объединенных внутренним самоуправлением в виде выборных органов - советом присяжных поверенных, и внешним надзором высших судебных мест. Помимо защиты по уголовным делам (в том числе по назначению суда), представительства сторон в гражданском процессе, на адвокатов возлагалось оказание юридической помощи населению, включая предоставление бесплатных консультаций для бедных.
Уставом об учреждении судебных установлений предъявлялись жесткие требования к новому общественно-правовому институту, в нем четко регламентировались права, обязанности ответственность присяжных поверенных. Присяжными поверенными могли быть только те лица, которые отвечали необходимым для этого условиям и приняты в корпорацию адвокатов в установленном порядке.
Эти нормативные правовые требования, были разделены на две категории - положительные (кто мог быть) и отрицательные (кто не мог быть присяжным поверенным).
Так, согласно ст.354 Учреждения судебных установлений присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и, кроме того, пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного.
В статье 355 прямо указывалось, что присяжными поверенными могли быть: 1) не достигшие 25-летнего возраста; 2) иностранцы объявленные несостоятельными должниками; 4) состоящие на службе от правительства или по выборам, за исключением лиц, занимающих почетные или общественные должности без жалованья; 5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда; 6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав состояния, и те, которые, находясь под судом за такие преступления или проступки, не оправданы судебными приговорами; 7) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех обществ, к которым они принадлежали; 8) те, которым по суду воспрещено хождение по чужим делам, а так же исключенные из числа присяжных поверенных.
Здесь необходимо отметить, что уже тогда Советы присяжных поверенных при рассмотрении вопроса о приеме руководствовались данными о нравственных качествах кандидата на основе всевозможных сведений об этой личности.
В Учреждении судебных установлений был определен и порядок вступления к осуществлению деятельности присяжного поверенного, который включал следующие требования: принятия и приписки. Принятие в присяжные поверенные зависело от совета; его решение - основной акт зачисления в корпорацию присяжных поверенных. В том случае, когда один совет отказывал просителю в приеме, это же лицо при тех же данных могло быть принято другим советом. Определения совета об отказе в приеме, основанные на условиях формальной правоспособности, могли быть обжалованы в судебную палату и затем в Правительствующий сенат; но определения совета о непринятии, основанные на нравственной оценке личности, обжалованию не подлежали. Приписка носила формальный характер: она осуществлялась судебной палатой на основании определения совета о принятии данного лица в число присяжных поверенных. Процесс приписки состоял из внесения фамилии принятого в список присяжных поверенных округа, в подписи на свидетельстве, выданном советом, и в публикации о его принятии.