Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:45, дипломная работа
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, осуществляя помощь в защите гражданам своих прав выявляются нарушения законности и принимаются меры, направленные на их устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов уполномоченных государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты, восстанавливать нарушенные права граждан. Целью предпринятого исследования явилось исследование места и роли Законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе развития общества и государства.
На президиум коллегии защитников возлагалось:
А) наблюдение и контроль за исполнением защитниками своих обязанностей;
Б) наложение дисциплинарных взысканий на своих членов, с правом обжалования заинтересованными лицами постановлений президиума коллегии в соответствующий губернский исполнительный комитет;
В) распоряжение денежными суммами, поступающими в фонд коллегии;
Г) назначение бесплатной защиты и защиты по таксе;
Д) организация консультаций для оказания помощи населению по заданиям губернского отдела юстиции.
Оплата труда защитника производилась по следующим основаниям:
А) лица, признанные особым постановлением народного суда неимущими, от всякой оплаты вознаграждения защитникам уголовных и гражданских дел освобождались;
Б) рабочие государственных
и частных предприятий и
В) во всех остальных случаях вознаграждение защитник определялось соглашением его с заинтересованной стороной.
Защитники вносили из своего вознаграждения процента отчисление, устанавливаемое Народным комиссариатом юстиции, в фонд коллегии защитников, из которого производились все расходы по содержанию президиума коллегии и по организации юридических консультаций.
Кроме членов коллегии защитников, допускались к защите близкие родственники обвиняемого или потерпевшего, уполномоченные представители государственных учреждений предприятий, а равно Всероссийского Центрального Совета Профессиональных Союзов, Всероссийского Центрального Союза Потребительских Обществ и других профессиональных и общественных организаций. Иные лица допускались только с особого разрешения суда, в производстве которого находилось данное дело.
Процесс становления советской адвокатуры в Казахстане столкнулся с трудностями как объективного, так и субъективного характера. Прежде всего, отсутствие квалифицированных и подготовленных кадров. Второе, многие судебные работники, руководители Наркомата юстиции и других правоохранительных органов негативно относились к адвокатуре, считая что советский суд по своей пролетарской сущности не может ошибаться и способен самостоятельно разобраться в любом деле. И, наконец, в обществе существовало мнение, что адвокатура - это отживший институт, который достался в наследство от царского самодержавия, и др.
Первый учредительный съезд Советов Киргизской (Казахской) АССР 6 октября 1920 года принял "Декларацию прав трудящихся КАССР", в которой говорилось: "Народную юстицию необходимо построить в точном соответствии с опытом Народного Революционного Суда Советской России, считаясь с бытовыми особенностями киргизского народа там, где они не противоречат основным положениям прав трудящихся, устанавливаемых настоящей декларацией". Съезд в резолюции "Об организации советской юстиции" обязал органы юстиции на местах организовать бесплатную юридическую помощь населению в виде консультаций и судебной защиты. Для осуществления правовой защиты съезд предложил привлекать ответственных работников из партийных, профессиональных общественных организаций. Для подготовки кадров юстиции открылись юридические курсы.
Вопросам организации защиты была посвящена специальная Глава Положения о народном суде Киргизской автономной Социалистической Республики, утвержденного Декретом ЦИК КАССР от 8 апреля 1921 года, где буквально повторялись некоторые Положения о народном суде РСФСР от 21 октября 1920. Так, в статьях 43-49 указывалось, что судебными органами в качестве защитников привлекаются граждане, способные исполнять эту обязанность. Для этого губернские отделы юстиции составляли особые списки. Вопрос о допущении защиты разрешался народным судом (в распорядительном или судебном заседании), в зависимости от характера дела и личности обвиняемого и обжалованию отдельно от кассационной жалобы не подлежал. Однако народный суд был обязан допустить или назначить защитника при выступлении по делу обвинителя или когда об этом просил обвиняемый, содержавшийся под стражей. Народный суд мог допустить к защите командированных для этой цели членов организации, в которой состоял обвиняемый (профессионального союза, заводского комитета и т.п.), а также ближайших родственников обвиняемого. При Народном комиссариате КАССР было создано бюро по оказанию юридической помощи населению, состоявшее из трех человек.
Несмотря на трудности в организации адвокатуры, в республике по мере возможности проводилась работа по подготовке адвокатских кадров. Так, к 1936 году в коллегиях адвокатов уже состоял 141 человек. В том же году был созван первый всеказахстанский съезд работников коллегий, определивший задачи адвокатуры по улучшению юридической помощи населению.
Следует отметить, что эффективность деятельности защитников по уголовным делам (особенно по политическим) в 30-40-е годы была снижена по ряду известных причин. Огромную негативную роль сыграло Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 года "О внесении изменений в действующие уголовно-процессуальные кодексы союзных республик", где был установлен исключительный порядок судопроизводства по делам о террористических организациях и террористических актах: срок следствия заканчивался в период не более десяти дней, а срок вручения обвиняемому обвинительного заключения за одни сутки до рассмотрения дела в суде; было устранено участие обвинителя и защитника в суде; не допускались кассационное обжалование и подача ходатайства о помиловании. Позже Постановлением ЦИК СССР от 14 сентября 1937 года этот же порядок установлен и по отношению к рассмотрению дел о контрреволюционном вредительстве и диверсиях.
После принятия Конституции СССР в 1936 году было разработано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР от 16 августа 1939 года. Именно это положение окончательно определило место адвокатуры в советской правовой системе, и фактически коллегия адвокатов превратилась в одно из учреждений Наркомата юстиции, строго исполнявших его директивы.
В соответствии с этим положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где не было краевого (областного) деления, они организовались в пределах союзной республики.
Членами коллегии адвокатов могли быть следующие лица: имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не менее трех лет в указанных должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, принимались в коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президиум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юридических консультациях. Общее руководство коллегиями адвокатов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юстиции СССР и его местные органы, которые были наделен.I весьма широкими полномочиями, позволявшими им беспрепятственно вмешиваться в дела коллегий и руководить ими.
Несмотря на негативное отношение к адвокатуре, уже тогда отвергалось мнение о том, считать ли адвокатов работниками сферы обслуживания. В юридических кругах подчеркивалось что "заслуживает самого энергичного осуждения такое отношение к адвокатуре, которое деградирует ее в собственных глазах которое низводит ее на уровень простого ремесла и которое ставит адвоката рядом со всяким другим лицом, продающим свои услуги. Свою роль сыграло и то, что в те годы на общественно - политическом развитие страны губительное влияние оказала атмосфера нетерпимости, враждебности, тотальной подозрительности, боязни, доносов и слежки. Всерьез говорить о какой-либо значительной роли адвокатуры в такой обстановке не приходилось. Однако эти обстоятельства не помешали адвокатуре развиваться и сохранять определенную корпоративную целостность и ограниченную автономию, постепенно шел процесс формирования профессионального адвокатского корпуса, многие из которых добросовестно выполняли свой долг.
В годы Великой Отечественной войны основное внимание адвокатура уделяла оказанию юридической помощи военнослужащим, членам их семей, инвалидам войны.
В послевоенный период организационные формы работы адвокатуры в нашей республике оставались без изменений; общее руководство над деятельностью коллегий осуществлял Народный комиссариат юстиции Казахской ССР, непосредственное руководство - выборные органы самих коллегий - президиумы. Однако в адвокатуре остро ощущался дефицит квалифицированных кадров, слабо была развита ее материальная база, серьезные недостатки имелись в правовой регламентации деятельности ее работников. Предстояло укрепить адвокатуру, усовершенствовать организационные формы, поднять авторитет.
Основы законодательства о судопроизводстве от 25 декабря
1958 года установили, что "в целях осуществления
защиты на
суде, а также оказания иной юридической
помощи гражданам,
предприятиям, учреждениям и организациям
действуют коллегии адвокатов. Коллегии
адвокатов являются добровольными объединениями
лиц, занимающихся адвокатской деятельностью,
и действуют на основании Положения, утвержденного
Верховным Советом союзной республики".
В соответствии с этим предписанием каждая союзная республика приняла свое Положение об адвокатуре. В Казахстане такое положение было утверждено Верховным Советом Казахской ССР 5 июля 1960 года.
В 1977 году впервые в истории советского законодательства в Конституции СССР было закреплено правовое положение адвокатуры (ст. 161). Таким образом, государство на официальном уровне признавало адвокатуру как конституционный орган, адвоката как непосредственного участника при осуществлении судопроизводства 30 ноября 1979 года был принят Закон об адвокатуре в СССР. Этим нормативным правовым актом регулировались вопросы организации и деятельности советской адвокатуры в общесоюзном масштабе. На основании этого закона в каждой союзной республике было разработано "Положение об адвокатуре" (в Казахстане Положение утверждено 13 ноября 1980 года). Принятие этих актов было обусловлено необходимостью обеспечения единообразного регулирования деятельности адвокатуры и одновременным повышением роли коллегий адвокатов представлением адвокатам большей самостоятельности в ряде вопросов. В то же время возросла зависимость адвокатуры со стороны государства. Так, коллегии адвокатов могли быть образованы только с согласия и одобрения местных государственных органов и Министерства юстиции, данный же орган регулировал численный состав коллегии, осуществлял контроль за поведением адвоката в суде и др.
В Положении были определены задачи адвокатуры, порядок приема в члены коллегии и исключения из нее, предусмотрены меры по совершенствованию организационной деятельности коллегий, учтены особенности и сформулированы гарантии адвокатской деятельности. В частности, государственные органы обязаны были выдавать по запросу адвоката через юридическую консультацию документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи. Предусмотрен судебный порядок рассмотрения жалоб адвокатов, отчисленных или исключенных из адвокатуры. Устанавливались единые правила порядка избрания руководящих органов коллегий, сроки полномочий и т.д. Все это несомненно, поднимало роль и значение адвокатуры в систем советского правосудия, повышало качество оказываемых видов юридической помощи граждан и организаций, содействовало реализации последними своих законных прав и интересов и др. Надо отметить, что многие статьи этого Положения впоследствии легли в основу действующего Закона РК "Об адвокатской деятельности". Конституционное регулирование деятельности адвокатов, принятие Положения об адвокатуре Казахской ССР указывали о возрастании роли института зашиты в плане обеспечения законности в уголовном судопроизводстве, вынесении судом законного, обоснованного и справедливого приговора.
В период перестройки
и либерализации советского общества,
во второй половине 80-х годов, большое
развитие получает кооперативное движение,
затрагивавшее и юридическую
сферу. Повсеместно возникают
Право на защиту на ранних стадиях уголовного судопроизводства законодательно было закреплено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве от 13 ноября 1989 года. В соответствии с Основами, Законом СССР 10 апреля 1990 года были внесены изменения и дополнения в ст. 13, 22, 23 Основ уголовного судопроизводства. Аналогичные законы Казахской ССР были приняты соответственно 23 ноября 1990 года и 16 февраля 1991 года.
После принятия этих законов
Министерством юстиции