Конституция республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
кодексы Республики Казахстан;
законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

Оглавление

Введение……………………………………………………………..........3

1. Особенности Конституции республики Казахстан………………...4
2. Основы правового положения личности……………………………7
3. Понятие законодательной и исполнительной власти……………...11
3.1 Законодательная власть……………………………………………..11
3.2 Исполнительная власть……………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по КП ЗС .docx

— 51.97 Кб (Скачать)

  Содержание: 

  Введение……………………………………………………………..........3 

  
  1. Особенности Конституции республики Казахстан………………...4
  2. Основы правового положения личности……………………………7
  3. Понятие законодательной и исполнительной власти……………...11
    1. Законодательная власть……………………………………………..11
    2. Исполнительная власть……………………………………………...16
 

  Заключение……………………………………………………………….20

  Список  литературы………………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Согласно  статье 4 Закона «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года №213-I Иерархия нормативных правовых актов выглядит следующим образом:

  Высшей  юридической силой обладает Конституция  Республики Казахстан.

  Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:

  законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;

  конституционные законы Республики Казахстан и указы  Президента Республики Казахстан, имеющие  силу конституционного закона;

  кодексы Республики Казахстан;

  законы  Республики Казахстан, а также указы  Президента Республики Казахстан, имеющие  силу закона;

  нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

  нормативные указы Президента Республики Казахстан;

  нормативные постановления Правительства Республики Казахстан;

  нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей  центральных государственных органов, нормативные правовые постановления  центральных государственных органов  и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан;

  нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

  Каждый  из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней.  Вне указанной иерархии находятся нормативные постановления Конституционного Совета Республики Казахстан, Верховного суда Республики Казахстан. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Особенности Конституции республики Казахстан

  С начала 90-х годов руководство Казахстана приступило к преобразованиям всего общественно-политического строя.   24 апреля 1990 года Законом был утвержден пост Президента Казахской ССР. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принимает Декларацию о государственном суверенитете, в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории, страна определена как субъект международного права, введен институт гражданства, а также равноправие форм собственности.

  События августа и декабря 1991 года - несостоявшийся путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в  истории СССР, и 16 декабря 1991 года Верховный  Совет Республики Казахстан принял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который провозгласил государственную независимость Казахстана. В нём говорилось, что Республика Казахстан, как независимое государство, обладает всей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахской республики признавалась территорией нового независимого государства. Эта территория объявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всех национальностей теперь составляют единый народ Казахстана. Государственная власть должна основываться на воле казахского народа. Закон объявил, что все граждане, независимо от национальности, происхождения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и свободами. В законе сказано об устройстве государства Казахстан. Впервые признавался принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

  28 января 1993 года Верховный Совет Республики  Казахстан принял первую Конституцию  суверенного независимого государства,  которая имела большое значение  в укреплении государственной  независимости Казахстана, создании новых органов государства, призванных служить народу, выражающих его волю в провозглашении широких прав и свобод граждан и т.д. Вместе с тем Конституция Республики Казахстан 1993 года не могла отражать те проблемы, которые существовали в новом государстве. К таковым относились вопросы, касающиеся государственной, экономической жизни, прав и свобод человека и т.д. Не был окончательно решён вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжал обладать неограниченными полномочиями, что приводило к вмешательству в дела Президента, правительства.

  Президент был ограничен в своих правах, что не позволяло ему проводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституция сдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому сама общественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. Под руководством Президента Н.А. Назарбаева был подготовлен проект новой Конституции, который был опубликован для всенародного обсуждения. В обсуждении было высказано много замечаний по проекту. Наиболее существенные из них были учтены, и проект Конституции был предложен народу для решения ее судьбы. В результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан.

  Итак, в 1991-1995 годах происходило становление  и конституционное оформление политической системы республики. Первая Конституция  суверенного Казахстана была принята в январе 1993 года. Являясь своего рода компромиссом между старым и новым политическим устройством, отражением попытки внедрения модели западной демократии, данная Конституция изначально содержала в себе противоречия. В результате проведенного референдума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночными преобразованиям.

Изменения и  дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены  республиканским референдумом. Иначе  говоря, народ не только принимает  Конституцию, он решает и вопрос о  внесении изменений и дополнений в Конституцию.

  Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию  Президент может передать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается в стороне. Парламент - высший представительный орган народа, поэтому он будет принимать изменения и дополнения в Конституцию от имени и в интересах народа.

  Унитарная форма государственного устройства, президентская форма правления  и территориальная целостность  не могут изменяться.

  Важной  особенностью Конституции является и то, что она выступает основным законом, с одной стороны Государства, а с другой - общества. Это связано  со статусом народа, как источника  государственной власти и как  социальной базы (носителя) общества.

Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической  силой, которая означает, что законы и другие нормативные акты, применяемые  органами государства, не должны противоречить  Конституции. Любой орган государственной власти, как местный, так и центральный, любое должностное лицо, все граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

  В Конституции  есть указание на то, что её положения, нормы действуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав и свобод может использовать Конституцию, её нормы при обращениях в государственные органы, в особенности суд.

     Ценность Конституции Казахстана для дальнейшего развития государства и общества можно сформулировать рядом выводов. 

  1. По своей  сути и содержанию, которые обусловлены  общечеловеческими ценностями и общедемократическими принципами, она полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, европейским и мировым стандартам конституционного законотворчества. Конституция не только использует опыт конституционного развития передовых демократических государств, но и учитывает практику текущего законодательного регулирования общественных отношений в Казахстане на современном этапе.
  2. В отличие от ранее действовавших, Конституция 1995 года в принципе отражает фактическое положение в стране и реальные потребности социально-экономического, общественно-политического и духовно-нравственного развития общества в новых условиях.
  3. Центральная идея Основного Закона заключается в том, что необходимо обеспечить согласие и компромисс различных общественно-политических сил казахстанского общества, как на ближайшую, так и на более отдалённую историческую перспективу. Это делает Конституцию важнейшим фактором политической стабильности, гарантом гражданского мира, социального и национального согласия.
  4. Нормы Конституции являются юридическими предписаниями прямого действия, они обеспечиваются защитой органов государственной власти, что создает реальные возможности для формирования и упрочнения государства.
  5. Конституция и сформулированные в ней политические принципы и правовые институты способствуют включению казахского общества и государства в систему мировой экономики и политики и в мировой прогресс современной цивилизации в целом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Основы  правового положения личности

Раздел II Конституции  Республики Казахстан озаглавлен: "Человек  и гражданин". Закрепляемый в нем правовой статус личности основывается на концепции прав человека, взаимоотношений человека и государства. Конституция Республики Казахстан отказалась от классового подхода к правовому статусу человека. Она не увязывает права и свободы человека и гражданина с политическими взглядами, приверженностью к каким-либо идеологическим воззрениям. В Конституции Республики Казахстан признается категория "естественных прав" человека. Безусловно, права человека и права гражданина связаны, но не тождественны. "Естественные" права человека вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., из присущих всем людям достоинств и свобод. Исходя из идей Декларации, Конституция 1995 г. провозглашает, что "права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов" (п. 2 ст. 12). Конституция не только выделяет абсолютные и неотчуждаемые права человека, но и закрепляет примат норм международного права в области прав человека. Частью действующего республиканского законодательства являются международные договоры и обязательства Казахстана, которые имеют приоритет перед его законами и применяются непосредственно, если иное не оговорено в них.

     В  Конституции Республики закреплены  принципы правового статуса человека  и гражданина, т.е. основные правовые  начала, исходя из которых, человек  и гражданин пользуется своими  правами и свободами, выполняет  обязанности. Отмеченные принципы  выражены в следующих положениях  Конституции. 

     Права,  свободы и обязанности человека  и гражданина реализуются на  основе равноправия, которое выражается  в том, что все равны перед  законом и судом. Суд должен быть доступен для всех и руководствоваться только законом. Права и свободы человека и гражданина признаются за всеми людьми в равной мере, независимо от каких-либо оснований. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расы, пола, национальности, языка, отношения к религии, места жительства и другим обстоятельствам. Конституция Республики закрепляет открытый перечень оснований, что предотвращает возможность дискриминации по каким-либо основаниям.

     Важным  конституционным принципом является  гарантированность прав и свобод  человека и гражданина. Гарантии  закрепляются как общие начала  и юридическое обеспечение конкретного  права и конкретной свободы. К общим началам относится положение о том, что в Республике Казахстан признаются и гарантируются права и свободы человека в соответствии с Конституцией (п. 1 ст. 12). Осуществление общей гарантии прав и свобод человека и гражданина возложено на все органы государства, начиная от Президента и Парламента и кончая местными органами. Президент Республики является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 40). Парламент принимает законы, касающиеся прав и свобод граждан и заслушивает членов Правительства об их реализации (п. 3 ст. 61, п. 3 ст. 66). Если суд усмотрит, что закон или иной нормативный акт, подлежащий применению, ущемляет закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина, он обязан приостановить производство по делу и обратиться в Конституционный Совет с представлением о признании такого акта неконституционным (ст. 78). Местные представительные органы (маслихаты) осуществляют в соответствии с законодательством Республики полномочия по обеспечению прав и законных интересов граждан (п. 5 ст. 86).

     Кроме  общих норм о гарантиях, Конституция  Республики Казахстан закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина с указанием условий и способов их осуществления. Их объем и характер обусловлены историческим опытом, современным социально-экономическим, политическим состоянием общества и перспективой его развития, общественными нормами международно-правовых актов. В первую очередь следует выделить естественные права и свободы. К ним относятся право каждого на жизнь; на личную свободу; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и достоинства; на пользование родным языком; на свободу совести; на заботу о детях; на охрану здоровья; на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду.

Информация о работе Конституция республики Казахстан