Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:45, контрольная работа
Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
кодексы Республики Казахстан;
законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
Введение……………………………………………………………..........3
1. Особенности Конституции республики Казахстан………………...4
2. Основы правового положения личности……………………………7
3. Понятие законодательной и исполнительной власти……………...11
3.1 Законодательная власть……………………………………………..11
3.2 Исполнительная власть……………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………21
Содержание:
Введение……………………………………………………
Заключение………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Согласно статье 4 Закона «О нормативных правовых актах» от 24 марта 1998 года №213-I Иерархия нормативных правовых актов выглядит следующим образом:
Высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан.
Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
кодексы Республики Казахстан;
законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;
нормативные указы Президента Республики Казахстан;
нормативные
постановления Правительства
нормативные
правовые приказы министров Республики
Казахстан и иных руководителей
центральных государственных
нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.
Каждый
из нормативных правовых актов нижестоящего
уровня не должен противоречить нормативным
правовым актам вышестоящих уровней.
Вне указанной иерархии находятся нормативные
постановления Конституционного Совета
Республики Казахстан, Верховного суда
Республики Казахстан.
С начала
90-х годов руководство
События августа и декабря 1991 года - несостоявшийся путч в Москве и беловежские соглашения, поставили последнюю точку в истории СССР, и 16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстан принял конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», который провозгласил государственную независимость Казахстана. В нём говорилось, что Республика Казахстан, как независимое государство, обладает всей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяет и проводит свою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахской республики признавалась территорией нового независимого государства. Эта территория объявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всех национальностей теперь составляют единый народ Казахстана. Государственная власть должна основываться на воле казахского народа. Закон объявил, что все граждане, независимо от национальности, происхождения, рода занятий, места жительства обладают равными правами и свободами. В законе сказано об устройстве государства Казахстан. Впервые признавался принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.
28 января
1993 года Верховный Совет
Президент был ограничен в своих правах, что не позволяло ему проводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституция сдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому сама общественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. Под руководством Президента Н.А. Назарбаева был подготовлен проект новой Конституции, который был опубликован для всенародного обсуждения. В обсуждении было высказано много замечаний по проекту. Наиболее существенные из них были учтены, и проект Конституции был предложен народу для решения ее судьбы. В результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан.
Итак, в 1991-1995 годах происходило становление и конституционное оформление политической системы республики. Первая Конституция суверенного Казахстана была принята в январе 1993 года. Являясь своего рода компромиссом между старым и новым политическим устройством, отражением попытки внедрения модели западной демократии, данная Конституция изначально содержала в себе противоречия. В результате проведенного референдума 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан, в которой были устранены недостатки прежнего конституционного устройства, сформулирована модель президентской республики, решена проблема разделения полномочий между ветвями власти и открыта дорога системным рыночными преобразованиям.
Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан могут быть внесены республиканским референдумом. Иначе говоря, народ не только принимает Конституцию, он решает и вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент может передать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается в стороне. Парламент - высший представительный орган народа, поэтому он будет принимать изменения и дополнения в Конституцию от имени и в интересах народа.
Унитарная форма государственного устройства, президентская форма правления и территориальная целостность не могут изменяться.
Важной особенностью Конституции является и то, что она выступает основным законом, с одной стороны Государства, а с другой - общества. Это связано со статусом народа, как источника государственной власти и как социальной базы (носителя) общества.
Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридической силой, которая означает, что законы и другие нормативные акты, применяемые органами государства, не должны противоречить Конституции. Любой орган государственной власти, как местный, так и центральный, любое должностное лицо, все граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.
В Конституции есть указание на то, что её положения, нормы действуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав и свобод может использовать Конституцию, её нормы при обращениях в государственные органы, в особенности суд.
Ценность
Конституции Казахстана для дальнейшего
развития государства и общества можно
сформулировать рядом выводов.
2. Основы правового положения личности
Раздел II Конституции Республики Казахстан озаглавлен: "Человек и гражданин". Закрепляемый в нем правовой статус личности основывается на концепции прав человека, взаимоотношений человека и государства. Конституция Республики Казахстан отказалась от классового подхода к правовому статусу человека. Она не увязывает права и свободы человека и гражданина с политическими взглядами, приверженностью к каким-либо идеологическим воззрениям. В Конституции Республики Казахстан признается категория "естественных прав" человека. Безусловно, права человека и права гражданина связаны, но не тождественны. "Естественные" права человека вытекают, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., из присущих всем людям достоинств и свобод. Исходя из идей Декларации, Конституция 1995 г. провозглашает, что "права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов" (п. 2 ст. 12). Конституция не только выделяет абсолютные и неотчуждаемые права человека, но и закрепляет примат норм международного права в области прав человека. Частью действующего республиканского законодательства являются международные договоры и обязательства Казахстана, которые имеют приоритет перед его законами и применяются непосредственно, если иное не оговорено в них.
В
Конституции Республики
Права,
свободы и обязанности
Важным
конституционным принципом
Кроме
общих норм о гарантиях,