Конституция республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 15:45, контрольная работа

Краткое описание

Соотношение юридической силы иных, кроме Конституции, нормативных правовых актов соответствует следующим нисходящим уровням:
законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию;
конституционные законы Республики Казахстан и указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу конституционного закона;
кодексы Республики Казахстан;
законы Республики Казахстан, а также указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона;
нормативные постановления Парламента Республики Казахстан и его палат;

Оглавление

Введение……………………………………………………………..........3

1. Особенности Конституции республики Казахстан………………...4
2. Основы правового положения личности……………………………7
3. Понятие законодательной и исполнительной власти……………...11
3.1 Законодательная власть……………………………………………..11
3.2 Исполнительная власть……………………………………………...16

Заключение……………………………………………………………….20
Список литературы………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по КП ЗС .docx

— 51.97 Кб (Скачать)

  На совместном заседании Мажилис и Сенат  рассматривается и утверждается республиканский бюджет, отчет правительства о его выполнении. Бюджет играет важную роль для государства, народа, каждого человека. Ведь из бюджета выделяются средства на содержание государственных школ, институтов, лечебных учреждений, зарплаты учителям, медикам, ученым, государственным служащим, на содержание армии и т. д. Поэтому депутаты как представители народа должны строго контролировать, как собираются доходы в бюджет, как и на что расходуются народные деньги.

  На совместном заседании Мажилиса и Сената решают вопрос о передаче Президенту законодательных  полномочий Парламента. Если Парламент  решит, что Президенту следует передавать законодательные полномочия, тогда  Президент будет иметь право  сам принимать законы. Для того, чтобы Президент не превратился в законодательный орган, ему предоставляется право принятия законов на срок до одного года.

  Мажилис и Сенат на совместном заседании  решают и другие важные вопросы.

  Теперь  вкратце рассмотрим, чем занимаются Мажилис и Сенат в отдельности. К исключительному ведению Мажилиса относится:

  1) принятие  к рассмотрению и рассмотрение  проектов законов;

  2) подготовка  предложений по возражениям Президента  Республики Казахстан на законы, принятые Парламентом Республики;

  3) избрание  и освобождение от должности  по представлению Президента Республики Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики;

  4) объявление  очередных выборов президента  Республики;

  5) делегирование  двух депутатов в состав Квалификационной  коллегии юстиции;

  6) выдвижение  обвинения против Президента  Республики в совершении государственной  измены. 

  К исключительному  ведению Сената относится:

  1) избрание  и освобождение от должности  по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда, председателей коллегии и судей Верховного Суда Республики, принятие их присяги;

  2) дача  согласия на назначение Президентом  Республики Генерального Прокурора  и Председателя Комитета национальной  безопасности Республики;

  3) лишение  неприкосновенности Генерального  Прокурора, Председателя и судей  Верховного Суда Республики;

  4) досрочное  прекращение полномочий местных  представительных органов в соответствии с законодательством Республики;

  5) делегирование  двух депутатов в состав Высшего  Судебного Совета Республики  Казахстан;

  6) рассмотрение  возбужденного Мажилисом вопроса  об отрешении от должности  Президента республики и вынесение  его результатов на рассмотрение совместного заседания Палат.

  Президент может не подписать закон, или, иначе  говоря, наложить вето. Тогда Президент  направляет закон в Парламент  на новое рассмотрение с указанием  на его недостатки. В этом случае Парламент вновь рассматривает закон и может учесть замечания Президента, после чего закон передается на подпись Президенту.

  Порядок принятия законов не простой. Это  объясняется тем, что закон является нормативным актом, обладающим, после  Конституции, высшей юридической силой. Закон не должен противоречить Конституции. В то же время все другие нормативные  акты не должны противоречить законам. Поэтому законы принимаются по наиболее важным вопросам жизни общества, каждого человека. В Конституции записано, что законы принимаются по вопросам прав и свобод граждан, собственности, налогообложения, организации и деятельности государственных органов, государственной и воинской службы, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения обороны и безопасности государства и т.п.

  Работа  Парламента проводится на демократической  основе. К подготовке проектов законов привлекаются специалисты - юристы, экономисты, социологи, инженеры, медики и другие. Для предварительного обсуждения вопросов Мажилис и Сенат проводят парламентские слушания, на которые приглашаются ученые, работники государственных органов, представители общественности, радио, телевидения, газет. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендации депутатам.

  Мажилис и Сенат имеют право заслушивать  отчеты членов правительства по вопросам их деятельности. Если член правительства плохо работает, не выполняет законы, то Мажилис или Сенат могут принять решения о недоверии к нему, и обратиться к Президенту, чтобы освободить его от должности или даже привлечь его к уголовной ответственности. 

  3.2 Исполнительная  власть

  Правительство является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет систему  центральных и местных исполнительных органов, входят министерства, государственные  комитеты, комитеты Республики, местные  администрации: областные, районные и  городские.

  Правительство как высший орган исполнительной власти наделено широкими полномочиями, которые закреплены в Конституции и указе Президента, имеющим силу конституционного закона, «О правительстве Республики Казахстан» от 18 декабря 1995 года.

  В области  экономики правительство разрабатывает  основные направления государственной экономической политики, стратегические меры по ее осуществлению; разрабатывает экономические программы, республиканский бюджет и составляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики и т.д.

  В области  социальной правительство определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социально партнерства.

  Правительство обеспечивает осуществление правовой реформы, защиту прав и свобод граждан.

  В области  науки, техники, образования и культуры правительство разрабатывает и реализует планы научно-технического развития; определяет и реализует государственную политику по развитию науки, техники, культуры, образования, внедрению новых технологий.

  В области  административно-политического управления образует и упраздняет консультативно-совещательные органы, руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, центральных исполнительных органов, не входящих в правительство, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и правительства, назначает на должность и освобождает заместителей министров; осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов.

  В области  укрепления законности и правопорядка правительство обеспечивает осуществление правовой реформы; разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности республики, территориальной целостности и охраны государственных границ.

  В области  внешней политики правительство  принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями.

  Правительство Республики Казахстан, во-первых, участвует  в законотворческом процессе, осуществляемом Парламентом и Президентом; во-вторых, принимает решения в рамках своей компетенции; в-третьих, контролирует деятельность министерств и ведомств; в-четвертых, контролирует деятельность местных органов исполнительной власти.

  Правительство обладает правом законодательной инициативы. Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатывать  законопроекты и вносить их на рассмотрение Мажилиса.

  Законопроекты, вносимые правительством в Парламент, подлежат обязательному обсуждению на заседание правительства. Обсуждение законопроекта проводится при обязательном участии разработчиков документа, экспертов. По результатам рассмотрения законопроекта принимается решение правительства, которым проект закона может быть направлена Мажилис Парламента.

  Правительство не только самостоятельно вносит законопроекты  в Мажилис, но и выполняет также поручения Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента.

  Правительство возглавляет Премьер-министр, полномочия которого закреплены в Конституции и в Указе Президента о правительстве. Премьер-министр имеет следующие полномочия:

  - организует  работу правительства и распределяет  функциональные обязанности между своими заместителями и членами правительства;

  - представляет  правительство или поручает представительство  правительства в отношениях с Президентом, Парламентом, Конституционным Советом, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, другими государственными органами;

  - представляет  правительство или поручает представительство  правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения;

  - вносит  Президенту Республики предложения:  о структуре и составе правительства;

  - об образовании,  реорганизации и упразднении  министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства;

  - докладывает  Президенту об основных направлениях  деятельности правительства и обо всех его важнейших решениях;

  - заслушивает  отчеты членов правительства,  руководителей центральных и местных исполнительных органов.

  Премьер-министр  выполняет и другие полномочия, возложенные  на него законами.

  Министры, председатели государственных комитетов  являются членами правительства. Они  осуществляют руководство соответствующими министерствами и государственными комитетами, несут ответственность за состояние дела в отраслях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении соответствующих министерств и государственных комитетов. Вместе с тем члены правительства коллегиально ответственны за решение, принимаемые правительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.

  Возглавляя  систему исполнительных органов  Республики Казахстан, правительство  вступает в отношения с другими  ветвями государственной власти.

  Правительство образуется Президентом, который утверждает структуру и состав правительства. Члены правительства приносят присягу  народу и Президенту Казахстана. Правительство  во всей своей деятельности ответственно перед Президентом республики. Оно регулярно информирует Президента о выполнении своей программы, поручений Президента и других направлениях своей деятельности. Правительство организует исполнение актов Президента и осуществляет контроль за их исполнением министерствами, государственными комитетами, иными центральными, а также и местными исполнительными органами. Правительство выполняет поручение Президента о внесении законопроекта в Мажилис Парламента.

  Отношения правительства с Парламентом. Правительство  обладает правом законодательной инициативы. Это право реализуется правительством только в Мажилисе Парламента, то есть правительство вносит законопроект в Мажилис путем издания соответствующего постановления. Правительство свою работу строит исходя из конституционных и обычных законов, которые принимаются Парламентом. Поэтому правительство должно исполнять не только Конституцию, но и законы, контролировать исполнение законов министерствами, государственными комитетами и другими центральными исполнительными органами. Правительство ежегодно составляет республиканский бюджет, представляет его на утверждение Парламента.

  Отношения правительства с министерствами, государственными комитетами и иными органами. Правительство Республики осуществляет руководство деятельностью министерств, государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих в состав правительства. Оно контролирует исполнение указанными органами законов, актов Президента и самого представительства. Правительство утверждает положения о министерствах, государственных комитетах и центральных органах, не входящих в правительство, их структуру, размер ассигнований из республиканского бюджета на содержание их центрального аппарата и местных органов. Исключением является инвестиционный комитет, который не входит в правительство. Его статус определяется не правительством, а Парламентом путем принятия закона. Такое исключение объясняется особым значением инвестиций в возрождении экономики и сосредоточении инвестиционных средств в руках одного органа.

Информация о работе Конституция республики Казахстан