Место и роль законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:45, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, осуществляя помощь в защите гражданам своих прав выявляются нарушения законности и принимаются меры, направленные на их устранение. Эти меры состоят в возбуждении деятельности органов уполномоченных государством разрешать возникающие в обществе правовые конфликты, восстанавливать нарушенные права граждан. Целью предпринятого исследования явилось исследование места и роли Законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе развития общества и государства.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 444.50 Кб (Скачать)

Президентом и первыми вице-президентами могут быть избраны только адвокаты, состоящие членами коллегии адвокатов не менее десяти лет, непосредственно предшествующих избранию [2,c.155].

Ассамблея также предложила составу Президиума и Правлению МС(С)А:

  • обеспечить более тесное сотрудничество между адвокатами СНГ, организовать обмен делегациями и проведение совместных семинаров и научно-практических конференций;
  • совершенствовать работу по организации научно-практических конференций за рубежом и в странах содружества;
  • укреплять взаимодействие с Советом Европы и международными юридическими организациями;
  • организовать проведение мероприятий по изучению Конвенции по защите прав человека и основных свобод, Регламента и деятельности Европейского Суда по правам человека, а также опыта адвокатов демократических стран по оказанию юридической помощи гражданам и организациям;
  • вновь обратиться к правительствам стран СНГ с предложением о заключении договоров о возможности оказания юридической помощи адвокатами СНГ на всей территории содружества;
  • принять меры к возрождению курсов подготовки и переподготовки адвокатов;
  • изучить, перевести на русский язык и опубликовать общепризнанные международные нормы, а также принципы и стандарты Совета Европы, определяющие основы адвокатской деятельности;
  • постоянно информировать Президиум обо всех случаях необоснованного преследования адвокатов, нарушения их прав и свобод.

Уставом в  случае необходимости предусмотрен созыв Внеочередной Ассамблеи. Она собирается по инициативе Президента, Президиума или Правления МС(С)А, либо по требованию одной трети членов МС(С)А в трехмесячный срок.

Ассамблея созывается с учетом норм представительства, устанавливаемых Правлением МС(С)А, и считается правомочной при участии в ней более пятидесяти процентов делегатов, избранных коллективными членами и региональными организациями. Все вопросы решаются простым большинством голосов участвующих в ее работе адвокатов.

Правление является исполнительным органом, действующим в период между Ассамблеями, и собирается на свои заседания не реже одного раза в год и принимает решения большинством голосов присутствующих членов Правления.

Правление наделено широкими полномочиями, необходимыми ему для осуществления деятельности МС(С)А, и решает все текущие вопросы его деятельности, в том числе:

  • заслушивает отчеты Президента о работе Президиума;
  • утверждает смету доходов и расходов Союза;
  • определяет структуру, штаты, размер оплаты труда работников 
    МС(С)А;
  • кооптирует новых вице-президентов и членов Правления с последующим их утверждением Ассамблеей;
  • утверждает целевые программы МС(С)А, руководителей постоянно действующих комитетов, комиссий и других органов 
    МС(С)А;
  • обсуждает иные текущие вопросы деятельности МС(С)А, 
    не относящиеся к исключительной компетенции Ассамблеи.

Ревизионная комиссия является контрольно-ревизионным органом МС(С)А.

Ревизионная комиссия избирается прямым голосованием 
сроком на четыре года в количестве, определяемом Ассамблеей, и действует в соответствии с Положением о Ревизионной комиссии. 

Международный союз (содружество) адвокатов действует в соответствии со своим уставом и не обладает властными полномочиями по отношению к национальным союзам, коллегиям и ассоциациям адвокатов и их членам.

Казахский филиал Международного союза (содружества) адвокатов, зарегистрированный Министерством юстиции РК 20 июля 1998 года, руководствуется в своей деятельности Положением о филиале "Казахский филиал международного союза (содружества) адвокатов", Уставом МС(С)А, действующим законодательством в Республике Казахстан, Законом "Об адвокатской деятельности", а также нормами международного права.

Казахский филиал является структурным подразделением общественного объединения - Международного союза (содружества) адвокатов (МС(С)А) и относится к неправительственным, общественным, некоммерческим, международным объединениям, осуществляющим защиту и представительство интересов адвокатов. Он обеспечивает: солидарность, сотрудничество и взаимопомощь адвокатов различных государств; защиту прав и интересов адвокатов; содействие развитию юридической науки, повышению правовой культуры населения и т.д. [23, c.32].

Установление  и расширение международного сотрудничества адвокатов повлекли за собой необходимость разработки и унификации общих правил, применяемых в деятельности адвокатов. Среди них: Пакт ООН "Основные положения о роли адвокатов" от 1990 года, на его основе был 
принят Европейским сообществом адвокатов "Общий кодекс правил для адвокатов Европейского сообщества". Данные документы включают ряд положений, отсутствующих в национальных законодательствах, в том числе и Казахстана (профессиональная этика, доверие и личная порядочность, 
конфиденциальность, недопустимость отдельных видов деятельности и некоторые другие). 

Целью принятия этих общих правил явились предложения о том, чтобы положения, изложенные в Кодексе:

-были признаны действующими на основе консенсуса всех объединений адвокатов стран Европейского сообщества;

  • были как можно скорее приняты как подлежащие исполнению в соответствии с процедурами, регулирующими международную деятельность адвокатов, существующих как в рамках какого-либо государства в отдельности, так и всего сообщества в целом;
  • принимались во внимание в процессе пересмотра де- 
    онтологических правил и правил профессиональной практики с целью их дальнейшего приведения к взаимному соответствию".

"Как следует  из данной выдержки, по аналогии  соотносимости международных соглашений с законодательством отдельного государства, адвокатское право также предполагает унификацию национальных законов с Общим кодексом правил адвокатов Европейского сообщества. На это прямо указывает требование о применении двойной деонтологии, то есть соблюдение "правил долга" ("деонт" - долг, "логос" - наука, т.е. учение о долге, составляющее раздел этики) адвокатами отдельного государства и Европейского сообщества. Поэтому можно сделать вывод, что возникают новый правовой порядок и взаимосвязь с мировой законодательной практикой, в связи с чем одной из правотворческих задач суверенного Казахстана является создание системы законодательства, ориентированной на цивилизованные формы осуществления адвокатской деятельности".

Обеспечение квалифицированной юридической  помощи гражданам и организациям, право выбора лицом (клиентом) адвоката для защиты и представительства своих законных прав и интересов являются задачами не только профессиональных объединений адвокатов (коллегий, ассоциаций, союзов и т.д.), но и прежде всего государства и общества в целом. Таким образом, практическая реализация Конституции РК, Закона РК от 5 декабря 1997 года "Об адвокатской деятельности" и иных законодательных актов создала реальные предпосылки построения Демократического, правового государства. " [24, c.114].

 

 

 

 

 

 

3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТУРЫ РЕГЛАМЕНТИРОВАННЫЕ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

  

 

Организация адвокатуры и ее деятельность регламентированы законодательством, представляющим собой систему нормативных правовых актов, устанавливающих задачи, основополагающие принципы организации и деятельности адвокатуры, правовой статус адвокатов, их компетенцию и ответственность. В зависимости от уровня указанных актов, т.е. юридической силы, их можно классифицировать на основные и производные [25, c.15].

К основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию и деятельность адвокатуры, относятся:

  1. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г.;
  2. Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан: утверждена постановлением Президента Республики Казахстан от 12 февраля 1994 г.;
  3. Закон Республики Казахстан от 5 декабря 1997 г. "Об адвокатской деятельности";
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г.;
  5. Гражданско-процессуальный кодекс Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 33 июля 1999 г.:
  6. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г.;

7)Гражданский кодекс Республики Казахстан. Общая часть: 
Закон Республики Казахстан от 27 декабря 1994 г., Гражданский кодекс Республики Казахстан. Особенная часть: Закон Республики Казахстан от 1 июля 1999 г.; Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. и другие источники материального права;

8)Закон Республики  Казахстан от 16 января 2001 г. "О  некоммерческих организациях";

9)Закон Республики  Казахстан от 17 апреля 1995 г. "О лицензировании" и некоторые др.

Особую группу представляют нормативные постановления  Конституционного Совета РК, Верховного Суда РК, касающиеся организации и деятельности адвокатуры, например, постановление Конституционного Совета РК от 2 июля 1999 г. "О соответствии пункта 3 статьи 20 Закона Республики Казахстан "Об адвокатской деятельности" Конституции Республики Казахстан"; Нормативное постановление № 19 Верховного Суда РК от 13 декабря 2001 г. "О возвращении судами уголовных дел для дополнительного расследования" и др.

Производные нормативные правовые акты принимаются или утверждаются нормативными правовыми актами основных видов и составляют с ними единое целое. К ним относятся:

  1. Положение "Об аттестации адвокатов Республики Казахстан"': 
    утверждено приказом Министерства юстиции Республики Казахстан 
    от 11 февраля 1998 г.
  2. Положение о Центральной аттестационной комиссии: утверждено приказом Министерства юстиции Республики Казахстан от 
    23 марта 1999 г.;
  3. Правила прохождения аттестации лицами, претендующими на 
    право занятия адвокатской либо нотариальной деятельностью: утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 
    25 сентября 2001 г.
  4. Правила оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами, 
    и возмещения расходов, связанных с защитой и представительством, за 
    счет средств республиканского бюджета: утверждены Постановлением 
    Правительства Республики Казахстан от 26 августа 1999 г. № 1247.

Поскольку действующее  национальное законодательство, регулирующее вопросы организации и деятельности адвокатуры, основано на общепризнанных принципах и нормах международного права, то при изучении этой дисциплины необходимо знать и те международные документы, которые содержат нормы о юридической помощи. К их числу относятся следующие:

  • Всеобщая декларация прав человека: Резолюция 217 а (3) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.;
  • Международный пакт о гражданских и политических правах (принят 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.);
  • Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (принята Генеральной Ассамблеей 
    ООН 29 ноября 1985 г.);
  • Пакт ООН "Основные положения о роли адвокатов" (принят 8-м Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г.):
  • Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.);
  • Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов (приняты на конференции Международной 
    ассоциации юристов в сентябре 1990 г. в г. Нью-Йорке);
  • Общий кодекс правил для адвокатов Европейского сообщества и некоторые др.

Важнейшей в  основной группе нормативных правовых актов об адвокатуре является Конституция РК, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории государства [1]. Норма Конституции, устанавливающая право на получение квалифицированной юридической помощи, является правовой основой организации и деятельности адвокатуры в целях содействия реализации гарантированных государством прав и свобод.

Ряд прогрессивных  положений, повлекших реформирование адвокатуры в республике, содержались в Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан. В соответствии с ее принципиальными установками был принят ныне действующий закон, регламентирующий адвокатскую деятельность.

Закон РК от 5 декабря 1997 г. "Об адвокатской деятельности" является основным в системе нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и деятельности адвокатуры в республике. Закон состоит из четырех глав и 34 статей. Он закрепляет положения:

  • в главе 1 "Общие положения" - о назначении адвокатуры; принципах ее организации и деятельности; видах юридической помощи, оказываемой адвокатами; об оплате юридической помощи, оказываемой 
    адвокатами, и возмещении расходов, связанных с защитой и представительством; освобождении от оплаты юридической помощи;
  • в главе 2 "Статус адвоката" — о требованиях, предъявляемых к 
    лицам, претендующим на занятие адвокатской деятельностью, а также к адвокатам; правовом статусе помощников и стажеров адвоката; 
    основаниях на право занятия адвокатской деятельностью (основаниях 
    и порядке получения лицензии, а также приостановления, отзыва и 
    прекращения ее действия); правовом статусе адвоката, гарантиях адвокатской деятельности.
  • в главе 3 "Организация адвокатской деятельности" - о формах 
    организации адвокатской деятельности; правовом положении коллегии, адвокатов, формах ее организации; членстве в коллегии адвокатов; 
    дисциплинарной ответственности адвокатов: основаниях и порядке 
    исключения из коллегии адвокатов; правовом статусе юридическом 
    консультации, адвокатской конторы;
  • в главе 4 "Заключительные и переходные положения - об обеспечении исполнения этого Закона.

Информация о работе Место и роль законодательства об адвокатской деятельности Республики Казахстан на современном этапе