Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, диссертация

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Генеральный секретарь ООН К.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие коррупции 15
1.1. Краткий исторический экскурс в понятие коррупции и ее исследования 15
1.2. Понятие коррупции в социальных науках 22
1.3. Понятие коррупции в уголовном праве и криминологии 34
1.4. Понятие коррупции в международном праве 49

ГЛАВА II. Понятие и виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 57
2.1. Коррупция как международное явление 57
2.2. Понятие международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 69
2.3. Виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 72

ГЛАВА III. Уголовно-правовые аспекты международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 90
3.1. Международное уголовное законодательство в сфере борьбы с коррупцией 90
3.2. Проблемы имплементации международных антикоррупционных соглашений в российском уголовном законодательстве 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169
БИБЛИОГРАФИЯ 178

Файлы: 1 файл

ТЕМА ДИПЛОМА.doc

— 861.00 Кб (Скачать)

2. Понятие коррупции  должно быть сформулировано в  специальном профилактическом антикоррупционном  законодательстве (федеральном антикоррупционном  законе). В УК РФ использование  термина «коррупция» нецелесообразно, ибо коррупция – криминологическое понятие, дающее собирательную характеристику целому кругу преступных деяний. Вместе с тем, в федеральном антикоррупционном законе должен быть закреплен перечень деяний, относимых к коррупционным преступлениям. 

3. Коррупция - международное  явление. Последствия коррупционных  процессов оказывают влияние  на общемировое развитие. Коррупционные  деяния, криминализация которых  предписывается международными  конвенциями, относятся к преступлениям  международного характера и входят в структуру международной преступности. Особую опасность представляют транснациональные формы коррупции (подкуп иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций). Это обусловливает необходимость и важность международного антикоррупционного сотрудничества.

4. Международное сотрудничество  в борьбе с коррупцией представляет  собой систему отношений между  государствами в лице их органов,  международными правительственными и неправительственными организациями, транснациональными корпорациями и иными организациями в сфере противодействия коррупции, включающую согласованные политику, антикоррупционную стратегию и тактику, выработку международных договоров и соглашений, их имплементацию во внутреннее законодательство государств, правоприменительную, организационно-правовую, информационную и научно-исследовательскую деятельность соответствующих субъектов сотрудничества по предупреждению коррупции, непосредственной борьбе с ней на основе международно-правовых документов и принятых в соответствии с ними положениями национального законодательства.

5. Международно-правовые  документы о борьбе с коррупцией, являющиеся нормативной основой международного сотрудничества в данной области, являются комплексными актами,  значение которых выходит за сферу регулирования международного уголовного права, что подчеркивает тенденцию формирования комплексной подотрасли международного права – права международного сотрудничества в борьбе с преступностью. В международных антикоррупционных документах четко выражен акцент на меры по предупреждению коррупции, имеющие приоритет перед средствами уголовной репрессии.

6. Анализ международно-правовых  документов показывает тенденцию  к расширению спектра деяний, относимых ими к числу коррупционных.  Составы коррупционных преступлений в конвенциях отличаются предельно широким формулированием объективной стороны деяний. Также широко понимается в международных конвенциях и понятие должностного лица. Вместе с тем, нормы конвенций в большинстве своем являются «гибкими», что позволяет учитывать особенности национального уголовного законодательства и правовых систем различных государств при имплементации соответствующих положений международного права в национальном законодательстве.

7. Участие Российской  Федерации в формирующейся глобальной антикоррупционной политике требует незамедлительной ратификации подписанных Российской Федерацией Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенции ООН против коррупции. Ратификация должна сопровождаться внесением соответствующих изменений в российское уголовное законодательство. В ходе имплементации международных документов должны учитываться особенности российской правовой системы, отечественные правовые традиции. Приоритетом данной работы должно стать отражение в законодательстве  концептуальных положений международных документов, их принципов, реализация их основных целей: эффективного противодействия коррупции, включая ее транснациональные формы уголовно-правовыми средствами, и создания условий для эффективного международного сотрудничества в борьбе с коррупционной преступностью.

8. Российское уголовное  законодательство об ответственности  за коррупционные преступления, при сохраняющихся расхождениях, в своих концептуальных положениях, соответствует международным антикоррупционным документам. Вместе с тем имеющиеся противоречия требуют внесения ряда изменений в УК РФ (в частности, расширения понятия должностного лица, унификации норм об ответственности за «частную» коррупцию с соответствующими положениями о должностных преступлениях и др.). Наиболее существенным  пробелом российского уголовного закона, вступающим в явное противоречие с международным правом, является отсутствие положений об уголовной ответственности за подкуп иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций, т.е. проявления транснациональной коррупции. Данный пробел должен быть восполнен установлением ответственности за такие действия в отдельной норме УК РФ.

9. Имплементация положений  международных антикоррупционных  документов не должна ограничиваться сферой уголовного законодательства. Принципиально важно приведение в соответствие с международными нормами положений других отраслей российского права. Только в этом случае можно говорить о полномасштабном выполнении международных обязательств по данным соглашениям в правовой сфере. Кроме того, без соответствующего «подкрепления» неэффективным будет и действие соответствующих уголовно-правовых норм. В связи с этим необходимо принятие федерального закона о противодействии коррупции, который бы закрепил основы  антикоррупционной политики государства и явился бы базой для дальнейшего совершенствования законодательства.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическое значение подготовленной диссертации состоит в том, что сформулированные в ней положения могут использоваться в разработке теоретических проблем международного и российского уголовного права, криминологии, для развития концепции противодействия коррупции. По нашему мнению, настоящая работа будет полезна и для дальнейших исследований различных аспектов международного сотрудничества в борьбе с коррупцией, в том числе  проблем, не относящихся к уголовно-правовым. В целом разработка данной темы является самостоятельным перспективным научным направлением. Предложения и выводы, сделанные в диссертации, призваны обозначить ее актуальность и оказать помощь в ее дальнейших разработках.

Практическая значимость работы заключается в том, что  положения настоящего диссертационного исследования могут быть:

    • учтены в процессе текущего законотворчества, в частности, при изменении норм  УК РФ в связи с ратификацией международных антикоррупционных соглашений. Ряд высказанных предложений может быть использован при разработке и принятии федерального закона о противодействии коррупции.
    • приняты во внимание при дальнейшей работе на международном уровне, в том числе при внесении поправок и оговорок в принятые международные документы, а также при разработке новых международных антикоррупционных инициатив.
    • использованы в учебном процессе: при преподавании общих курсов уголовного права и криминологии, а также специальных курсов по международному уголовному праву и различным аспектам борьбы с коррупцией, разработке соответствующих программ и  учебных пособий по данным дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре уголовного права и криминологии юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, где проходило ее обсуждение и рецензирование.

Положения диссертации докладывались на научно-практических конференциях, в частности: на сессиях летних школ молодых ученых и преподавателей дисциплин криминального цикла (Саратов, июль 2003; Санкт-Петербург, сентябрь 2003 г.), на международной конференции «Стратегии борьбы с преступностью» (10 сентября 2003 г., Москва, Ин-т государства и права РАН).

Материалы диссертации  использовались в учебном процессе - при проведении семинарских занятий по уголовному праву и криминологии на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова (2003-2004 гг.).

По теме диссертации  автором опубликовано 3 научных статьи.

Объем и структура  диссертации. Структура диссертации определяется поставленными перед исследованием целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

ГЛАВА I. Понятие коррупции

 

1.1. Краткий  исторический экскурс в понятие  
коррупции и ее исследования

Коррупция известна человечеству с глубокой древности. Появление  данного явления неизбежно связано с классовой организацией общества, образованием государства и права, следствием чего стало появление группы людей, выполняющих властные функции. «…Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет определенного предела»14.

Многочисленные письменные памятники минувших эпох свидетельствуют, что явление коррупции существует на протяжении многих тысячелетий15. Уже при зарождении первых общественных организационных форм в качестве средства воздействия на них был опробован подкуп. С течением времени взяточничество стало проникать во все значимые государственные образования. Широкое распространение коррупции приводило даже к гибели отдельных государств. До нас дошло выражение короля Македонии Филиппа II о том, что «не существует таких высоких крепостных стен, через которые бы невозможно было перебраться ослу, навьюченному золотом»16.

Первое упоминание о  коррупции в системе государственной  службы, нашедшее отражение в древнейшем  из известных человечеству памятнике государственности - архивах Древнего Вавилона, - относится ко второй половине XXIV  в. до н. э. В эпоху шумеров и семитов Царь Лагаша (древнего города - государства в Шумере на территории современного Ирака) Урукагина реформировал государственное управление с целью пресечения злоупотреблений своих чиновников и судей, а также уменьшения вымогательства незаконных вознаграждений у храмового персонала со стороны царской администрации,  уменьшения и упорядочения платежей за обряды17. Упоминается о коррупции чиновников и в знаменитых законах Хаммурапи18.

Достаточно обширные сведения о коррупции содержатся в античном наследии. Величайшие древнегреческие  философы Платон и Аристотель в своих  работах неоднократно упоминали  о разлагающем и разрушающем воздействии злоупотребления властью и взяточничества на экономическую, политическую и духовную жизнь общества. Так, Аристотель в своей работе «Политика» выделял коррупцию как важнейший фактор, способный привести государство если не к гибели, то к вырождению. Примером такого перерождения является превращение монархии в тиранию. При переводе трудов Аристотеля на английский язык обычно «неправильная», «выродившаяся» форма правления переводится как “corrupt”19. Борьбу с коррупцией Аристотель рассматривал как основу обеспечения государственной стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться»; «Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными»20.  Аристотель, в частности, предлагал меру, которая могла бы быть эффективной и сегодня – запрет одному человеку в государстве занимать одновременно несколько должностей21. Некоторые из рекомендаций Аристотеля были реализованы в практике древних Афин, что было отмечено позже Гегелем: «В Афинах существовал закон, предписывающий каждому гражданину отчитываться, на какие средства он живет; теперь же полагают, что это никого не касается»22.

 В римском праве  термин «corrumpere» означал  разламывать,  портить, повреждать, фальсифицировать  показания, обесчестить девственницу, но в то же время и подкупить  судью (претора). Предусматривались  в качестве отдельных важных исков  actio de albo corruptio - против того, кто повредил или изменил выставленный текст преторского эдикта на белой доске (album) для публичных объявлений, писавшихся черными или красными буквами. Или, например, actio de servo corrupto - иск, который подавался любому управомоченному по роду дела против того, кто нравственно развратил чужого раба (подговорил его совершить преступление). Содержится упоминание о коррупции и в величайшем памятнике римского права – Законах двенадцати таблиц: «Таблица IX. 3. Авл. Геллий, Аттические ночи, XX.17: Неужели ты будешь считать суровым постановление закона, карающее смертною казнью того судью или посредника, которые были назначены при судоговорении [для разбирательства дела] и были уличены в том, что приняли денежную мзду по [этому] делу?)»23.

Осуждает коррупцию  Библия – «первая конституция  человечества»: «Угощение и подарки  ослепляют глаза мудрых и, как  бы узда в устах, отвращает обличение» (Ветхий Завет. Книга премудрости  Иисуса, сына Сирахова, 20, 29); «Горе тем, которые за подарки оправдывают виновных и правых лишают законного» (Книга пророка Исайи 5, 23)24.

Определенной спецификой отличалась коррупция в древнеазиатских  государствах, прежде всего в Древнем  Китае и Японии. Во многом эта  специфика определялась господствующими религиозными вероучениями. Так, конфуцианство определяло государство как «большую семью», где подарки «старшим» были нормой поведения и своеобразной частью древнекитайской традиции25. Основой общественного устройства в Китае была предписываемая конфуцианством «гуаньси» (дословно – связи, отношения) – система неформальных социальных связей, построенных обычно по семейному (клановому) принципу26. Исследователи отмечают, что неразрывная связь политики и морали, со временем трансформировавшаяся в манипулирование моральной составляющей в интересах бюрократов, пренебрежительное отношение к закону и постепенное возвышение над ним чиновничества – все те средства сохранения собственного статус-кво, включая самое произвольное толкование конфуцианской традиции, которое китайское чиновничество выработало за долгие века своего существования, в основных сущностных чертах перекочевали в политический арсенал современного Китая27.

В Средние века понятие  «коррупция» имело прежде всего  каноническое значение - как обольщение, соблазн дьявола. Около 500 лет назад отцы инквизиции присущими ей методами способствовали быстрому завершению продолжавшейся более двух тысяч лет борьбе латинского языка с его греческими корнями, одним из следствий которого стала замена длительно использовавшегося термина «катализ» (от греч. katalysis - разрушение, разложение, уничтожение) на латинский «коррупция». Corruptibilitas - означало бренность человека, подверженность разрушению, но отнюдь не его способность брать и давать взятки. Коррупция в богословии католицизма стала проявлением греховности, ибо по Апостолу Иоанну «грех есть беззаконие»28. Тем не менее, по многочисленным свидетельствам современников, сама господствовавшая в средневековой Европе католическая церковь была средоточием коррупции. Практика торговли индульгенциями, покупки и продажи церковных санов не только противоречила основам христианского вероучения, но и являлась коррупцией в современном понимании. Исчерпывающее представление о нравах, господствовавших в верхушке католического духовенства можно   составить по трудам Н. Макиавелли29.

Информация о работе Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней