Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, диссертация

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Генеральный секретарь ООН К.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие коррупции 15
1.1. Краткий исторический экскурс в понятие коррупции и ее исследования 15
1.2. Понятие коррупции в социальных науках 22
1.3. Понятие коррупции в уголовном праве и криминологии 34
1.4. Понятие коррупции в международном праве 49

ГЛАВА II. Понятие и виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 57
2.1. Коррупция как международное явление 57
2.2. Понятие международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 69
2.3. Виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 72

ГЛАВА III. Уголовно-правовые аспекты международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 90
3.1. Международное уголовное законодательство в сфере борьбы с коррупцией 90
3.2. Проблемы имплементации международных антикоррупционных соглашений в российском уголовном законодательстве 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169
БИБЛИОГРАФИЯ 178

Файлы: 1 файл

ТЕМА ДИПЛОМА.doc

— 861.00 Кб (Скачать)

Формирование законодательного перечня коррупционных преступлений отвечает складывающейся в российском законодательстве тенденции. Так, в  последние годы в УК РФ появились  понятия «преступления террористической направленности» (ст. 205.1 УК РФ), «преступления экстремистской направленности» (ст. 282.1 УК РФ). Несмотря на то, что данные понятия получили закрепление в УК, основное их предназначение – использование в  
криминолого-профилактическом законодательстве, откуда они и были перенесены в текст УК118. Рамки уголовно-правовой коррупции, как и в указанных выше случаях, должны быть законодательно определены. Без определения объекта предупредительной деятельности немыслимо эффективное криминолого-профилактическое законодательство, в том числе законодательство о противодействии коррупционной преступности.

По нашему мнению, перечень коррупционных преступлений, наряду с понятием коррупции, должен быть закреплен  в специальном антикоррупционном федеральном законе. Следует с сожалением отметить, что попытки принятия такого закона на протяжении уже более десяти лет (первый проект закона «О борьбе с коррупцией» был представлен в  Верховный Совет РФ в 1992 году) оказались неудачными119. В настоящее время работа по разработке и принятию такого закона оказалась фактически «замороженной». Определенный оптимизм вызывает образование в ноябре 2003 г. при Президенте РФ Совета по борьбе с коррупцией120. Одна из первых задач нового консультативного органа, сформулированных в выступлении на первом его заседании Президентом – выработка понятия коррупции121. Вместе с тем, следует отметить, что такое понятие должно получить окончательное закрепление в тексте федерального закона, идея о принятии которого была «забыта», в том числе и в ходе работы упомянутого консультативного совета.

Большинство зарубежных уголовных кодексов, как и УК РФ, предусматривая ответственность за соответствующие коррупционные преступления, сам термин «коррупция» не используют. В то же время, ряд государств предусмотрели в своем уголовном законодательстве специальные нормы, использующие данное понятие.

Так, в УК Италии коррупция  как должностное преступление конструируется законодателем в четырех вариантах: коррупция, связанная с выполнением служебных обязанностей (ст.318); коррупция, связанная с невыполнением служебных обязанностей (ст. 319); коррупция, связанная с выполнением неправомерных решений судом (ст. 319-3); коррупция среди работников служб местного самоуправления (ст. 320). Анализ указанных норм показывает, что под коррупцией итальянский УК понимает подкуп, взяточничество. Так, под коррупцией, связанной с выполнением служебных обязанностей, понимается «получение или дача согласия на получение государственным служащим лично или через посредников не причитающегося ему вознаграждения в денежной форме или в виде иной услуги за выполнение в будущем какого-либо действия, входящего в круг его служебных обязанностей». Сходным образом сформулированы и другие нормы УК Италии о коррупции122.

Различает коррупцию  и взяточничество УК КНР 1997 г. Данное разграничение является для китайского уголовного права традиционным, присутствовало оно и в ранее действовавшем УК 1979 г. Под коррупцией в УК КНР понимается «присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими методами общественными ценностями государственными работниками с использованием служебного положения». Как коррупция рассматривается и присвоение, хищение, получение обманным путем или незаконное овладение другими методами государственными ценностями с использованием служебного положения работниками, которые распоряжаются, ведают государственной собственностью по поручению государственных органов, компаний, предприятий, непроизводственных структур, общественных организаций (ст. 382)123. Таким образом, под коррупцией китайский законодатель понимает не всякое должностное злоупотребление, а только связанное с завладением государственными ценностями.

Оригинально сформулирована норма о коррупции в УК Республики Кыргызстан. Статья 303 киргизского УК предусматривает ответственность  за «умышленные деяния, состоящие в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группировками в целях незаконного получения материальных, любых иных благ и преимуществ, а также предоставление ими этих благ и преимуществ физическим и юридическим лицам, создающим угрозу интересам общества или государства»124. Учитывая, что в УК Кыргызстана присутствуют нормы о «традиционном» взяточничестве, можно сделать вывод о том, что т. н. «организованное взяточничество» выделено киргизским законодателем в отдельный состав, названный «коррупцией». Таким образом, в данной норме зафиксирован упомянутый нами ранее подход к коррупции как форме организованной преступности.

Приведенные примеры  из зарубежного уголовного законодательства показывают, что употребляющие термин «коррупция» уголовные кодексы вкладывают в него различное содержание и трактуют его крайне неоднозначно. Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что под «коррупцией» уголовные кодексы понимают те или иные вариации «традиционных» должностных преступлений. А.В. Наумов справедливо отмечает на основе сравнительного анализа законодательства европейских стран, что «несмотря на различие законодательных формулировок соответствующих составов коррупционных преступлений, все их многообразие (с известной долей упрощения) можно свести к «вариациям» конструкций двух классических составов – злоупотребление служебным положением  в корыстных или иных целях и взяточничества (как получения, дачи взятки и посредничества в этом)»125.

Отмеченные обстоятельства делают нецелесообразным, по нашему мнению, использование термина «коррупция» в уголовном законодательстве. Будучи по существу понятием собирательным, объединяющим не только группу преступлений, но и иные правонарушения, понятие коррупции может и должно использоваться в криминолого-профилактическом законодательстве, но не в уголовном кодексе. Между тем, безусловно, является необходимым законодательно определить перечень коррупционных преступлений, определив тем самым рамки уголовно-правовой коррупции и понятия коррупционной преступности. Предложенный нами подход к формулированию понятия коррупции полностью соответствует положениям международного права.

 

1.4. Понятие  коррупции в международном праве

В целом в международном праве понятие коррупции формулируется двояким образом: в одних случаях дается четкая дефиниция, очерчивающая рамки явления; в других такое определение отсутствует, а содержится отсылка к перечню коррупционных правонарушений. Последний способ используется чаще.

Первым международным документом, так или иначе определяющим понятие  коррупции, стал Кодекс поведения должностных  лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г126. В Кодексе указывается что, «хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие». В данном определении коррупция  по сути сведена к подкупу, и, на первый взгляд, в данном рекомендательном документе поддержан взгляд на узкое понятие коррупции. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что на самом деле Кодекс не содержит определения коррупции, а рекомендует национальному законодателю включить наиболее опасные коррупционные проявления в это определение.

В дальнейшем международное право отдавало предпочтение более широкой трактовке понятия коррупции. Так, Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая на уровне Организации американских государств (ОАГ) 29 марта 1996 г.  относит к «актам коррупции» (ст.6 Конвенции) активный и пассивный подкуп госслужащих, «любое действие или воздержание от действия при исполнении обязанностей с целью незаконного получения  выгод для себя или для третьей стороны» (злоупотребление должностными полномочиями – Г.Б.), мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного от коррупции, соучастие в любом коррупционном преступлении127. Конвенция ОАГ не относит к субъектам коррупции частных управленцев, хотя достаточно широко трактует «публичную функцию», считая таковой «временную или постоянную, оплачиваемую или почетную деятельность, осуществляемую гражданином от имени государства или в интересах государства или его учреждений, на любом иерархическом уровне»128.

Не содержит определения коррупции  и Конвенция Совета Европы «Об  уголовной ответственности за коррупцию», подписанная Россией в 1999 г, но до сих пор не ратифицированная. Понимание коррупции в данной Конвенции вытекает из перечня мер, которые надлежит принять на национальном уровне (гл. II Конвенции). В главе предусмотрен обширный перечень коррупционных деяний, подлежащий криминализации. К таковым, в частности относятся: активный и пассивный подкуп129 государственных должностных лиц, подкуп членов национальных государственных собраний, активный и пассивный подкуп в частном секторе, использование служебного положения в корыстных целях (деяние близко к посредничеству во взяточничестве – Г.Б.), отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией. Конвенция также содержит требования криминализации международной (транснациональной) коррупции. Согласно Конвенции, криминализации подлежат: подкуп иностранных должностных лиц, подкуп членов иностранных государственных собраний, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов. Таким образом, Конвенция Совета Европы в целом сводит коррупцию к подкупу, хотя следует отметить, что в перечень  коррупционных деяний включено не только взяточничество государственных чиновников, но и коррупция частных управленцев, а также подкуп иностранных должностных лиц и служащих международных организаций130.

Помимо уголовно-правовой антикоррупционной  конвенции, Совет  
Европы разработал и принял в 1999 г. Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, в которую включены гражданско-правовые материальные и процессуальные нормы, регулирующие вопросы возмещения ущерба, причиненного фактом коррупции, получения доказательств, действительности договоров и др. Россия данный документ к настоящему времени не подписала. Конвенция в ст. 2 содержит следующее определение коррупции: «просьба, предложение, дача и получение, прямо или опосредовано, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или перспектив таковых, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности или поведения, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или перспектив таковых»131. В данном случае перед нами фактически определение взяточничества, правда довольно широкое (отсутствует указание на субъектов коррупции, крайне расплывчато понятие «любой обязанности»). Давая столь необычное определение, Конвенция в той же статье указывает, что используется данное понятие исключительно «для целей настоящей Конвенции», т.е. оно ни в коем случае не претендует на универсальность.

Тесная связь коррупции  с организованной преступностью, в  том числе и с ее транснациональными формами, обусловила присутствие антикоррупционных норм в Палермской Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, принятой и подписанной Россией в 2000 г. Статья 8 («Криминализация коррупции») упоминает о необходимости криминализации следующих деяний:

а) обещание, предложение  или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей; 

б) вымогательство или  принятие публичным должностным  лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или  иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей132

В рассматриваемом документе, на наш взгляд, мы вновь сталкиваемся не с узкой трактовкой коррупции (как, представляется, Конвенция в данном случае не дает собственного понятия коррупции), а с выделением в структуре коррупции деяний, максимально тесно связанных с транснациональной организованной преступностью для их обязательной криминализации и принятия иных мер на национальном уровне.

Разработчики Конвенции  ООН против коррупции, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., не сразу  пришли к единому мнению по вопросу  понятия коррупции. Еще в третьем  варианте проекта предлагалось два  варианта решения проблемы: согласно первому предложению, коррупция трактовалась как «участие в совершении деяний, представляющих собой ненадлежащее выполнение обязанностей [или злоупотребление служебными полномочиями], включая бездействие, в расчете на получение какого-либо преимущества или для получения какого-либо преимущества, которое было лично или через посредников обещано, предложено или испрошено, или же после принятия какого-либо преимущества, предоставленного лично или через посредников, будь то для себя самого или от имени другого лица» (предложение внесено Украиной). Второй вариант, предложенный разработчиками, не дает общего определения коррупции, а включает в это понятие все деяния, подлежащие криминализации согласно Конвенции133. В окончательном тексте Конвенции сохранилась только вторая формулировка, таким образом, в Конвенции ООН понятие коррупции раскрывается через перечень коррупционных деяний.

Информация о работе Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней