Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, диссертация
Актуальность темы исследования. Среди глобальных проблем современности, от решения которых зависит дальнейшее развитие мирового сообщества в новом столетии, одной из самых острых и «кровоточащих» является проблема коррупции. Приобретшая в условиях глобализации новое качество, выражающееся, в частности, в ее транснациональных формах, коррупция является серьезнейшим противоречием глобализации, одним из вызовов мировому развитию. Генеральный секретарь ООН К.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие коррупции 15
1.1. Краткий исторический экскурс в понятие коррупции и ее исследования 15
1.2. Понятие коррупции в социальных науках 22
1.3. Понятие коррупции в уголовном праве и криминологии 34
1.4. Понятие коррупции в международном праве 49
ГЛАВА II. Понятие и виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 57
2.1. Коррупция как международное явление 57
2.2. Понятие международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 69
2.3. Виды международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 72
ГЛАВА III. Уголовно-правовые аспекты международного сотрудничества в борьбе с коррупцией 90
3.1. Международное уголовное законодательство в сфере борьбы с коррупцией 90
3.2. Проблемы имплементации международных антикоррупционных соглашений в российском уголовном законодательстве 126
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169
БИБЛИОГРАФИЯ 178
Широкая трактовка коррупции присутствует и в зарубежной литературе. Наиболее авторитетный американский юридический словарь Генри Блэка понимает под коррупцией «деяние, совершаемое с намерением предоставить некоторое преимущество, несовместимое с официальными обязанностями должностного лица и правами других лиц», а также «деяние должностного лица, которое незаконно и неправомерно использует свое положение или статус для извлечения какого-либо преимущества для себя или другого лица в целях, противоположных обязанностям и правам других лиц»98.
На наш взгляд, широкое
понимание коррупции более
Позволим себе не согласиться с Н.А. Лопашенко: такой характер прослеживается далеко не всегда. Как раз должностное злоупотребление без признаков подкупа является более частой разновидностью тех действий, о которых говорит В.В. Лунеев. Тем более это относится к другим новым формам коррупции, выделяемым, в частности Б.В. Волженкиным. Ученый отмечает, что для российского управленческого аппарата, независимо от иерархического уровня, характерны такие проявления коррупции, как «совместительство в коммерческих структурах, подконтрольных государственному или муниципальному служащему или заинтересованных в сотрудничестве с ним; организация коммерческих структур должностными лицами, использовавшими при этом свой статус; участие в руководстве этими структурами, обеспечение им привилегированного положения; использование служебного положения в процессе приватизации государственных предприятий в целях приобретения их в частную собственность или завладения значительным числом акций самим чиновником, близкими ему лицами или иными частными лицами, в чьих интересах действует должностное лицо; незаконное инвестирование коммерческих структур за счет бюджета; незаконное поддержка и финансирование политических структур, проведения выборов; использование не предусмотренных правовыми актами преимуществ в получении кредитов, ссуд, приобретении ценных бумаг, недвижимости и иного имущества; использование в личных целях и незаконное предоставление конфиденциальной информации; использование в личных или групповых целях предоставленных для служебной деятельности помещений, средств транспорта и связи, электронно-вычислительной техники, денежных средств и другого государственного или муниципального имущества; получение за свою служебную деятельность или в связи с ней, за покровительство или попустительство по службе незаконного вознаграждения в виде денег, иных материальных ценностей и выгод, в том числе в завуалированной форме путем выплаты незаконных премий, комиссионных, явно завышенных гонораров, оплаты самому должностному лицу или членам его семьи якобы выполнявшейся работы, поездок за границу, обучения детей за рубежом, приобретения недвижимости и открытия счетов в иностранных банках и т. п.»102. Представляется, что в концепцию «подкупа-продажности» данные деяния также не вписываются.
Мы согласны с А. Г. Корчагиным и А. М. Ивановым в том, что «механизм коррупции в принципе может предусматривать два варианта коррумпированного поведения: в одном случае имеет место взаимодействие двух субъектов, каждый из которых при помощи коррупционной связи стремится удовлетворить свой интерес, в другом – коррупционная деятельность сводится к действиям лишь одного лица (коррупционера), которое самостоятельно (без взаимодействия с иным субъектом) удовлетворяет свой личный интерес или интерес иного лица (лиц) при помощи предоставленной ему власти»103.
Должностное злоупотребление и взяточничество соотносятся как целое и часть, как общее и специальное деяния. Несомненно, взяточничество является «ядром» коррупции, наиболее опасным ее проявлением, в том числе и ввиду присутствия «активной» стороны подкупа. Тем не менее, считать иные корыстные злоупотребления чем-то сопутствующим коррупции, но ею не являющимся, по меньшей мере, нелогично. Корыстные служебные злоупотребления без признаков подкупа имеют сходную со взяточничеством социальную природу, последствия и мотивацию. На наш взгляд, ключевым признаком при выделении группы коррупционных преступлений является объект посягательства (нормальное функционирование органов власти и управления), а не способ (подкуп).
По нашему мнению, неудачным является употребление Н.А. Лопашенко и некоторыми другими авторами понятия «сделка» применительно к коррупционным отношениям. Сделка, согласно ст. 153 ГК РФ, - действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделками, согласно гражданско-правовой доктрине, признаются только правомерные действия. В данном же случае использование гражданско-правового термина применительно к преступлениям необоснованно. Кроме теоретико-правовой некорректности использования термина «сделка», нам представляется, что его использование применительно к коррупции дает основания приписывать коррупции определенные экономико-регулирующие функции, как любой сделке. Несостоятельность подобного рода воззрений нами была обоснована ранее.
Ряд криминологов полагают, что неотъемлемым признаком коррупции является ее связь с организованной преступностью. Такое положение было отмечено еще в 1988 году А.Н. Волобуевым, который полагал, что, если при взяточничестве должностное лицо, совершая преступление, остается членом конкретной государственной системы, где оно занимает определенное положение, то при коррумпировании, регулярно получая определенные материальные вознаграждения от преступников, должностное лицо включается в систему организованной преступности, не позволяющей ему односторонне отказаться от принятой на себя роли104. И.И. Карпец считал, что неотъемлемым признаком коррупции является ее связь с общеуголовной преступностью, чаще всего с организованной ее частью105. Схожий подход наблюдается и в посвященной коррупции работе уфимских авторов106. Этой позиции также придерживались Г.М. Миньковский,107 А.И. Гуров,108 В.С. Овчинский,109 А.Н. Волобуев,110 М.Н. Зацепин.111 Данный взгляд на проблему коррупции поддерживают и ряд зарубежных ученых, в том числе президент Международной ассоциации уголовного права, профессор Университета Де-Пол (штат Иллинойс, США) Ш. Бассиони.112 Как часть организованной преступности рассматривает коррупцию и проф. Л. Шелли113. Представляется, что именно такое понимание коррупции получило свое закрепление в УК Республики Кыргызстан (ст. 303)114.
Признавая, что коррупция является важным, часто необходимым условием существования организованной преступности, полагаем, что выделение данного признака коррупции именно как основного, необоснованно. Коррупционные деяния могут совершаться и вне связи с организованной преступной деятельностью. Не может, по нашему мнению, служить неотъемлемым признаком коррупции и «устойчивость» связи коррупционера с корруптером (подкупающим). Однозначное же «закрепление» такой связи в понятии коррупции исключает из рассмотрения иные коррупционные проявления, лишенные этого признака, до предела сужая понятие коррупции, исключая из данного понятия не только не связанные с подкупом корыстные служебные злоупотребления, но и взяточничество, лишенное организованного характера.
Представляется необходимым
проанализировать определения понятия
коррупции, содержащиеся в находившихся
на рассмотрении Государственной Думы
РФ антикоррупционных
В другом законопроекте,
под названием «Основы
В проекте «Основ» также предлагается развернутая классификация коррупционных правонарушений, в частности, преступлений. Коррупционные преступления делятся на две группы (ст. 8 проекта).
К «коррупционным преступлениям
в форме подкупа» проект относит
виновно совершенные
К «иным коррупционным преступлениям» при наличии всех признаков коррупции, предусмотренных в приведенном в проекте определении, относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, запрещенные под угрозой наказания следующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: 145; 159, пункт "в" части второй; 160, пункт "в" части второй; 164 (в случаях совершения соответствующего деяния лицом путем мошенничества, присвоения или растраты с использованием своего служебного положения); 170; 188, пункт "б" части третьей (при наличии корыстной или иной личной заинтересованности); 201; 202 (совершенное в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц); 210 (при наличии цели совершения любого из тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений, перечисленных в части шестой статьи 8 настоящего Федерального закона); 221, пункт "в" части второй статьи; 226, пункт "в" части второй; 229, пункт "в" части второй; 285; 286 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 288 (при наличии у виновного корыстной или иной личной заинтересованности); 289 и 292. Таким, образом, под «иными коррупционными преступлениями» в проекте понимаются корыстные служебные преступления, хищения, совершаемые с использованием служебного положения, и организация преступного сообщества с целью совершения коррупционных преступлений.
Данный перечень, по существу, не вызывает возражений. Полагаем правильным отраженный в нем широкий подход к коррупции как к корыстному служебному злоупотреблению, не сводимой к взяточничеству и иным формам подкупа. Что касается выделения отдельной группы «коррупционных преступлений, связанных с подкупом», то такое «обособление» не представляется необходимым, по крайней мере, в антикоррупционном законе. Как было отмечено ранее, понятие «корыстное служебное злоупотребление», очевидно понимаемое под коррупцией в настоящем проекте, является общим для всех его разновидностей, в том числе для подкупа.
Информация о работе Коррупция и международное сотрудничество в борьбе с ней