Коррупция, ее формы и виды, методы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение коррупции как социального явления, для этого будут выполнены следующие задачи: рассмотрено понятие коррупции, ее причины и формы, проанализировано российское и международное антикоррупционное законодательство и даны рекомендации по противодействию коррупции в Российской Федерации

Оглавление

Введение 3
1. Коррупция, ее причины и формы 4
2. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции 6
3. Механизмы противодействия коррупции 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Копия Корупция,_формы_корупции_и_методы_её_преодаления_в_РФ..doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

 

      Дошедшие  до нас правовые памятники позволяют  заключить, что коррупция является "ровесником" человеческой цивилизации и зародилась в период формирования первых государственных образований в Египте, Индии, Китае в III-II тыс. до н.э. Общественная опасность и распространенность и общественная опасность коррупции резко увеличивается во время крупных социальных потрясений, приводят порой к полному уничтожению законности и одновременному росту зависимости населения от произвола чиновников. Не стала исключением и современная Россия. Сегодня коррупция в нашей стране уже вышла за рамки отдельных совершаемых в органах власти и управления преступлений и может быть отнесена к одному из самых опасных и всепроникающих социально-негативных явлений, характеризующих современное российское общество и государство и представляющих угрозу национальной безопасности.

      Коррупция - это черная тень государства. Неизбежное усиление административного регулирования в условиях расширения и интенсификации экономических, финансовых, технических и иных связей и зависимостей в обществе придает бюрократии известную независимость, злоупотребление которой в корыстных целях служит питательной почвой для коррупционных проявлений при попустительстве со стороны граждан и институтов гражданского общества.

      Целью данной работы является изучение коррупции  как социального явления, для  этого будут выполнены следующие  задачи: рассмотрено понятие коррупции, ее причины и формы, проанализировано российское и международное антикоррупционное законодательство и даны рекомендации по противодействию коррупции в Российской Федерации

 

1. Коррупция, ее причины и формы

 

      Коррупция встречается на различных уровнях  властных структур и практически во всех секторах государства. В России, как свидетельствуют исследования, практически нет государственных структур, неподверженных коррупции. Согласно данным социологических исследований, к наиболее коррумпированным государственным органам относятся: таможенные и налоговые органы, ГИБДД и вообще правоохранительные органы, суды и прокуратура, организации, связанные с распределением имущества, собственности, природных ресурсов, электроэнергетика, вузы и др. Несколько менее коррумпированными признаны: армия и военные комиссариаты, министерство финансов, крупные государственные компании и банки, больницы и органы здравоохранения, местные органы управления [16].

      В настоящее время формы коррупционных  правонарушений не получили достаточного теоретического обоснования. Сегодня этот процесс еще находится в стадии становления. Условно можно выделить три группы причин коррупции: экономические; правовые; социально-нравственные.

      Среди экономических причин выделяются: крайне низкие зарплаты государственных служащих, сложная система прохождения разрешительных процедур, отсутствие прозрачности тендеров, нежелание или боязнь бизнесменов добиваться их прозрачности, неисполнение существующего законодательства, высокие налоги и отсутствие общественного контроля.

      Среди причин, касающихся государственно-правового  регулирования: несовершенство законов, общая слабость органов государственной власти, попустительство властей по отношению к коррупции, круговая порука чиновников и неэффективность механизмов защиты государственной власти от коррупции.

      Среди социально-нравственных причин можно выделить: традиционный для нашей страны способ решения проблем, круговая порука взяткодателей и взяткополучателей, правовая неграмотность населения, преступное бездействие и нежелание граждан отстаивать свои права и, нередко, невозможность их реальной защиты при круговой поруке, царящей в государственных структурах.

      Важной  причиной коррупции является и отсутствие реальной борьбы с этим явлением, несмотря на обилие широковещательных программ и заявлений по этому поводу. Что касается усилий правоохранительных, судебных, финансовых органов, органов юстиции и других центральных органов, то грустная правда состоит в том, что эти организации составляют звено в общей цепочке коррупции, и антикоррупционные меры часто противоречат личным и групповым интересам работающих в них чиновников.

      На  основе имеющихся данных можно предположить, что коррупция в государственных  органах имеет тенденцию не только к разрастанию, но и к институционализации  и легализации. Имея возможность  устанавливать регуляции, не предусмотренные законодательством, государственные структуры зачастую строят свои внутренние структуры и процедуры таким образом, чтобы иметь возможность взимать всевозможные дополнительные доходы от деятельности различного рода в виде сборов, пошлин, а также теневых выплат. В таблице №1 приведены формы проявления коррупции, которые отражают широкий спектр коррупционных проявлений через их восприятие гражданами в результате опросов [9].

      Важное  значение в контексте проблемы коррупции имеет наличие пробелов в правовом регулировании как государственной службы в целом, так и отдельных ее видов.  

 

2. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции

 

      Национальный  план противодействия коррупции  был подписан Президентом РФ 31 июля 2008 г. В отличие от большинства подобных программных документов, принятых в нашей стране раньше, Национальный план противодействия коррупции реально выполняется и значительная часть из предусмотренных им мероприятий на данный момент уже реализована. Национальный план противодействия коррупции состоит из четырех разделов.

      Раздел I "Меры по законодательному обеспечению  противодействия коррупции" предусматривает  подготовку и внесение в Государственную  Думу проекта Федерального закона "О противодействии коррупции" и проектов законов, вносящих антикоррупционные поправки в действующие федеральные законы РФ.

      Раздел II "Меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции" подробно освещает планируемую  деятельность по улучшению государственного управления, совершенствованию функционирования госаппарата, о создании в составе кадровых служб специальных подразделений по профилактике коррупции, разработке методики оценки эффективности антикоррупционных мер и прочие организационно-технологические меры, направленные на предотвращение коррупции.

      Раздел III "Меры по повышению профессионального  уровня юридических кадров и правовому просвещению" состоит из двух подразделов, первый из которых посвящен мерам по формированию в стране значительного кадрового потенциала высокопрофессиональных юристов, а второй - мерам по повышению юридической грамотности населения.

      Раздел IV "Первоочередные меры по реализации настоящего Национального плана" подробно регламентирует деятельность исполнительной власти по выполнению задач, поставленных Президентом РФ в рамках Национального плана противодействия коррупции.

      Однако  специфика коррупционных деяний такова, что в силу процессуальных трудностей или пробелов и издержек административного и уголовного законодательства они часто бывают объективно недоказуемы или ненаказуемы, а наиболее опасные проявления коррупции - взяточничество и коммерческий подкуп отличаются особенно высокой латентностью, чем нередко пользуются участники коррупционных сделок. Данные судебной статистики лишь в малой степени отражают действительное состояние дел и не дают полной картины.

      Так, следует обратить внимание на практику назначения реального наказания за должностные преступления, предусмотренные ст. 285-293 УК РФ. Например, в Краснодарском крае в 2007 г. за эти преступления было осуждено к лишению свободы всего 8% от общего числа осужденных, из них на срок до 1 года - 38,8%, на срок от 1 года до 2 лет - 16,6%, на срок от 2 до 3 лет - 22,2%, на срок от 3 до 5 лет - 22,2%. К другим видам наказания были приговорены: к штрафу - 37,9%, к исправительным работам - 3,1%, к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - 0,8%, условно к лишению свободы - 48,2%. В Ставропольском крае за получение взятки к реальному отбыванию лишения свободы не был осужден ни один взяточник, к штрафу - 10,7%, остальные - условно к лишению свободы. Но при назначении наказания взяткодателям и взяткополучателям, особенно высокопоставленным, наиболее востребованным оказался институт условного осуждения. В связи с этим исследователи приходят к выводу о том, что содержание ст. 73 "Условное осуждение" УК РФ должно быть кардинально изменено с целью сокращения рамок судейского усмотрения. При существующих широких возможностях суд может не только ошибаться, но и злоупотреблять своим положением, расширяя сферу коррупции [10].

      Реализация  Национального плана противодействия  коррупции вылилась в принятие целого пакета антикоррупционных законов: "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ, "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 274-ФЗ и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31.10.20 03 и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 280-ФЗ. Все вместе они на данный момент представляют собой основу антикоррупционного законодательства России, призванного предотвращать и пресекать коррупционные действия государственных и муниципальных служащих.

      Вполне  очевидно, что любые принудительные меры могут быть действительно эффективными лишь при наличии мер ответственности, применяемых к правонарушителям. В системе государственной и муниципальной службы основным видом ответственности, применяемой к служащим, является ответственность дисциплинарная. В связи с этим представляется интересным остановиться на тех новеллах антикоррупционного законодательства, которые предусматривают возможность привлечения государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности.

      Наиболее  важным из всех упомянутых выше законов  является Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ, который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

      Ст. 6 данного закона, содержащая перечень мер по профилактике коррупции, в числе таковых предусматривает "установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей".

      Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что, исходя из формулировки данной нормы, само по себе ее существование не позволяет увольнять с государственной или муниципальной службы или привлекать к юридической ответственности работников, виновных в совершении указанных деяний. Для ее реализации необходимо следующее:

      - принять нормативный акт (нормативные  акты), утверждающий (ие) указанный перечень должностей государственной и муниципальной службы;

      - внести соответствующие изменения  в законодательные акты о государственной и муниципальной службе, дополнив их соответствующим основанием прекращения служебных отношений.

      При этом можно предсказать возникновение  следующих трудностей.

      Во-первых, нормативным актом (актами) Российской Федерации можно утвердить лишь перечень должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с установлением обязанности представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только самого служащего, но и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Соответствующие перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы могут быть установлены нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований. Связано это с тем, что реестры должностей государственной гражданской и муниципальной службы принимаются в каждом субъекте РФ и муниципальном образовании и могут не совпадать между собой (то есть должность, существующая в одном субъекте РФ или муниципальном образовании, может отсутствовать в другом). Правда, Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (ред. от 01.12.2007) и Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 25.12.2008, далее - Закон о гражданской службе) предусмотрено ведение Сводного реестра должностей государственной службы Российской Федерации, однако в настоящее время такой реестр отсутствует.

Информация о работе Коррупция, ее формы и виды, методы борьбы