Коррупция, ее формы и виды, методы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение коррупции как социального явления, для этого будут выполнены следующие задачи: рассмотрено понятие коррупции, ее причины и формы, проанализировано российское и международное антикоррупционное законодательство и даны рекомендации по противодействию коррупции в Российской Федерации

Оглавление

Введение 3
1. Коррупция, ее причины и формы 4
2. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции 6
3. Механизмы противодействия коррупции 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Копия Корупция,_формы_корупции_и_методы_её_преодаления_в_РФ..doc

— 121.50 Кб (Скачать)
tify">      - создание благоприятных условий  для граждан, которые обращаются  с жалобой на того или иного чиновника;

      - обеспечение режима конфиденциальности  для предотвращения утечек важной информации, которой можно воспользоваться в коррупционных целях;

      - разработка системы мониторинга  возможных точек возникновения  коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля за деятельностью лиц, находящихся в этих "точках";

      - одной из наиболее действенных  форм воспитания государственных служащих, особенно впервые принятых, должна стать пропаганда высших ценностей нашего общества и неприятия любых, даже, казалось бы, самых безобидных проявлений коррупции;

      - организация системы подбора  лиц на должности, опасные с  точки зрения коррупции, с обязательной и доскональной проверкой кандидатов независимым органом;

      - упразднение различных внебюджетных  фондов, осуществляющих выплаты  чиновникам. Внебюджетные фонды  контролируются гораздо слабее, что способствует разрастанию коррупции;

      - существенное увеличение денежного  содержания государственных служащих. Низкая заработная плата - основной  экономический фактор, заставляющий чиновников продавать свои услуги тем, кто в них нуждается, что порождает массовую "низовую", в том числе "бытовую" и "деловую", коррупцию;

      - отладка механизмов прохождения  службы с учетом разграничения  юридического статуса профессиональных  чиновников и "политических  назначенцев". Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных "политических назначенцев";

      - обеспечение прозрачности контроля  нижестоящих чиновников вышестоящими;

      - организация системы поощрений,  при которой чиновнику было  бы выгодно и в материальном, и в моральном планах вести  себя честно и эффективно;

      - создание системы прав и обязанностей  должностных лиц с указанием  их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию;

      - реорганизация системы государственной  службы в целях значительного сокращения непомерно разросшегося государственного аппарата;

      - изменение административно-правовых  отношений в системе государственной службы на началах конституционного принципа равенства всех перед законом и судом;

      - создание системы возмещения  вреда, который причинен лицам  в результате коррупционных деяний. Для этого возможна организация специального фонда, куда перечисляется определенный процент от жалования чиновника;

      Социально-экономические  меры противодействия  коррупции

      В рамках социально-экономических мер  представляется необходимым выполнение следующих действий:

      - уменьшение наличного оборота,  расширение современных электронных средств расчета внедрение современных форм отчетности, которые облегчают контроль за движением средств, затрудняют возможности дачи взяток в наличном виде. Это особенно важно для борьбы с низовой коррупцией;

      - коммерциализация части социальных (в том числе - коммунальных) услуг,  введение в этой сфере конкуренции  превращают коррумпированный рынок  дефицитных услуг в нормальный рынок услуг;

      - делегирование решения части социальных задач институтам гражданского общества (под государственным контролем расходования ресурсов);

      - введение реальной зависимости  системы предоставления основных  услуг населению от самого  населения через его влияние  на формирование эффективного местного самоуправления;

      - приведение к единству реальной  и официальной экономики различных секторов и социальных институтов (армия, высшая школа, ГИБДД);

      - использование опыта международных  и национальных специализированных агентств и развитие международного сотрудничества.

 

Заключение

 

      В заключение данной работы можно сделать  следующие выводы:

      Коррупция представляет собой серьезную угрозу для современного российского государства  и общества. Непринятие кардинальных мер по противодействию данному явлению может привести к негативным последствиям для государства и общества. Противодействие коррупции должно состоять в совершенствовании экономического законодательства и законодательства о государственной службе, а не ужесточении уголовного законодательства. Законодательство должно быть ориентировано на борьбу, главным образом, с коррупцией как с негативным явлением, а не с коррупционерами. Антикоррупционная политика должна представлять собой комплекс мер и процедур, применение которых именно в совокупности принесет ожидаемый положительный результат. Необходимым представляется создание независимого органа для проведения антикоррупционной политики на уровне Российской Федерации и органов в субъектах РФ с наделением их особыми полномочиями.

      Необходимо, чтобы общество было ознакомлено с особенностями проведения антикоррупционной политики.

      Конкретными мерами должны стать: исключение коррупционных  преступлений из перечня статей, по которым объявляется амнистия, установление достаточного срока для надлежащего рассмотрения коррупционных преступлений, установление запретов на занятие в дальнейшем государственных должностей теми, кто был уличен в коррупции, формирование положительного образа российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы, уменьшение наличного оборота, использование метода провоцирования, системы многоканального получения информации о совершенных и готовящихся коррупционных преступлениях.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декабря.
  2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" // Российская газета. – 2008. - № 266, 30 декабря.
  3. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" // Российская газета. – 2003. -№ 104, 31 мая.
  4. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // Российская газета. – 2004. - №0162, 31 июля.
  5. Национальный план противодействия коррупции (утв. Президентом РФ 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // Российсая газета. – 2008. № 164, 5 августа.
  6. Аминов Д.И., Гладких В.И., Соловьев К.С. Коррупция как социально-правовой феномен и пути его преодоления: Учебное пособие. М., 2002; Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. М., 2002.
  7. Антикоррупционная политика: Справочник / Под ред. А.В. Малько. М., 2006.
  8. Богуш Г.И. Конвенция ООН против коррупции 2003 г., общая характеристика и проблемы имплементации // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Вып. 2. Под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. – Саратов. Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2006.
  9. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России / Материалы всероссийской научной конференции. – М.: Научный эксперт, 2007.
  10. Данелян Р.С. Судейское усмотрение и институт условного осуждения // Российский следователь. - 2008. - № 1.
  11. Дорохов Н.И. Некоторые аспекты оценки коррупции как социально-правового явления // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 4.
  12. Жданов А.Ф., Дидикин А.Б. Национальный план противодействия коррупции: механизмы реализации (Обзор всероссийского круглого стола) // Гражданин и право. – 2009. - №1.
  13. Камынин И. Международное законодательство о борьбе с коррупцией и нормы УК РФ // Законность. - 2005. - № 11.
  14. Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации. // Гражданин и право. – 2007. - №8.
  15. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права: Монография. – М.: Формула права, 2007.
  16. Тихомиров Ю.А, Трикоз Е.Н. Право против коррупции. // Журнал российского права. – 2007. №5, май.
  17. Чанов С. Дисциплинарная ответственность за нарушения антикоррупционного законодательства. // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2009. - №8.

 

Приложение

 

      Таблица 1. Формы проявления коррупции 

Форма коррупции %
Взяточничество 65
Семейственность, родственные связи, землячество 52
Подкуп  государственных служащих 35
Махинации с государственным имуществом 33
Вымогательство  со стороны государственных служащих 30
Уклонение от уплаты налогов 30
Оказание  услуг с использованием служебного положения без прямой выгоды 28
Нецелевое использование/присвоение государственных  средств 27
Контрабанда 20
Махинации с государственными поставками 20
Связи с организованной преступностью 18
Операции  с неучтенными средствами 16
Махинации с оформлением бумаг/прохождением бюрократических процедур 15
Действия  в обход существующего порядка  ведения дел в собственных корыстных интересах 14
Предоставление  неоправданных льгот и привилегий 10
Затрудняюсь ответить 2

Информация о работе Коррупция, ее формы и виды, методы борьбы