Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:08, курсовая работа
Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.
1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики
2. Формы, виды и методы финансового контроля
2.1. Формы финансового контроля
2.2. Виды финансового контроля
2.2.1.Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения
2.3.Методы финансового контроля
2.4. Основные методы государственного финансового контроля
Содержание
1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики
2. Формы, виды и методы финансового контроля
2.1. Формы финансового контроля
2.2. Виды финансового контроля
2.2.1.Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения
2.3.Методы финансового контроля
2.4. Основные
методы государственного
Глава
1. Содержание финансового
контроля, его значение
и функции в
условиях рыночной экономики
Финансовый контроль является практическим воплощением контрольной функции, присущей финансам как экономической категории.
Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:
1) строго регламентированную
2) неотъемлемый элемент
Оба аспекта контроля
Финансовый
контроль за состоянием экономики, развитием
социально-экономических
Таким
образом, финансовый контроль, с одной
стороны, является одной из завершающих
стадий управления финансами, а с
другой, он выступает необходимым
условием эффективности управления
ими. Сложность понимания
Можно сказать, что финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Для осуществления финансового контроля создаются особые контрольные органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами. Их права, обязанности и ответственность строго регламентированы, в том числе и в законодательном порядке.
Финансовый контроль как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность. Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств, на всех уровнях и звеньях экономики страны.
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т. п.).
Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовый
контроль включает проверку: соблюдения
требований экономических законов,
оптимальности пропорций
Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.
Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д.
Проблема
усиления финансовой ответственности,
действенности финансового
В государствах тоталитарного типа формы организации и цели финансового контроля подчинены интересам правящей администрации. Государственный контроль носит глобальный и повсеместный характер и преследует чисто фискальные цели. В странах с переходной экономикой, экономико-правовая организация финансового контроля имеет специфические черты. Такие государства постепенно отходят от тоталитарности государственного финансового контроля и создают правовую основу для его организации. Так, помимо института счетных палат и налоговых ведомств, присущих развитым странам, современная система государственного финансового контроля включает и ряд других специальных органов.
Поскольку
частная форма собственности еще не заняла
подобающее место в экономической системе,
действия государственных контролеров
распространяются на многие сферы приложения
акционерного и частного капитала. Трудности
переходного к рынку периода непосредственно
отражаются и на методах контроля. Так,
проблема нехватки государственных средств
для покрытия бюджетных расходов зачастую
решается посредством скорее административных,
чем экономических методов, тотального
ужесточения санкций за налоговые и другие
финансовые нарушения. Это приводит к
ущемлению интересов частного капитала
и снижению деловой активности. По мере
укрепления основ рыночного хозяйствования
организация финансового контроля приобретает
все более правовой характер и постепенно
приближайся к западной модели, которая,
по оценкам специалистов, в целом доказала
свою эффективность. Развитие демократии
и парламентаризма вызывает необходимость
более тщательного контроля за исполнительной
властью и соответственно повышением
профессионального уровня контрольных
служб. С другой стороны, усиление рыночной
конкуренции заставляет предприятия совершенствовать
методы внутреннего контроля, привлекая
специалистов специализированных консультационных
фирм, инвестиционных банков, финансовых
корпораций.
2.
Формы, виды и
методы финансового
контроля
2.1.
Формы финансового
контроля
В экономически развитых странах финансовый контроль распадается на две, взаимодействующие, но обособленные сферы: государственный и негосударственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль — комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства. Определяющую роль в организации финансового контроля играет конституция страны. Правовой регламент контроля зависит от типа государства, его социально-политической ориентации, уровня экономического развития, соотношения форм собственности.
Государственный
финансовый контроль призван отслеживать
стоимостные пропорции
Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).
Государственный и негосударственный виды контроля, несмотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа, более длительными по сравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.
Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:
Принимая законы, прямо или косвенно
затрагивающие систему
Информация о работе Формы, виды и методы финансового контроля