Формы, виды и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 19:08, курсовая работа

Краткое описание

Финансовый контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает.

Оглавление

1. Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики
2. Формы, виды и методы финансового контроля
2.1. Формы финансового контроля
2.2. Виды финансового контроля
2.2.1.Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения
2.3.Методы финансового контроля
2.4. Основные методы государственного финансового контроля

Файлы: 1 файл

реферат фин контроль.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

    2.2. Виды финансового  контроля 

    Виды  финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим  критериям:

  1. Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);
  2. Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;
  3. Субъекты контроля — президентский, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;
  4. Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, контроль за денежной массой.
 

2.2.1.Виды  контроля, различающиеся  регламентом осуществления  и временем проведения 

    Обязательный  контроль за финансовой деятельностью  физических и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

    Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового  законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

    Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т. д.                                

    Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и  субсидий и т. д. Он предупреждает  возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

    Последующий финансовый контроль, проводимый путем  анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д. 

    2.3.Методы финансового контроля 

    Различают следующие методы проведения контроля:

  1. проверки;
  2. обследования;
  3. надзор;
  4. анализ финансового состояния;
  5. наблюдение (мониторинг);
  6. ревизии.

    Проверки  производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

    Обследование  в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических  показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

    Надзор  производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

    Анализ  финансового состояния как разновидность  финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

    Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

    Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

    По  полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии1:

  1. полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;
  2. частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;
  3. комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;
  4. тематические - проводятся на определенную тему по деятельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

    В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

  1. сплошные - предполагают проверку всех операций на определенном участке деятельности за весь проверяемый период;
  2. выборочные это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные – предусматривают проверку одних  участков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции.

    Ревизии проводятся органами управления в отношении  подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля  На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности. 

2.4. Основные методы  государственного  финансового контроля 

    Основными методами государственного контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности произведенных финансовых операций.

  1. Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:
  2.     
  3. инвентаризация  наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

    1.2. визуальная проверка правильности  оформления документов (полноты  и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к  проверке документов утвержденным  нормам; выявление некачественных  документов); арифметичекий подсчет  итогов;

    1.3. проверка полноты и правильности  отражения в документах финансово-хозяйственных  операций. По первичным записям  водятся таксировка (проверка количественных  суммовых данных) и контировка (проверка  правильности корреспонденции бухгалтерских  счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

    1.4. проверка правильности исчисления  расчетных показателей (заработной  платы, налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и т.д.);

    1.5. проверка правильности формирования  отчетности — бухгалтерской,  финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой  отчетности, предусмотренной страновым  законодательством.

    Другие  формы контроля, например, документальные тематические проверки, основаны на регламентах, определяемых соответствующими контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

    2. Результативность финансового контроля  зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений.

    Мировая практика выделяет две сложившиеся  модели финансового контроля. В странах, приверженных англо-саксонской модели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы.

    В странах, придерживающихся французской  модели, контрольные органы исполняют  и некоторые судебные функции  имеют право определять степень  виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового ущерба. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы: 

  1. Бюджетный кодекс Республики Казахстан от 24.04.2004
  2. Закон РК «О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов»
  3. Худяков А.И. «Финансовое право Республики Казахстан», 2001
  4. Худяков А.И. «Страховое право Республики Казахстан», 2000
  5. Худяков А.И. «Налоговое право Республики Казахстан», 2002  
  6. Конституция (Основной закон) РК.
  7. Финансы: / Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, Москва 2002
  8. Финансы: Учебник для вузов. / Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф.
  9. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности« Финансы  и кредит»/Под ред.Г.Б. Поляка-3-е изд., перераб. И доп.
  10. Финансовый анализ. – Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение.НИТИ-ДАНА,2007.
  11. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм.

Информация о работе Формы, виды и методы финансового контроля