Коррупция, ее формы и виды, методы борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение коррупции как социального явления, для этого будут выполнены следующие задачи: рассмотрено понятие коррупции, ее причины и формы, проанализировано российское и международное антикоррупционное законодательство и даны рекомендации по противодействию коррупции в Российской Федерации

Оглавление

Введение 3
1. Коррупция, ее причины и формы 4
2. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции 6
3. Механизмы противодействия коррупции 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Файлы: 1 файл

Копия Корупция,_формы_корупции_и_методы_её_преодаления_в_РФ..doc

— 121.50 Кб (Скачать)

      Во-вторых, Закон о гражданской службе предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В таком случае он подлежит увольнению по п. 13 ч. 1 ст. 33 закона. Указанная же выше норма предусматривает за совершение указанных действий санкции в виде увольнения с муниципальной службы либо применения иных мер юридической ответственности. Следовательно, по ее смыслу, служащий, замещающий должность, включенную в указанный перечень, может быть и не уволен с государственной (муниципальной) службы в случае непредставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а привлечен к другому виду ответственности. Таким образом выхолащивается смысл Федерального закона "О противодействии коррупции", так как вместо того, чтобы ужесточить санкции за совершение коррупционных правонарушений, он их смягчает.

      В-третьих, в существующей формулировке указанная норма предполагает привлечение к ответственности государственного и муниципального служащего (в т.ч. и в форме увольнения) в случае непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Другими словами, ответственность за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей устанавливать не предполагается. Соответственно, по смыслу рассматриваемой нормы государственный и муниципальный служащий может просто не представлять указанные сведения, не боясь быть привлеченным к ответственности. Правда, этот вывод может быть отвергнут исходя из систематического толкования Закона о противодействии коррупции, в частности, частей 1 и 8 ст. 8. Однако, тем не менее, такое разночтение различных его положений может породить проблемы как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.

      Помимо  всего указанного, при внесении изменений  в законодательные акты о государственной  и муниципальной службе с целью установления ответственности за совершения указанных действий, следует помнить, что под представлением заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей следует понимать представление таких сведений, ложность которых была известна самому служащему на момент представления. Если же ложность таких сведений была известна, например, супругу государственного служащего, оснований для привлечения к ответственности последнего не имеется, так как в таком случае отсутствует его вина.

      Велика  роль международно-правовых антикоорупционных  документов. Международно-правовые нормы антикоррупционного характера содержатся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 г.), "Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка", принятом резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 17 декабря 1979 г., Руководстве ООН "Практические меры по борьбе с коррупцией", "Международном кодексе поведения государственных должностных лиц" (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), "Двадцати принципах борьбы с коррупцией", утвержденных резолюцией Комитета министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г., и др.

      Подписав  в г. Мериде (Мексика) 9 декабря 2003 г. Конвенцию ООН против коррупции (Принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. на 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ), Российская Федерация фактически включилась в процесс обновления национальной правовой базы с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами [13]. Во время саммита стран "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге наша страна также присоединилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц.

      В Конвенции ООН против коррупции  сделан акцент на усиление прозрачности функционирования публичных и частных институтов, развитие этических кодексов и правил. В ней странам-участникам рекомендуется принять меры по усилению финансового контроля и отчетности. В соответствии со ст. 6 Конвенции каждое государство-участник обеспечивает создание специального органа (или органов) по предупреждению коррупции. Сопоставительный анализ норм УК РФ и положений Конвенции ООН показывает, что в российском уголовном законодательстве сохраняется ряд противоречий с данным международным документом [8].

      1. В Конвенции шире, нежели в  УК РФ, описаны составы преступлений, связанных со взяточничеством (активный и пассивный подкуп публичных должностных лиц).

      2. Имеется расхождение между Конвенцией  и УК РФ в вопросе о предмете  подкупа в публичном и в  частном секторе.

      3. Конвенционный подход к определению  субъекта преступления должностного (публичного) лица оказывается намного  шире, чем используемое в примечании к ст. 285 УК РФ определение должностного лица как субъекта соответствующих преступлений.

      4. Согласно Конвенции подкуп иностранных должностных лиц и служащих международных организаций как разновидность транснациональной коррупции с исключительной степенью опасности подлежит криминализации как международное преступление.

      5. В отличие от УК РФ, который  более строг к государственным должностным лицам и более либерален к частным управленцам, Конвенция четко закрепляет равный и однотипный подход к коррупционным злоупотреблениям как в частном, так и в публичном секторах.

      6. Конвенция содержит положение  об обязательстве государств-участников принимать законодательные и иные меры для установления ответственности юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях.

      7. Конвенция содержит положение  об обязательстве государств-участников  принимать в максимально возможной степени такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации: доходов от преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов; имущества, оборудования и других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией.

      Сравнительный анализ показывает, что Конвенция  Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ) дает более широкий круг субъектов коррупционных преступлений по сравнению с предусмотренным УК РФ. В Конвенции более широко сформулировано понятие предмета взятки или коммерческого подкупа. Момент окончания получения и дачи взятки и коммерческого подкупа перенесен на более раннюю стадию, чем та, которая установлена ст. 290, 291 и 204 УК РФ, а именно на стадию покушения на преступление, определенную в ч. 3 ст. 30 УК РФ.

 

3. Механизмы противодействия коррупции

 

      Применение  всех технологий борьбы с коррупцией должно носить комплексный характер, т.е. должно включать в себя комплекс мер: политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических и др.

      Политико-идеологические меры противодействия  коррупции

      К данному комплексу можно отнести  меры, направленные на обеспечение прозрачности принятия решений государственными органами всех уровней и органами местного самоуправления; реформирование процедуры аукционов, предоставления квот, заказов и т.д.; правовое воспитание и культурно-просветительскую работу для осознания обществом ущерба от коррупции, признания государством и обществом того, что коррупция - это угроза национальной безопасности.

      Среди конкретных мер можно выделить следующие:

      - четкое разграничение функций  принятия решений, реализации  решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими государственными органами;

      - уменьшение монополии и создание  конкуренции в сфере оказания государственных услуг;

      - сокращение прямого вмешательства  государственных органов в экономику, прежде всего в части, касающейся разрешительных функций;

      - информационная поддержка антикоррупционнных  мер, публикация соответствующих материалов, доступно изложенных в наиболее доступных для населения источниках;

      - обеспечение доступа любого гражданина  к необходимой для его деятельности и не являющейся секретной административной информации;

      - формирование положительного образа  российского чиновника и государственной службы, повышение престижа государственной службы;

      - активное привлечение общественных  организаций, средств массовой  информации, ассоциаций журналистов, профсоюзов, аналитических центров;

      - оглашение данных социологических  исследований о коррумпированности того или иного подразделения или учреждения, министерства, государственных учреждений того или иного субъекта РФ.

      Правовые  меры противодействия  коррупции

      В рамках правовых мер наиболее четко  реализуется работа с текущим  законодательством по приведению его в соответствие с нормами антикоррупционной политики. Правовые меры противодействия коррупции должны предполагать следующее:

      - противодействие коррупции должно  состоять в совершенствовании  экономического законодательства  и законодательства о государственной службе, а не ужесточении уголовного законодательства;

      - ориентация законодательства на  борьбу, главным образом, с коррупцией, а не с коррупционерами;

      - введение дисциплинарной или  административной ответственности  (а при определенных условиях  - и уголовной) за совершение деяний, создающих условия для коррупции либо коррупционных правонарушений;

      - уменьшение диспозитивных норм  законодательства в целях уменьшения у чиновников возможности выбора вариантов поведения;

      - ограничение иммунитетов высших должностных лиц государства для обеспечения расследования и привлечения к ответственности виновных в совершении коррупционных преступлений;

      - рассмотрение вопроса об установлении  в качестве основной меры наказания за коррупционное действие запрещения работать в государственных организациях и потери всех социальных льгот, которые предоставляет государственная служба;

      - введение персональной ответственности  должностных лиц в сфере распоряжения  средствами и имуществом;

      - продолжение наращивания (в качественном плане) действенной системы финансового контроля, усовершенствования мер административного, гражданского и уголовно-правового воздействия и иных действий, согласно Концепции национальной безопасности РФ. Представление коррупции как серьезной проблемы национальной безопасности;

      - совершенствование взаимодействия  органов государственной власти  со средствами массовой информации  и общественными организациями  в вопросах обеспечения достоверной и всесторонней информации о деятельности органов государственной власти;

      - конфискация имущества корыстных  преступников, которая могла бы  явиться источником доходов, необходимых  для обеспечения достойного уровня  жизни граждан.

      Организационно-технические  меры противодействия  коррупции

      Данный  массив мер предусматривает создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой; улучшением материального обеспечения государственных служащих; проведением мудрой и взвешенной кадровой политики, в том числе особой работой по подготовке и приему граждан на государственную службу. Среди конкретных мер можно выделить следующие:

      - создание независимого органа  для проведения антикоррупционной  политики на уровне РФ и органов в субъектах РФ;

      - проведение непредвиденных проверок  деятельности государственных служащих, в том числе особым независимым органом;

Информация о работе Коррупция, ее формы и виды, методы борьбы