Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение коррупции как социального явления, для этого будут выполнены следующие задачи: рассмотрено понятие коррупции, ее причины и формы, проанализировано российское и международное антикоррупционное законодательство и даны рекомендации по противодействию коррупции в Российской Федерации
Введение 3
1. Коррупция, ее причины и формы 4
2. Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции 6
3. Механизмы противодействия коррупции 14
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Во-вторых, Закон о гражданской службе предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления установленных сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В таком случае он подлежит увольнению по п. 13 ч. 1 ст. 33 закона. Указанная же выше норма предусматривает за совершение указанных действий санкции в виде увольнения с муниципальной службы либо применения иных мер юридической ответственности. Следовательно, по ее смыслу, служащий, замещающий должность, включенную в указанный перечень, может быть и не уволен с государственной (муниципальной) службы в случае непредставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а привлечен к другому виду ответственности. Таким образом выхолащивается смысл Федерального закона "О противодействии коррупции", так как вместо того, чтобы ужесточить санкции за совершение коррупционных правонарушений, он их смягчает.
В-третьих, в существующей формулировке указанная норма предполагает привлечение к ответственности государственного и муниципального служащего (в т.ч. и в форме увольнения) в случае непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Другими словами, ответственность за непредставление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей устанавливать не предполагается. Соответственно, по смыслу рассматриваемой нормы государственный и муниципальный служащий может просто не представлять указанные сведения, не боясь быть привлеченным к ответственности. Правда, этот вывод может быть отвергнут исходя из систематического толкования Закона о противодействии коррупции, в частности, частей 1 и 8 ст. 8. Однако, тем не менее, такое разночтение различных его положений может породить проблемы как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.
Помимо всего указанного, при внесении изменений в законодательные акты о государственной и муниципальной службе с целью установления ответственности за совершения указанных действий, следует помнить, что под представлением заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей следует понимать представление таких сведений, ложность которых была известна самому служащему на момент представления. Если же ложность таких сведений была известна, например, супругу государственного служащего, оснований для привлечения к ответственности последнего не имеется, так как в таком случае отсутствует его вина.
Велика роль международно-правовых антикоорупционных документов. Международно-правовые нормы антикоррупционного характера содержатся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.), Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Страсбург, 4 ноября 1999 г.), "Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка", принятом резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 17 декабря 1979 г., Руководстве ООН "Практические меры по борьбе с коррупцией", "Международном кодексе поведения государственных должностных лиц" (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), "Двадцати принципах борьбы с коррупцией", утвержденных резолюцией Комитета министров Совета Европы от 6 ноября 1997 г., и др.
Подписав в г. Мериде (Мексика) 9 декабря 2003 г. Конвенцию ООН против коррупции (Принята в г. Нью-Йорке 31 октября 2003 г. на 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ), Российская Федерация фактически включилась в процесс обновления национальной правовой базы с целью приведения ее в соответствие с международными стандартами [13]. Во время саммита стран "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге наша страна также присоединилась к антикоррупционной Инициативе по борьбе с коррупцией среди высших должностных лиц.
В Конвенции ООН против коррупции сделан акцент на усиление прозрачности функционирования публичных и частных институтов, развитие этических кодексов и правил. В ней странам-участникам рекомендуется принять меры по усилению финансового контроля и отчетности. В соответствии со ст. 6 Конвенции каждое государство-участник обеспечивает создание специального органа (или органов) по предупреждению коррупции. Сопоставительный анализ норм УК РФ и положений Конвенции ООН показывает, что в российском уголовном законодательстве сохраняется ряд противоречий с данным международным документом [8].
1. В Конвенции шире, нежели в УК РФ, описаны составы преступлений, связанных со взяточничеством (активный и пассивный подкуп публичных должностных лиц).
2.
Имеется расхождение между
3.
Конвенционный подход к
4. Согласно Конвенции подкуп иностранных должностных лиц и служащих международных организаций как разновидность транснациональной коррупции с исключительной степенью опасности подлежит криминализации как международное преступление.
5. В отличие от УК РФ, который более строг к государственным должностным лицам и более либерален к частным управленцам, Конвенция четко закрепляет равный и однотипный подход к коррупционным злоупотреблениям как в частном, так и в публичном секторах.
6. Конвенция содержит положение об обязательстве государств-участников принимать законодательные и иные меры для установления ответственности юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях.
7.
Конвенция содержит положение
об обязательстве государств-
Сравнительный анализ показывает, что Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. (ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ) дает более широкий круг субъектов коррупционных преступлений по сравнению с предусмотренным УК РФ. В Конвенции более широко сформулировано понятие предмета взятки или коммерческого подкупа. Момент окончания получения и дачи взятки и коммерческого подкупа перенесен на более раннюю стадию, чем та, которая установлена ст. 290, 291 и 204 УК РФ, а именно на стадию покушения на преступление, определенную в ч. 3 ст. 30 УК РФ.
Применение всех технологий борьбы с коррупцией должно носить комплексный характер, т.е. должно включать в себя комплекс мер: политико-идеологических, правовых, организационно-технических, социально-экономических и др.
Политико-идеологические меры противодействия коррупции
К
данному комплексу можно
Среди конкретных мер можно выделить следующие:
- четкое разграничение функций принятия решений, реализации решений, контроля, предоставления услуг между соответствующими государственными органами;
-
уменьшение монополии и
-
сокращение прямого
-
информационная поддержка
-
обеспечение доступа любого
-
формирование положительного
-
активное привлечение
-
оглашение данных
Правовые меры противодействия коррупции
В рамках правовых мер наиболее четко реализуется работа с текущим законодательством по приведению его в соответствие с нормами антикоррупционной политики. Правовые меры противодействия коррупции должны предполагать следующее:
-
противодействие коррупции
-
ориентация законодательства
-
введение дисциплинарной или
административной
-
уменьшение диспозитивных норм
законодательства в целях
- ограничение иммунитетов высших должностных лиц государства для обеспечения расследования и привлечения к ответственности виновных в совершении коррупционных преступлений;
-
рассмотрение вопроса об
-
введение персональной
-
продолжение наращивания (в
-
совершенствование
-
конфискация имущества
Организационно-
Данный массив мер предусматривает создание единой службы, занимающейся антикоррупционной политикой; улучшением материального обеспечения государственных служащих; проведением мудрой и взвешенной кадровой политики, в том числе особой работой по подготовке и приему граждан на государственную службу. Среди конкретных мер можно выделить следующие:
-
создание независимого органа
для проведения
-
проведение непредвиденных
Информация о работе Коррупция, ее формы и виды, методы борьбы