Борьба с коррупцией в Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение причин низкой коррумпированности страны, выявление способов борьбы с коррупцией, и определение её влияния на сегодняшнюю ситуацию в Финляндии. Думаю, что эта тема актуальна, так как финская модель может послужить отличным примером для коррумпированных стран, в частности для Российской Федерации.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… . 3
Истоки борьбы с коррупцией в Финляндии . . . . . . . . …………….. . . . 5
Особенности финской антикоррупционной системы . . …………... . . 8
Государственная служба . . . . …………….. . . . …………... . . . . . . . . 8
Законодательство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………...... . .12
Финская модель в международном аспекте . . . . . . . . …………….... 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . ……………….. . . 21
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . ……………….. . . . .22

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК_БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ.docx

— 58.13 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский  Государственный Политехнический  Университет

Институт  Международных Образовательных  Программ

Кафедра Международных Отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

Борьба с коррупцией в Финляндии

 

 

 

 

 

 

                                                       Выполнила

                                                                       Студентка гр.4143/11   

                                                                Танатарова Д.Р.

                                                                                

                                                            Руководитель

                                                        Профессор:

                                                              Климин И.И.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Содержание

 

  1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… . 3
  2. Истоки борьбы с коррупцией в Финляндии . . . . . . . . …………….. . . . 5
  3. Особенности финской антикоррупционной системы . . …………... . . 8
  • Государственная служба . . . . …………….. . . . …………... . . . . . . . . 8
  • Законодательство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………...... . .12
  1. Финская модель в международном аспекте    . . . . . . . . …………….... 16
  1. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . ……………….. . . 21
  2. Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . ……………….. . . . .22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Какую опасность представляет  коррупция для государства и  мира в целом? По мнению международных финансовых институтов, коррупция подрывает легитимность политической системы, ограничивает возможность предоставлять государственные услуги и обеспечивать их высокое качество. Она весьма накладна для экономического роста и инвестиций, повышает расходы государственного и частного бизнеса, окутывает деловую среду неопределённостью и искажает регулирующие и законодательные рамки, на которые должен опираться бизнес.

     В глобализованном мире коррупция представляет собой структурную опасность. Это сигнал о провалах в легитимности систем. Коррумпированные общества не могут быть надёжными, демократическими и равноправными, что является критерием созидательности и высоких стандартов жизни.

Таким образом, коррупция является одной из наиболее серьезных угроз не только для экономики и социального развития отдельных стран, но и для национальной и международной безопасности в целом. Сегодня, как никогда раньше, ясно, что безопасность и благосостояние народа зависит от хорошего правления, то есть способности политической власти управлять делами нации.

Борьба  с коррупцией ведется большинством государств мира. Однако в эффективном преодолении коррупции лишь немногим из государств удается добиться ощутимых результатов на практике. Среди них — страны Северной Европы, прежде всего Финляндия.

В борьбе с коррупцией Финляндия активно  использует международно-правовые инструменты, сотрудничает с основными организациями  и странами в этой области, приводит свое законодательство и практику в  соответствие с международными нормами  и стандартами. Она подписала  и ратифицировала основные документы, в том числе Конвенцию ОЭСР 1998 г. о борьбе со взятками, Конвенцию ЕС о борьбе с коррупцией 1997 г., Конвенции Совета Европы 1999 г. по уголовному и гражданскому праву, касающемуся коррупции, Конвенцию ООН против коррупции. Структура государственной службы страны является стройной, а аппарат – не очень многочисленным. Обязанности, права и ответственность финских государственных служащих четко прописаны и строго контролируются. Основным принципом работы государственной администрации в Финляндии всегда была публичность. Разумеется, одним из важнейших факторов, препятствующих распространению коррупции в Финляндии, является материальная и социальная обеспеченность чиновников. Именно благодаря совокупности этих и некоторых других факторов Финляндия занимает высокое положение в рейтинге стран с наименьшим уровнем коррупции.

Целью данной курсовой работы является определение  причин низкой коррумпированности страны, выявление способов борьбы с коррупцией, и определение её влияния на сегодняшнюю  ситуацию в Финляндии. Думаю, что  эта тема актуальна, так как финская модель может послужить отличным примером для коррумпированных стран, в частности для Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Истоки  борьбы с коррупцией в Финляндии

 

 Хотя  в Финляндии не обошлось без коррупции, она получает неизменно высокие оценки в международных обзорах, посвященных этой теме. Исторический путь развития страны, ценности финского общества, механизмы регулирования экономической, социальной и политической сфер, сделавших страну относительно свободной от коррупции, заслуживают особого внимания.

 Изучение истории Финляндии, а также факторов, которые внесли вклад в ее развитие, может послужить  полезным уроком для стран, сталкивающихся с проблемой коррупции, и особенно для России. И хотя каждая страна имеет свой собственный путь развития, и характерные особенности, Финляндии есть, что предложить странам Центральной Америки и всего мира.1

 Коррупция определяется как использование служебного положения в личных целях. Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики. Это определение охватывает как прямую, так и косвенную  коррупцию в различных масштабах. Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели.2

  Тот факт, что в Финляндии сравнительно низкий уровень коррупции, является результатом процесса развития, который уходит корнями 19 век. Историческая борьба с коррупцией является составной частью общего комплексного развития финского общества, которая прошла путь от необразованности, бедности, зависимости от  императорской власти к развитой независимой демократической республике, и высокообразованному информационному обществу.

 Историческую борьбу с коррупцией в Финляндии нельзя отнести к какой-либо конкретной реформе в отдельно взятой отрасли. Главной силой было и до сих пор остаётся установление и поддержание общественного порядка, которое не дает коррупции пустить свои корни. Общественный порядок в Финляндии характеризуется конкретными преимуществами, регулированием, самоконтролем и чувством общественного блага.

В результате общество, морально и юридически осуждает централизацию власти и социально-экономическое неравенство, развивая при этом культуру управления, которая способствует общему благу.

Уважение  значимости регулирования, самоконтроля и общего благ значительно ограничивает личную выгоду за счет других. Это также  способствует укреплению взаимного  доверия. Исследования показали, что существует взаимосвязь между высокой степенью доверия в обществе и низким уровнем коррупции.

Finnish experience also indicates that the moral example of public officials and decision-makers is indispensable to the development of a cultural ethic of governance. Финский опыт также показывает, что такое поведение государственных должностных лиц и лиц, принимающих решения является необходимым для развития культурной этики управления. When people see ethical and responsible behavior in those occupying positions of responsibility, they are more likely to want to imitate them. Когда люди видят, этическое и ответственное поведение в тех, кто занимает ответственные посты, они скорее хотят им подражать.

A culture of responsibility in public administration can be developed and buttressed by officially declaring that ethical values form the basis of public service. Уровень ответственности в сфере государственного управления может быть выше при официальном объявлении этических ценностей основным принципом государственной службы. Финское правительство именно это и делает, заявляет, что государственная служба основана на этики.

Частный сектор в Финляндии также на протяжении долгого времени придерживается принципа ответственности, честности и справедливости. 
The Finnish private sector has also long maintained the values of “best practice,” responsibility, honesty and fair play. Этическое образование стало неотъемлемой частью финской подготовки делового администрирования. A full 90% of Finnish business executives consider that obeying the law is essential in their corporate activities. 90% финских бизнесменов считают, что соблюдение закона имеет  важное значение в корпоративной деятельности. There is also a proven correlation between a high degree of competitiveness and a low level of corruption. Доказана также существующая взаимосвязь между высоким уровнем конкурентоспособности и низким уровнем коррупции. На протяжении многих лет подряд Финляндия занимает первые места в рейтингах по уровню конкурентоспособности и последнее место по уровню коррумпированности.For several years in a row, Finland has ranked as the first or second most competitive country in the world, at the same time as being the least corrupt.

Этика всего общества это отражение культуры управления государства, которое отстаиваетThe ethics of the entire population is reflected in a culture of governance that upholds the values of common good and shared responsibilities. ценности общего блага и общей ответственности. Generally speaking, Finland's public officials represent the values common to all Finnish people. Вообще говоря, финские государственные должностные лица представляют собой ценности, общие для всего финского народа. Ключевую роль в укреплении и процветании культуры государства заключается в согласованности общих ценностей, а также в активности и заинтересованности общества.3

The keys to generating the kind of pressure required for the emergence and consolidation of a culture of responsible governance are broad consensus regarding these values among the citizens and an active and interested civil society.Независимые средства массовой информации также являются необходимыми для давления со стороны гражданского общества. This is strengthened by the exceptionally high number of newspaper readers in Finland. Это подкрепляется исключительно большим числом читателей газет в Финляндии. Even the most minor abuses committed by public officials are of journalistic interest—sometimes at the expense of more important news—and they elicit prompt disapproval from public opinion. Даже самые незначительные нарушения, совершенное должностными лицами вызывают интерес у журналистов. Иногда даже публикации делаются за счет более важных новостей, ведь именно несправедливость вызывает недовольство со стороны общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности финской антикоррупционной системы

 

 Государственная служба.

Государственная служба всегда, еще со времен, когда  Финляндия входила в  качестве Великого княжества в состав Российской империи, считалась престижным и  ответственным делом. Еще указом императора Александра 1 доступ к старшим  гражданским должностям в Финляндии  был ограничен юристами или, во всяком случае, выпускниками университета, имеющими диплом юриста. Во многом эти традиции сохранились и сейчас.

В Финляндии, в отличие от многих других стран, в том числе и соседней Швеции, нет практики политических назначений. Основной состав центральной и местной  администрации остается довольно  постоянным, состоит из профессиональных чиновников, назначаемых как минимум  на 5-летний срок. Правда, с конца 80-х  годов были введены политические должности в аппарате премьер-министра.

Структура государственной службы в Финляндии является стройной, а аппарат управления – не очень многочисленным. Так, в 90-х годах количество государственных служащих всех уровней сократилось чуть ли не на половину - с 230 тысяч до 127 тысяч. В России на январь 2004 г. только федеральных чиновников было 38 тысяч. А ведь это только вершина громадной и неуклюжей пирамиды, состоящей из многих десятков тысяч чиновников, зачастую бездарных, бесполезных и продажных.4

Обязанности, права и ответственность четко  прописаны и контролируются. Например, чиновник имеет право сохранить  свое мнение вопреки мнению начальника.  Министр может принять политическое решение, отличающееся от предложения  референта, но оно не станет юридически обязывающим, если тот не поставит свою визу, ибо именно он несет правовую ответственность за решения. Если министр или правительство принимают решение, отличающееся от предложенного соответствующим чиновником, то чиновник может избежать юридической ответственности, подав письменное обжалование. Таким образом, с точки зрения коррупции, финская система требует двойной работы от потенциального взяткодателя. Он или она должны одержать верх как над принимающим решение, так и над референтом.

 Основанным  принципом в Финляндии всегда  было то, что все в государственной  администрации действительно должно  быть публичным, открытым для  критики со стороны других  чиновников, граждан и средств  массовой информации. Все протоколы и записи обсуждений (стенограммы), делаемые в государственной администрации, открыты для каждого гражданина. Совсем иная традиция в Евросоюзе или многих странах-членах ЕС.

Именно  участие граждан в различных  сферах общества, независимые средства массовой информации, доступ общества к официальным документам, четкие роли государственных учреждений, возможности  подачи апелляции и получение юридической помощи ведет к снижению коррупции в Финляндии. С ростом информированности граждан, становиться легче процесс обращения с жалобами в апелляционные органы. Это также указывает на то, что граждане являются не просто субъектами администрации, а суверенными гражданами, способными повлиять на вещи, которые их касаются. Также эта повилика открытости способствует порядочности граждан, ведь в случае дачи взятки, они не застрахованы от жалоб со стороны общественности.5

Информация о работе Борьба с коррупцией в Финляндии