Борьба с коррупцией в Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение причин низкой коррумпированности страны, выявление способов борьбы с коррупцией, и определение её влияния на сегодняшнюю ситуацию в Финляндии. Думаю, что эта тема актуальна, так как финская модель может послужить отличным примером для коррумпированных стран, в частности для Российской Федерации.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… . 3
Истоки борьбы с коррупцией в Финляндии . . . . . . . . …………….. . . . 5
Особенности финской антикоррупционной системы . . …………... . . 8
Государственная служба . . . . …………….. . . . …………... . . . . . . . . 8
Законодательство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………………...... . .12
Финская модель в международном аспекте . . . . . . . . …………….... 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . ……………….. . . 21
Список используемых источников . . . . . . . . . . . . . . ……………….. . . . .22

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК_БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ.docx

— 58.13 Кб (Скачать)

Разумеется, одним из важнейших факторов, препятствующих распространению коррупции в  Финляндии,  является материальная и социальная обеспеченность чиновников. Средний уровень зарплаты по стране составил на начало 2004 г. 2 350 евро. по достижении 65-летнего возраста – полная пенсия.  В России средняя зарплата чиновников по стран (январь 2004 г.) составляла 6 216 руб., то есть в 13 раз ниже.

Во многих странах проблемы коррупции связаны  с финансированием политических партий. Большинство стран Европы имеют систему финансирования партий и ограничения на сумму частных  средств, которые могут быть внесены  на предвыборную кампанию. В США  же до сих пор  ведется сейчас дискуссия в сенате относительно введения ограничений на частное  финансирование.

Финляндия стала одной из первых стран, выделяющих государственные средства для политических партий. Эта система получила свое продолжение с 1967 г. Тогда субсидии, выделяемые партиям, составили в  нынешнем эквиваленте 1.6 млн. евро. Тридцать лет спустя сумма составила уже 16 млн. евро. Уязвимым местом, как и  во многих других странах, является прозрачность в отношении частных пожертвований  на нужды политических партий. ТИ  в докладе о положении с  коррупцией в мире (март2004 г) даже поставила  Финляндию в один ряд с такими странами как Беларусь, Болгария, Испания  и Турция, где уровень обнародования  источников финансирования низок или  скрыт, что означает практическую невозможность  определить, кто сколько кому дал и на какие цели.

Другим  краеугольным камнем в борьбе с коррупцией является честность государственных  служащих. Если служащий не соответствует  требованиям своей должности, если он не уважает себя, имеет маленькую  заработную плату, управление организации  не поддерживает общие ценности, тогда  низкий уровень коррупции находится  под большой угрозой.

Низкий  уровень коррупции объясняется  финской административной культурой, которая основана на скандинавских  традициях. Правовые традиции адвокатов  и юристов доминировали в государственной  службе и политической системе, именно с них началась борьба с недобросовестностью  и несправедливостью. С возникновением государства всеобщего благосостояния, скандинавские традиции подчеркнули такие ценности как сострадание и равенство.6

 Текущий  размер государственного сектора  остается относительно большим  в Финляндии, и поэтому контроль  над целостностью общества является  важной задачей.  Доля расходов ВНП на общественные нужды составляет более чем 40 процентов, количество государственных служащих в государственном управлении более 120 000, в муниципалитетах 422 000. Карьера в качестве государственного служащего является открытым для всех граждан в Финляндии, у которых есть образование. Именно благодаря образованию у каждого есть возможность начать государственную службу. Только коллективные договоры могут ограничить  гражданина в праве прохождения государственной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательство

Широкая правовая система, эффективное применение законов, независимая и эффективная  судебная система, прозрачность и модернизация финансового управления, все это  необходимо для предотвращения коррупции. И именно поэтому Финская конституция  гласит, что закон должен гарантировать  порядочную власть.

Финский закон объявляет противозаконным  целый ряд конкретных нарушений. Основные законы, направленные против коррупции это закон об административных процедурах, закон о гласности деятельности правительства, Уголовный кодекс, Закон о государственном бюджете, Закон о бухгалтерском учете, Закон о государственных закупках, и другие подзаконные акты.

Конституция Финляндии требует, что бы осуществление  государственной службы осуществлялось на законной основе. Каждый гражданин, который недоволен административным решением, касающегося его или  его прав и обязанностей, имеет  право оспорить это решение в  административном суде. В этом случае право обжалования подчиняется положению об административном законе судебных процедур. Этот закон гласит о том, что каждое дело должно быть рассмотрено надлежащим образом. Также гражданину не обязательно обращаться за профессиональной юридической помощью, что облегчает процесс обжалования и доступ к средствам правовой защиты. Высший административный суд является последней степенью защиты в административных делах. 7

Финляндия наполнена прочными традициями закона, которые провозглашают четкие квалифицированные  требования, такие как обязательство  публичного объяснения причин решения, эффективная система исправительных учреждений, современные методы исследования. Все это подкрепляется общественным доступом к официальным документам, свободой прессы, что помогает обнаружить нарушение.The use of professional criteria to investigate crimes ensures the high probability that the authors of corrupt acts will be identified and convicted. Использование профессиональных критериев для расследования преступлений, обеспечивает высокую вероятность того, что лица коррупционных действий, будут найдены и осуждены.8

Обязательство публично объяснить решение повышает прозрачность и доверие общества к администрации, и позволяет  избежать предвзятых решений. Система, созданная некоторое время назад в финской государственной администрации, также помогла предотвратить коррупцию путем децентрализации власти государственных служащих. And the devolution of powers to subsidiary institutions has played an important part in increasing government efficiency and avoiding excessive centralization. И передача полномочий вспомогательных учреждений играет важную роль в повышении эффективности работы правительства и в избегании чрезмерной централизации.

Нужно сказать, что в The Finnish judiciary also includes the Office of the Parliamentary Ombudsman, the Chancellor of Justice and administrative courts.Уголовном кодексе Финляндии само слово «коррупция» не упоминается.  Вместо этого говорится о взяточничестве чиновников, за которое предусматривается наказание за взяточничество от штрафа до тюремного заключения до 4 лет, в зависимости от серьезности правонарушения. 9

В Финляндии  фактически никогда не создавалось  специального закона о коррупции  или специальных органов для  контроля за коррупцией. Коррупция рассматривается как часть уголовной преступности и регулируется на всех уровнях законодательства, норм и других систем контроля. Так, коррупция всегда подпадала под действие  Конституции, уголовного кодекса, и других подзаконных актов. Особую роль играют  этические нормы.

Контроль  за соблюдением антикоррупционных норм и принятие мер, в случае их нарушения, осуществляют традиционные судебные и правоохранительные органы. Особую роль играют канцлер юстиции и омбудсман парламента (уполномоченный по конституционным и другим правам человека), которые назначаются президентом республики, но полностью независимы ( в том числе, и друг от друга)  в своей деятельности и имеют в своем распоряжении все инструменты и права, необходимые для проведения расследований и принятия мер. Канцлер юстиции осуществляет контроль за деятельностью всех ветвей и уровней государственной власти – также как и омбудсман (за исключением депутатов парламента).

Для рассмотрения обвинений против особой категории  высших должностных лиц (членов правительства, канцлера юстиции, омбудсмана парламента, членов Верховного или Административного суда) существует специальный институт – Государственный суд. Этот суд может также рассматривать обвинения против президента страны.  Государственный суд возглавляется президентом Верховного суда, состоит из председателя административного суда, надворного суда и пяти депутатов парламента, избираемых самим парламентом. Фактически это «суд импичмента», который может принимать решения об отстранении от должности лиц указанной категории. За послевоенную историю Финляндии Государственный суд созывался только один раз.10

Еще один фактор, который послужил противником  коррупции – это материальная обеспеченность граждан. Доказано, что  коррупция снижается, когда заработная плата является соизмеримой и  адекватной, и когда разрыв в доходах  населения является относительно небольшим. Чем выше доход, тем выше удовлетворенность трудом, тогда склонность к получению взяток соответственно снижается.Moreover, reducing the gaps between the different salary levels puts a halt to economic greed in professional development. Кроме того, сокращение разрыва между различными уровнями окладов кладет конец экономической жадности в профессиональном развитии.

Global comparisons show that the salaries of Finnish public officials are reasonable and that the country's income disparities are among the lowest in the world. Международные исследования показывают, что заработная плата государственных служащих в Финляндии является обоснованной и что разница в доходах населения самая низкая в мире. Moderation in the income disparities among Finnish public servants reflects the general pattern of salary differentials in the country as a whole. Умеренность в доходах среди финских государственных служащих отражает общую структуру различий зарплаты в стране в целом.

This relatively small income distribution gap in Finnish society can be largely attributed to the above-mentioned Finnish value base, which profoundly disapproves of unequal distribution of wealth. Этот относительно небольшой разрыв в распределении доходов в финском обществе в значительной мере можно отнести к вышеупомянутым Финским ценностям, которые не одобряют неравномерного распределения богатства.

The ideal of moderation in income differentials is manifested in Finland in a progressive tax system and in the social security provisions. Идеал умеренности в разнице доходов проявляется в Финляндии в прогрессивной налоговой системе и в социальном обеспечении. In Finland, as in any country, good salaries require a solid public economy and a strong business sector. В Финляндии, как в любой стране, хорошие зарплаты, требуют твердой государственной экономики и сильного предпринимательского сектора.11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Финская модель» в международном  аспекте

 

Мы привыкли к тому, что финны являются мировыми лидерами по ряду показателей –  мобильники, пользование Интернетом и т.п. Но есть одна область, где Финляндия  на последнем месте - это уровень коррупции. Это заслуживает особого внимания, в том числе и в России, где коррупция остается одним из главных препятствий для дальнейшего реформирования страны и процветания общества.

Влиятельная неправительственная международная  организация «Транспаренси Интернешнл» целью, которой является противодействие коррупции в государственных органах, начиная с 1995 г., публикует Индексы восприятия коррупции. Организация также занималась исследованиями по вопросам коррупции в государственном секторе: злоупотребление служебным положением, подкуп должностных лиц и т.д. Согласно данным «Транспаренси Интернешнл», в 1995-1997 гг. Финляндия занимала 4-е место среди наименее коррумпированных стран мира, затем в течение последующих трех лет – второе, а в 2001 г. становится лидером и прочно удерживает эти позиции в международных рейтингах до сих пор. Достижения Финляндии в борьбе с коррупцией подтверждаются и другими исследованиями, проводимыми указанной организацией, в частности Барометром мировой коррупции и Мировым индексом взяточников.12

По десятибалльной шкале (10 баллов — полное отсутствие коррупции) по данным «Транспаренси Интернешнл» Финляндия в 2001 г. получила 9,9 балла (исследовались 102 страны), за ней шли Дания и Новая Зеландия, разделившие 2-е и 3-е места (9,5), на 4-м месте — Исландия и на 5-6-м — Швеция и Сингапур. Наиболее «чистой» по степени коррупции страной Финляндия остается и в последующие годы. Согласно данным, опубликованным в октябре 2004 г. (опрос на этот раз проводился в 146 странах) ее показатели составили 9,7 балла. В шестерку наименее коррумпированных стран мира вошли также Новая Зеландия, Дания, Исландия, Сингапур и Швейцария (около 9 баллов). Заметим, что практически все страны Северной Европы вошли в десятку наименее коррумпированных стран. 13

Рассмотрим  один пример коррупции их опыта Финляндии. Зимой 1996 г. несколько инженеров – членов губернского водного суда в Лапландии, занимавшегося делом о строительстве ГЭС, совершили туда поездку, во время которой   приняли приглашение отобедать с представителями одной из фирм – претендентов. Кстати, угощение было довольно скромным – порядка 20 долларов на человека, а сама поездка организована представителями водного суда в счет их отпуска. Инженеров обвинили во взяточничестве, процесс занял несколько лет, дело дошло в 2000 г. даже до Верховного суда.

В результате  высшая судебная инстанция  подчеркнула, что уже сам факт согласия на угощение  должностных лиц  заинтересованной стороной мог подорвать доверие  к органу, который они представляют, и в целом к официальным  властям. И поэтому их поведение являются неподобающим. В качестве негативного момента было  также упомянуто, что в оплаченном фирмой обеде участвовала супруга одного из членов водного суда. Решение Верховного суда стало во многом прецедентом для определения того, что можно рассматривать взяткой.

Сейчас  в Финляндии ежегодно рассматриваются три-четыре дела по обвинению во взяточничестве и столько же во взяткодательстве. Наибольший пик дел о взятках пришелся на первое послевоенное десятилетие и на 1980-е гг., когда страна вступила в полосу экономического кризиса. С восстановлением экономики взяточничество стало сокращаться.

От обвинений  в коррупции и наказаний не спасают ни высокое положение, ни депутатские мандаты, ни общественная популярность

Следует особо отметить, многие примерывзяточничества  стали широко известными благодаря выступлениям средств массовой информации, которые действительно играют в Финляндии роль эффективного инструмента гражданского контроля и которым, власти прислушиваются и, как правило, реагируют.

Информация о работе Борьба с коррупцией в Финляндии