Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей развития зеленого туризма в Крыму.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать теоретические аспекты развития туристической отрасли.
2. Проанализировать состояние туристической отрасли Крыма
3. Разработать направления развития зеленого туризма в Крыму.
Сеть автомобильных
дорог общего пользования в Крыму
насчитывает 6245 км. Протяженность дорог
государственного значения составляет
1086 км или 17,4 % от общей протяженности дорог (по Украине – 8 %). Это 3 государственные
дороги: Харьков-Симферополь-
Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет в Крыму 645,3 км. Функционирует 70 линейных станций и разъездов.
Морскими перевозками пассажиров занимается 4 морских порта, 31 пассажирский причал. Кроме того, воздушные пассажирские перевозки в Крыму осуществляет государственный международный аэропорт «Симферополь», аэропорт «Бельбек» и аэродром «Керчь».
В четырех районах Крыма, где нет железной дороги, отсутствует возможность для туристов добраться к месту отдыха железнодорожным транспортом. Это Белогорский, Первомайский, Раздольненский и Черноморский район.
Наибольшую плотность автомобильных дорог (лучшую транспортную доступность), которая превышает средний показатель по Крыму (239,4 км/тыс.кв.км), имеют такие районы, как Симферопольский (298.2), Красногвардейский (276,0), Бахчисарайский (259,3), Раздольненский (252.1), Нижнегорский (244.9), Советский (241,7) и Кировский (240,7).
Самую низкую протяженность автомобильных дорога на 1000 кв.км территории имеют Черноморский (194.0), Белогорский (180,50) и Ленинский (164.9) районы.
Доступность сельской местности улучшается и за счет массового распространения личных автомобилей. Так, среди городского населения Крыма (потенциальных клиентов сельского туризма) каждая третья семья имеет автомобиль, а это 325 тыс. человек.
База размещения для «зеленых» туристов. Размер базы размещения (возможность принимать туристов в сельской местности) зависит от количества сельского населения и его обеспеченности жилой площадью.
Потенциал Крыма по возможности принимать туристов в сельской местности достаточно велик. Крым занимает шестое место среди регионов страны по численности сельского населения (730 тыс. чел).
Конкурентами Крыма
в сфере сельского туризма
на Украине являются пять регионов,
которые имеют большую
Среди районов Крыма
наибольший потенциал по размещению
туристов в сельской местности имеют
Симферопольский, Сакский, Джанкойский,
Красногвардейский и
Обеспеченность жильем. Жилье в сельской местности является основной материальной базой для развития СТ. Чем просторнее и комфортабельнее сельский дом, тем больше возможностей у его владельца использовать излишки площади (свободные комнаты) для оказания услуг туристам по временному проживанию. К сожалению, в этом отношении Крым имеет самый низкий потенциал по развитию СТ среди всех регионов Украины.
По обеспеченности населения жильем в сельской местности (17,3 кв.м/чел) автономия занимает последнее 27-е место на Украине (Украина-25,8 кв.м/чел). Обеспеченность жильем на селе в Крыму в 1,8 раза меньше, чем в таких областях Украины, как Черниговская (30,8), Черкасская (31,0) или Винницкая (32,4).
Среди районов Крыма наибольший ресурс по размещению туристов в сельской местности имеют пять районов, в которых обеспеченность жильем на одного сельского жителя больше, чем в среднем по Крыму.
Это Сакский (20.0 кв.м/чел ), Черноморский (19,1), Бахчисарайский (18,8), Красногвардейский (17.8) и Джанкойский (17.6) районы.
Комфортабельность жилья. Современному туристу мало просто иметь «крышу над головой». Он требует и соответствующего уровня комфорта. А комфорт в сельском доме зависит от степени оборудования жилого фонда и уровня благоустройства населенных пунктов.
Сегодня степень оборудования жилого
фонда в сельской местности Крыма
не соответствует современным
Туристическая инфраструктура. Туристическая инфраструктура Крыма в основном сосредоточена в городах, где находится 90,3 % всех отелей и 94,6 % их общей емкости. Из 14 сельских районов отели есть только в 4-х районах, где в 2008 году было обслужено только 3 % туристов
С целью выявления и систематизации проблем сельского туризма, поиска оптимальных направлений развития, уменьшения влияния рисков и увеличения возможностей в сфере туризма в рамках данной курсовой был проведен SWOT-анализ зеленого туризма Крыма.
SWOT-анализ один из самых распространенных и эффективных методов, оценивающих в комплексе состояние отрасли. При таком анализе изучаются угрозы, способные подорвать позиции; сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции клиентов, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает извлечь максимум пользы из имеющихся возможностей.
Зеленый туризм Крыма в будущем:
В горном Крыму увеличивается количество усадеб (однако нельзя превратить это в массовый отдых), расширяется номенклатура услуг на каждом объекте; все объекты сельского зеленого туризма объединяются в кластеры по районам, что позволяет предоставлять туристу комплексный турпродукт; разработаны новые турпродукты; кластерами устанавливается единая ценовая политика – цены средние, ниже, чем предлагают отели на морском побережье, главное – качество; возможное сотрудничество с объектами на побережье, с целью оттянуть часть туристов с побережья и разгрузить прибрежные территории в летний период, проведение фестивалей совместными усилиями в осенне-весенний периоды, что позволит продлить сезон, круглогодичная работа. Будет разработана программа государственной поддержки сельского туризма, введены налоговые льготы для хозяев объектов сельского зеленого туризма.
Направления развития туризма:
В степном Крыму активно развивается сельский зеленого туризма – появляются небольшие гостиницы или усадьбы для размещения туристов, в том числе узко-ориентированные базы размещения – для охотников, рыболовов. В районе Сиваша и возле термальных источников развивается грязелечение и спа-туризм, строятся спа-центры и усадьбы с ориентированием на лечебный туризм. Активно развивается агротуризм – развиваются малые и средние фермерские хозяйства, основная специализация которых – выращивание экологически-чистых продуктов для продажи в мини-отели и усадьбы, а также имеющие возможность размещать туристов для временного проживания и предоставление возможности туристам для трудового участия в жизни фермы. Появление кафе и ресторанной национальной кухни (в т.ч. при фермерских хозяйствах). Разработка специализированных тур. маршрутов (научное направление) и проведение научных экспедиций – орнитологических, археологических и т.д. Контролируемое развитие охоты и рыболовства.
Следующим этапом было определение целевого клиента горной и степной зон сельского зеленого туризма Крыма. Целевой клиент необходим для определения точки отсчета – все дальнейшие оценки будут рассматриваться, ориентируясь на потребности целевого клиента. Для всестороннего рассмотрения сильных и слабых сторон в дальнейшем анализе необходимо оценивать, для кого те или иные факторы являются сильными или слабыми.
Таким образом, SWOT-анализ сельского зеленого туризма Крыма проводился исходя из потребностей целевого клиента.
Группы целевых клиентов:
Для горного Крыма:
- люди от 20 до 60 лет со средним уровнем достатка, проживающие в крупных городах Крыма, Украины и России;
- семьи с детьми, в том числе с детьми-инвалидами, а также семьи, где один из членов семьи инвалид;
- пожилые люди - пенсионеры из стран западной Европы со средним достатком (небольшой процент – около 10% всех клиентов);
- группы школьников, спортсменов-любителей, интересующихся активными видами туризма и недорогими ценами на услуги;
- туристы с домашними животными.
По результатам можно сделать вывод, что сельский зеленый туризм Крыма сориентирован либо будет сориентирован в будущем на семейный отдых, а также на оздоровительный и лечебный отдых, в том числе для инвалидов; на предоставление национального колорита и экскурсионной программы туристам пожилого возраста из стран Западной Европы; на активный спортивный отдых для молодежи и школьников.
Для степного Крыма:
- люди от 17 до 60 лет со средним и выше среднего уровнем достатка, проживающие в крупных городах Крыма, Украины и России;
- семьи с детьми как клиенты агротуристических усадеб;
- ученые, студенты профильных ВУЗов (биологи, историки и т.д.);
- охотники, рыболовы – доход средний и выше среднего;
- ученые, охотники и рыболовы из стран западной Европы.
SWOT-анализ сельского зеленого туризма Крыма: горная зона.
Сильные стороны:
Слабые стороны: