Зеленый туризм в Крыму

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка путей развития зеленого туризма в Крыму.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать теоретические аспекты развития туристической отрасли.
2. Проанализировать состояние туристической отрасли Крыма
3. Разработать направления развития зеленого туризма в Крыму.

Файлы: 1 файл

I Раздел.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Сеть автомобильных  дорог общего пользования в Крыму  насчитывает 6245 км. Протяженность дорог  государственного значения составляет 1086 км или 17,4 % от общей протяженности дорог (по Украине – 8 %). Это 3 государственные дороги: Харьков-Симферополь-Севастополь, Красноперекопск-Джанкой-Феодосия и Симферополь-Феодосия-Керчь. Техническое состояние дорог в целом неудовлетворительное.

Эксплуатационная длина  железных дорог общего пользования  составляет в Крыму 645,3 км. Функционирует 70 линейных станций и разъездов.

Морскими перевозками  пассажиров занимается 4 морских порта, 31 пассажирский причал. Кроме того, воздушные пассажирские перевозки  в Крыму осуществляет государственный  международный аэропорт «Симферополь», аэропорт «Бельбек» и аэродром «Керчь».

В четырех районах  Крыма, где нет железной дороги, отсутствует  возможность для туристов добраться  к месту отдыха  железнодорожным  транспортом. Это Белогорский, Первомайский, Раздольненский и Черноморский район.

Наибольшую плотность  автомобильных дорог (лучшую транспортную доступность), которая превышает средний показатель по Крыму (239,4 км/тыс.кв.км), имеют такие районы, как Симферопольский (298.2), Красногвардейский (276,0), Бахчисарайский (259,3), Раздольненский (252.1), Нижнегорский (244.9), Советский (241,7)  и Кировский (240,7).

Самую низкую протяженность  автомобильных дорога на 1000 кв.км территории имеют Черноморский (194.0), Белогорский (180,50) и Ленинский (164.9) районы.

Доступность сельской местности  улучшается и за счет массового распространения личных автомобилей. Так, среди городского населения Крыма (потенциальных клиентов сельского туризма) каждая третья семья имеет автомобиль, а это 325 тыс. человек.

База размещения для «зеленых» туристов. Размер базы размещения (возможность принимать туристов в сельской местности) зависит от количества сельского населения и его обеспеченности жилой площадью. 

Потенциал Крыма по возможности  принимать туристов в сельской местности  достаточно велик. Крым занимает шестое место среди регионов страны по численности сельского населения (730 тыс. чел).

Конкурентами Крыма  в сфере сельского туризма  на Украине являются пять регионов,  которые имеют большую численность  сельского населения. Это Закарпатская (782 тыс. чел) область, Ивано-Франковская (786), Одесская (800), Винницкая (847) и Львовская (1006). 

Среди районов Крыма  наибольший потенциал по размещению туристов в сельской местности имеют  Симферопольский, Сакский, Джанкойский, Красногвардейский и Бахчисарайский районы. В этих пяти районах проживает около 60 % сельских жителей полуострова.

Обеспеченность  жильем. Жилье в сельской местности является основной материальной базой для развития СТ. Чем просторнее и комфортабельнее сельский дом, тем больше возможностей у его владельца использовать излишки площади (свободные комнаты) для оказания услуг туристам по временному проживанию. К сожалению, в этом отношении Крым имеет самый низкий потенциал по развитию СТ среди всех регионов Украины.

По обеспеченности населения  жильем в сельской местности (17,3 кв.м/чел) автономия занимает последнее 27-е место на Украине (Украина-25,8 кв.м/чел). Обеспеченность жильем на селе в Крыму в 1,8 раза меньше, чем в таких областях Украины, как Черниговская (30,8), Черкасская (31,0) или Винницкая (32,4).

Среди районов Крыма наибольший ресурс по размещению туристов в сельской местности имеют пять районов, в которых обеспеченность жильем на одного сельского жителя больше, чем в среднем по Крыму.

Это  Сакский (20.0 кв.м/чел ), Черноморский (19,1), Бахчисарайский (18,8), Красногвардейский (17.8) и Джанкойский (17.6) районы.

Комфортабельность жилья. Современному туристу мало просто иметь «крышу над головой». Он требует и соответствующего уровня комфорта. А комфорт в сельском доме зависит от степени оборудования жилого фонда и уровня благоустройства населенных пунктов.

Сегодня степень оборудования жилого фонда в сельской местности Крыма  не соответствует современным требованиям. Две трети  сельских домов не имеют  ванн и горячего водоснабжения, более  половины не имеют канализации. Только 56 процентов жилых домов на селе имеют централизованное  водоснабжение.

Туристическая инфраструктура. Туристическая инфраструктура Крыма в основном сосредоточена в городах, где находится 90,3 % всех отелей и 94,6 % их общей емкости. Из 14 сельских районов отели есть только в 4-х районах, где в 2008 году было обслужено только 3 % туристов

2.4.  Результаты SWOT анализа

С целью выявления  и систематизации проблем сельского  туризма, поиска оптимальных направлений  развития, уменьшения влияния рисков и увеличения возможностей в сфере туризма в рамках данной курсовой был проведен SWOT-анализ зеленого туризма Крыма.

SWOT-анализ один из самых распространенных и эффективных методов, оценивающих в комплексе состояние отрасли. При таком анализе изучаются угрозы, способные подорвать позиции; сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции клиентов, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает извлечь максимум пользы из имеющихся возможностей.

2.4.1. Видение зеленого туризма Крыма.

Зеленый туризм Крыма в будущем:

В горном Крыму увеличивается количество усадеб (однако нельзя превратить это в массовый отдых), расширяется номенклатура услуг на каждом объекте; все объекты сельского зеленого туризма объединяются в кластеры по районам, что позволяет предоставлять туристу комплексный турпродукт; разработаны новые турпродукты; кластерами устанавливается единая ценовая политика – цены средние, ниже, чем предлагают отели на морском побережье, главное – качество; возможное сотрудничество с объектами на побережье, с целью оттянуть часть туристов с побережья и разгрузить прибрежные территории в летний период, проведение фестивалей совместными усилиями в осенне-весенний периоды, что позволит продлить сезон, круглогодичная работа. Будет разработана программа государственной поддержки сельского туризма, введены налоговые льготы для хозяев объектов сельского зеленого туризма.

Направления развития туризма:

  • лечебный туризм и спортивно-оздоровительный туризм
  • активные виды туризма
  • этнографический туризм (значительный процент опрошенных указали, что этнографическое многообразие Крыма является фактором, способным привлекать туристов. Этнографические маршруты с посещением этнографических центров и музеев, а также с участием в национальных праздниках)
  • фестивальный туризм (Это направление является следствием предыдущего. Проведение национальных праздников позволит привлекать туристов, желающих посмотреть этнографический и национальный колорит)
  • археологический туризм (данное направление также наиболее приоритетное, т.к. в Крыму расположено огромное количество археологических памятников.)

 

В степном  Крыму активно развивается сельский зеленого туризма – появляются небольшие гостиницы или усадьбы для размещения туристов, в том числе узко-ориентированные базы размещения – для охотников, рыболовов. В районе Сиваша и возле термальных источников развивается грязелечение и спа-туризм, строятся спа-центры и усадьбы с ориентированием на лечебный туризм. Активно развивается агротуризм – развиваются малые и средние фермерские хозяйства, основная специализация которых – выращивание экологически-чистых продуктов для продажи в мини-отели и усадьбы, а также имеющие возможность размещать туристов для временного проживания и предоставление возможности туристам для трудового участия в жизни фермы. Появление кафе и ресторанной национальной кухни (в т.ч. при фермерских хозяйствах). Разработка специализированных тур. маршрутов (научное направление) и проведение научных экспедиций – орнитологических, археологических и т.д. Контролируемое развитие охоты и рыболовства.

2.4.2. Целевой  клиент

Следующим этапом было определение  целевого клиента горной и степной  зон сельского зеленого туризма Крыма. Целевой клиент необходим  для определения точки отсчета – все дальнейшие оценки будут рассматриваться, ориентируясь на потребности целевого клиента. Для всестороннего рассмотрения сильных и слабых сторон в дальнейшем анализе необходимо оценивать, для кого те или иные факторы являются сильными или слабыми.

Таким образом, SWOT-анализ сельского зеленого туризма Крыма проводился исходя из потребностей целевого клиента.

Группы целевых клиентов:

Для горного Крыма:

- люди от 20 до 60 лет  со средним уровнем достатка, проживающие в крупных городах  Крыма, Украины и России;

- семьи с детьми, в  том числе с детьми-инвалидами, а также семьи, где один из членов семьи инвалид;

- пожилые люди - пенсионеры  из стран западной Европы со  средним достатком (небольшой  процент – около 10% всех клиентов);

- группы школьников, спортсменов-любителей,  интересующихся активными видами туризма и недорогими ценами на услуги;

- туристы с домашними  животными.

По результатам можно  сделать вывод, что сельский зеленый туризм Крыма сориентирован либо будет сориентирован в будущем на семейный отдых, а также на оздоровительный и лечебный отдых, в том числе для инвалидов; на предоставление национального колорита и экскурсионной программы туристам пожилого возраста из стран Западной Европы; на активный спортивный отдых для молодежи и школьников.

Для степного Крыма:

- люди от 17 до 60 лет со средним и выше среднего уровнем достатка, проживающие в крупных городах Крыма, Украины и России;

- семьи с детьми  как клиенты агротуристических  усадеб;

- ученые, студенты профильных  ВУЗов (биологи, историки и  т.д.);

- охотники, рыболовы –  доход средний и выше среднего;

- ученые, охотники и  рыболовы из стран западной  Европы.

2.4.3. SWOT-анализ

SWOT-анализ сельского зеленого туризма Крыма: горная зона.

Сильные стороны:

  • Красивая природа, плотность расположения природных объектов в горном Крыму. Зачастую это является одним из основным факторов, привлекающих туристов в данную местность – туристы едут ради природных достопримечательностей;
  • Экология. Экологически-чистая местность также обязательно указывается в рекламных материалах для привлечения туристов из больших городов;
  • Место расположения. Из любой точки горного Крыма можно в течение нескольких часов попасть к различным природных, историческим и иным объектам посещения, а также выехать на побережье;
  • Многонациональный многокультурный регион. Национальный колорит привлекает туристов;
  • Гибкая ценовая политика. В горном Крыму уже существует большое количество объектов, предлагающих услуги на разный уровень достатка – есть палаточные городки, кемпинги, хостелы, усадьбы и сельские дома, мини-отели и частные коттеджи. Кроме того, большинство объектов для остановки сравнительно более дешевые, чем подобного рода объекты, расположенные на побережье;
  • Наличие экскурсионных маршрутов. Утвержденные еще в советский период плановые маршруты по горному Крыму, сейчас активно используются туристами. Поскольку эти маршруты были проложены по всему горному Крыму, практически каждый объект зеленого туризма горного Крыма, во-первых, не имеет необходимости разрабатывать самостоятельно свой маршрут, во-вторых, расположен близи планового маршрута и может принимать туристов, путешествующих по данным маршрутам;
  • Разная возрастная группа. Различная специализация объектов сельского туризма в горном Крыму позволяет принимать туристов разных возрастных групп;
  • История и культура. Крымский полуостров имеет богатую культуру и историю. Интересные экскурсии и рассказы хозяев объектов и экскурсоводов также интересны туристам;
  • Исторические памятники. Плотность расположения исторических памятников в горном Крыму позволяет совершать интересные прогулки/экскурсии и является дополнительной аттракцией для туристов;
  • Многообразие услуг. Различные объекты предлагают различные услуги для туристов, при кооперации есть возможность предлагать туристу интересный комплексный туристический продукт;
  • Поддержка Крыма со стороны международных организаций и доноров;
  • Готовность сельского населения заниматься бизнесом.

Слабые стороны:

  • Предвзятое отношение органов местного самоуправления. Наличие объектов сельского туризма практически не сказывается на местном бюджете, поэтому органы местного самоуправления не заинтересованы в появлении объектов на территории их сельсоветов;
  • Сложное отношение с контролирующими органами. Отсутствие каких-либо льгот  и, по сути, дополнительные сложности для легальной работы в сельской местности (например, сложности с получением разрешительных документов) заставляет объекты сельского зеленого туризма работать полулегально;
  • Отсутствие законодательства по сельскому зеленому туризму, отсутствие четко прописанного статуса объекта сельского зеленого туризма, отсутствие льгот и помощи со стороны государства;
  • Отсутствие эффективно работающих программ у государства по развитию зеленого туризма Крыма. Отсутствие систематической и эффективной работы по поддержке развития сельского зеленого туризма со стороны региональных и местных властей;
  • Сельский зеленый туризм Крыма не представлен на выставках. Традиционно выделяются стенды для представления прибрежных территорий Крыма на выставках, и отсутствует какая-либо поддержка для объектов сельского зеленого туризма. Самостоятельно же участвовать в международных, и, зачастую, во всеукраинских выставках объекты туризма не могут по финансовым причинам;
  • Увеличение количества неорганизованных свалок бытовых и промышленных отходов в регионах Крыма. Отсутствие мусороперерабатывающих заводов;
  • Менталитет и культура населения. Низкий культурный уровень жителей является существенной преградой для работы в сфере услуг гостеприимства;
  • Отсутствие единой базы данных объектов сельского зеленого туризма. Во-первых, туристы не имеют информации для того, чтобы приезжать в сельский Крым, во-вторых, хозяева объектов не знают о дополнительных возможностях для туристов на селе, а соответственно, не могут создать комплексный турпродукт;
  • Отсутствие единого информационного пространства по с зеленому туризму. Отсутствие необходимой информации для желающих заниматься зеленым туризмом;
  • Отсутствие информационной поддержки – отсутствие единого бренда и  единой рекламы зеленого туризма Крыма, информационных центров;
  • Отсутствие знаний и обучения по сельскому зеленому туризму как жителей сел, так и представителей органов самоуправления и представителей государственных органов;
  • Отсутствие взаимодействия министерств и ведомств. Например: отсутствие внутреннего взаимодействия между министерствами  и ведомствами в рамках АР Крым приводит к сложностям в создании новых туристических маршрутов.

Информация о работе Зеленый туризм в Крыму