Зеленый туризм в Крыму

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка путей развития зеленого туризма в Крыму.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обосновать теоретические аспекты развития туристической отрасли.
2. Проанализировать состояние туристической отрасли Крыма
3. Разработать направления развития зеленого туризма в Крыму.

Файлы: 1 файл

I Раздел.doc

— 324.50 Кб (Скачать)

Введение

 

   Актуальность  темы. Зеленый туризм является стимулирующим элементом активного развития сопряжённых с ним отраслей экономики и способствует социально-экономическому развитию региона. Несмотря на свой высокий туристический потенциал, Крым занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. Туристическая отрасль полуострова активно развивается и имеет все предпосылки для возрождения былой славы крымских курортов. Крымский туризм многолик и разнопланов, а его потенциал - значителен и перспективен. В Крыму существуют  многие виды туризма, как широко распространенные, так и нетрадиционные формы. Туризм стимулирует развитие элементов инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, предприятий торговли, а также предопределяет увеличение доходной части бюджета.  Кроме этого, туризм имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций. Наличие туристических ресурсов, особенности уже имеющейся инфраструктуры дают возможность развивать в Крыму такие перспективные виды туризма, как зеленый сельский туризм.

    Этот  вид  туризма обобщён в классификации   наряду с этнокультурным, деловым  и экологическим. Причиной этого  является его неразвитость на  территории Крыма, а так же  неразработанность в теоретическом  плане. Несмотря на наличие большого числа исследований, относительно перспектив этого направления в туристической отрасли автономии, прослеживается  проблематичность и дискусионность в вопросах развития сельского зеленого туризма,  использования нереализованного потенциала Крыма. 

   

Цель  и задачи работы. Целью курсовой работы является разработка путей развития зеленого туризма  в Крыму.

    Достижение  поставленной цели предполагает  решение  следующих задач:

    1. Обосновать  теоретические аспекты  развития  туристической отрасли.

    2. Проанализировать  состояние туристической  отрасли  Крыма

    3. Разработать  направления развития  зеленого  туризма в Крыму.

    Объект  и  предмет исследования. Объектом  исследования является состояние  развития зеленого туризма в  АР Крым. Предметом выступают факторы и условия, которые содействуют процессу развития зеленого туризма в Крыму.

 

Методика  выполнения и информационная основа работы. При  написании курсовой работы использовались общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, а также комплексный подход и системный анализ.

 

Практическая значимость. Данная работа в может быть практически  полезна в дальнейшем в области  изучения зеленого туризма как обьекта  прибыли АР Крыма; его развития как  культурного, этнографического центра; для государственных учреждений в поддержку развития; для субьектов, занимающихся зеленым туризмом – более глубже понимать основные его тенденции и проблемы.

 

   Информационной  базой работы стали законодательные   и нормативно-правовые акты, статистические  данные Всемирной туристической организации, Министерства курортов и туризма АР Крым, публикации отечественных и зарубежных учёных по данной теме .

 

Структура и объем  работы. Работа состоит из: введения; трех глав,содержащие таблицы;  выводов  и предложений; литературные источники использованы из методолических основ, аналитических работ, статистических данных, статей, в количестве   пунктов; общий объем работы составляет 57 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

I РАЗДЕЛ. 1.Теоритеческие основы зеленого туризма

1.1.Общие положения

Актуальность развития зеленого туризма в Крыму (определяется тем, что зеленый туризм является современным и эффективным инструментом  развития сельских территорий и борьбы с бедностью, особенно в депрессивных районах. Разработка в дальнейшем на базе программы развития ЗТ в Крыму и ее реализация позволит обеспечить:

  • увеличение занятости  населения путем создания новых рабочих мест и самозанятости;
  • повышение уровня жизни сельских жителей благодаря росту их доходов;
  • развитие малого предпринимательства в районах Крыма;
  • увеличение доходов местных бюджетов;
  • развитие социальной и инженерной инфраструктуры, улучшение их санитарного состояния и благоустройства;
  • повышение культурно-образовательного уровня сельского населения;
  • усиление способности громад к самоорганизации;
  • сохранение этнокультурной самобытности национальных меньшинств, народных промыслов, местных обычаев и фольклора;
  • улучшение состояния и охрану окружающей природной среды, памятников природы, истории, археологии и культуры;

Преимуществом СЗТ является то, что его развитие  позволяет создавать рабочие места  для женщин, уровень безработицы среди которых гораздо выше, чем у мужчин. Так, в 2008 году уровень безработицы (по методике МОТ)  экономически активного населения Крыма составил:  мужчины – 2,9 %,  женщины – 6,6 %.

Создание условий для  развития СЗТ в горно-лесных и степных районах Крыма позволит также уменьшить экологическую нагрузку на территорию  Южного Берега Крыма (ЮБК), которая уже давно превышает все допустимые нормы. Сегодня ЮБК, занимая всего 3,4 % территории полуострова, принимает 55 % всего туристического потока Крыма.

 

 

1.2. Цели и принципы

Основные принципы развития зеленого туризма в Крыму:

  • Устойчивость. Под устойчивым понимается развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Это развитие, которое гармонично сочетает три вектора: экономический, социальный и экологический. Этот принцип предполагает при разработке и реализации Концепции бережное отношение к чувствительным экосистемам, сохранение и улучшение окружающей природной среды.
  • Конкурентоспособность. Две основные составляющие конкурентоспособности любого товара или услуги – это качество и цена. Идеальной является ситуация, когда при определенной цене клиенты получают услуги, объем и качество которых превышает их ожидания. К сожалению, соотношение цена – качество крымского туристического продукта далеко от идеала и вызывает справедливые нарекания туристов. Поэтому учет и соблюдение этого принципа при разработке Концепции является важным условием ее реалистичности и эффективности.
  • Культурное многообразие. Культурное многообразие и самобытность Крыма, наряду с его уникальной природой, являются  главным привлекательным фактором в сфере ЗТ, его «изюминкой» и преимуществом в сравнении с другими регионами Украины и мира. Следование этому принципу позволит создать из Крыма образ «туристического феномена». Использование этого фактора будет способствовать более четкому позиционированию Крыма как на внутреннем, так и на мировом рынке туристических услуг.
  • Сбалансированность. Этот принцип предполагает стремление к выравниванию уровней социально-экономического развития районов Крыма, в том числе и уровней их туристической активности.
  • Независимость. В основе туристической индустрии Крыма лежат три основных фактора – море, солнце и пляж, что сокращает продолжительность полноценного туристического сезона до неполных четырех месяцев. Поэтому при разработке Концепции необходимо уделить особое внимание тем продуктам ЗТ, которые не зависят от времени года (лето) и месторасположения (морское побережье): гастрономический, культурный, спортивный, исторический, лечебный туризм
  • Сотрудничество. Темпы развития ЗТ в Крыму в значительной мере зависят от качества организационной поддержки этого процесса всеми заинтересованными сторонами.
  • Профессионализм. Сезонность ЗТ не позволяет использовать в этом сегменте туризма профессиональных работников на постоянной основе. Это требует разработки системы базовой подготовки и повышения квалификации лиц, занятых в сфере ЗТ.

Главной движущей силой  бурного развития сельского зеленого туризма является быстро растущий спрос  на рекреацию на природе, что определяется увеличением несоответствия среды  обитания современного человека ее физиологическим и психологическим потребностям. Увеличение спроса на сельский отдых возрастает вследствие уменьшения продолжительности рабочего времени, увеличение количества платных отпусков, рост уровня образования, развития транспортной сети - железнодорожной, автодорожной, воздушного и морского транспорта.

 

1.3. Основные понятия и термины

Зеленый туризм (green tourism) подразумевает применение в туристической  индустрии экологических методов  и технологий.

Суть зеленого туризма  заключается в отдыхе в частных хозяйствах в сельской местности, которая привлекает своей нетронутой природой, памятниками истории и природы. Отсюда и понятие зеленый сельский туризм.

Зеленый туризм является деятельностью, которая проходит и контакте с природой, жизнью в лагере или маленьких поселках.

Зеленый туризм, экологический  туризм, сельский туризм, природный  туризм – все эти слова, по сути, означают одно и то же. А именно возможность  отдохнуть от мегаполисов на природе  и при этом принести ей пользу.

Зеленый туризм включает в себя не только туристическую цель, но и познавательную, образовательную и сохраняющую. Ведь многие туристические программы направлены именно на обучение людей правильному и бережному использованию естественных ресурсов

Зеленый туризм предполагает, как правило, отдых в сельской местности. Это может быть деревня, хутор или крестьянские дома. «Зеленые» туристы определенное время ведут сельский образ жизни среди природы, познавая ценности народной культуры, прикладного искусства, ознакамливаясь с национальными песнями и танцами, участвуя в народных праздниках и фестивалях. Она выполняет основную деятельность в обеспечении программы отдыха, знакомства с местной культурой и традициями, а также обеспечивает отдыхающих жильем и питанием.

Основное, что привлекает в зеленом туризме – это комплекс факторов, благоприятно воздействующих на человека: оздоровительный, эстетический, познавательный.

Отдых в сельской местности  – это не курорт, где множество  туристов. Здесь  – успокаивающая  и расслабляющая обстановка, которая особенно необходима для жителей городов. Много людей предпочитают встретить Новогодние или Рождественские праздники, отдохнуть с друзьями именно в таких условиях. Это очень удобно для семей и небольших групп.

В большинстве случаев  спокойная обстановка подкреплена позитивным эмоциональным воздействием на туриста окружающей местности, будь то горы или леса, реки, озера или море и др. Кстати, очень часто основой выбора места отдыха в сельской местности есть именно ландшафты и экология выбираемой местности.

Понятие «зеленого туризма» в двух словах – это отдых в  частных хозяйствах в сельской местности, интересной туристическими объектами.

 Основное, что привлекает в зеленом туризме – это комплекс факторов, благоприятно воздействующих на человека: оздоровительный, эстетический, познавательный.

Зеленый туризм позволяет  ознакомиться с его историей народа, его культурой, религией и природными достопримечательностями. Такая разновидность  туризма позволяет городским  жителям отдохнуть в частных  сельских хозяйствах – усадьбах. Этот отдых проходит при тесном контакте с природой.

Зеленый туризм в Крыму  – это не только отдых в селе на природе, знакомство с местными традициями и бытом. Это еще и конный туризм, посещение страусиных, ослиных ферм, охота и рыбалка. В зависимости от сезона объектами отдыха могут менятся.

Огромный природный  потенциал, бескрайнее богатство крымскойй земли, очарование края, большое разнообразие природы, бесконечные луга и поля, горы и леса, благоприятный климат, познавательная история Крыма, традиционное гостеприимство местных жителей позволяет украинскому зеленому стать визитной картой.

Популярен зеленый туризм в Крыму, несмотря на то, что большая часть отдыхающих едет к морю, предпочитая пляжный отдых.

 

Зеленый туризм зародился еще в 40-х годах XX века и продолжает развиваться в наше время.

Для развития зеленого туризма  созданы организации, такие как  Крымская ассоциация сельского зеленого туризма, Ассоциация фермеров и землевладельцев  Крыма.

История организации  и результаты деятельности:

 1995 г. – инициаторы  развития сельского зеленого туризма в Украине: Барнабаш и Габриэла Адам (г.Ужгород), Ольга и Владимир Васильевы (г.Киев), Николай Халимоненко (г. Киев), Александр Слепокуров (г.Симферополь) и Михаил Товт (г.Берегово).

1996 г. - Министерство юстиции Украины зарегистрировало устав Союза содействия развития сельского зеленого туризма в Украине. В правовом поле появился новый термин “сельский зеленый туризм”.

1997 г. -  основан   научно-популярный журнал  «Туризм  сельский зеленый». Подписаться можно в любом почтовом отделении.  

1999-2010 гг. – (лоббирование) в Указах Президента Украины  и Кабинета Министров Украины  принимаются решения относительно  вовлечения  незанятого  сельского  населения к  деятельности  в сфере сельского туризма  и утверждения плана действий государственной поддержки развития.  

Ячейки, отделения и  региональные представители Союза  действуют в 20 областях Украины.

1997-2010 гг. - инициаторы  развития сельского зеленого  туризма всех уровней при поддержке  партнеров изучали опыт, проходили стажировку и принимали участие в конференциях в Европе.

 

Зеленый туризм как самостоятельный  вид туризма возник в Европе в  последнюю четверть XX века. Причинами такого явления стали:

1) этнокультурные и  социально-демографические изменения  в обществе, закрепления в нем идеологии здорового образа жизни, осмысление ценностей природной среды и натуральных продуктов в условиях интенсивного роста и массового производства искусственных и синтетических материалов, и как следствие, потребность городских жителей в отдыха в сельской местности как одному из альтернативных видов отдыха;

2) освобождение (в связи  с прогрессом в промышленности  и перенасыщением продукцией  производства) работников сельского  хозяйства и необходимость создания  новых рабочих мест в сельской местности;

3) желание “самодостаточных”  сельских семей получить дополнительный  доход от сдачи свободных помещений  и продаже качественной сельскохозяйственной  натуральной продукции;

4) необходимость охраны  и восстановления сельских ландш

Общие выводы

Зеленый туризм не является новым понятием в мировом пространстве. Данная отрасль активно развивается  во многих странах, а на Европейском  и мировом уровне работает несколько  организаций по поддержке и его  развития.

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГОСОСТОЯНИЯ ЗЕЛЕНОГО

ТУРИЗМА

2.1. Анализ современного  состояния зеленого туризма в  Крыму

В настоящий момент довольно сложно оценить состояние зеленого туризма в Крыму, в связи с  отсутствием официальной статистики по данной отрасли. Кроме того, в  связи с неопределенностью понятия зеленый туризм, а также неопределенности правового статуса объектов туризма очень сложно отнести какой-либо объект к объектам зеленого туризма.

Тем не менее, в Автономной Республике Крым располагаются объекты, причисляющие себя к объектам сельского зеленого туризма. Среди них – средства размещения в сельской местности, аттракции, этнографические центры, музеи, кафе национальной кухни.

Объекты сельского зеленого туризма - фермерские и личные крестьянские хозяйства, предоставляющие услуги размещения, сельские усадьбы. Кроме сельских усадеб существуют также иные средства размещения, предоставляющие услуги размещения в сельской местности: мини-гостиницы, турприюты, турстоянки, санатории. Данные объекты осуществляют свою деятельность согласно действующему законодательству Украины.

К объектам, предоставляющим  дополнительные услуги (кроме размещения) для туристов в сельской местности, относятся: 

Аттракции (развлечения) – ослиные фермы, страусиные фермы, контактные зоопарки, парки птиц, конноспортивные базы, зарыбленные озера и ставки, парки и парки приключений.

Информация о работе Зеленый туризм в Крыму