Технология обслуживания потребителей туристических услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Краткое описание

Клиенты туристических фирм относятся к обеим группам.
Вид потребителя
В рамках этого критерия потребители делятся на:
• Корпоративных заказчиков
• Индивидуальных потребителей

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Состояние экономической среды в настоящее время и ее ожидаемое состояние оказывают большое влияние на организованного покупателя. Важными факторами являются уровень первичного спроса, экономическое состояние и стоимость денег. & период экономического спада компании сокращают свой бюджет для командировок, а в хорошие времена увеличивают этот бюджет [13].

Таким образом, изучив такой тип туристов, как организованные покупатели, и факторы, влияющие на их поведение на рынке, можно сделать вывод, что производителям тур услуг нужно хорошо знать клиентов такого типа и приспособить свою тактику к данным экономическим, личностным факторам и факторам внешней среды.

- 4 -

 



1.2. Модель поведения различных типов туристов.

 

Анализируя поведение потребителей, надо быть очень осторожным в своих оценках. Как только вы начинаете   думать,   что   понимаете потребителя, он удивляет вас своей иррациональностью. Но то, что кажется иррациональным менеджеру, является абсолютно разумным для потребителя. Поведение потребителя никогда не бывает простым, поскольку   на  него оказывает влияние множество факторов.

Чэмберс, Чако и Льюис подвели итог своим наблюдениям за поведением потребителей в виде пяти постулатов. Эти постулаты могут послужить хорошим отправным пунктом для начала обсуждения вопросов, связанных с поведением потребителя.

             Поведение потребителя целенаправленно. То, что кажется менеджеру иррациональным является абсолютно разумным для потребителя.

1. Потребитель имеет свободу выбора. Он совершенно не обязан замечать ваши маркетинговые ухищрения. Обрушивающийся на него коммуникационный поток

перерабатывается выборочно. Чаше всего он вычленяет из него несколько товаров, и именно между ними делает свой выбор.

3. Поведение потребителя представляет собой процесс. Для ведения маркетинговых операций необходимо понимать этот процесс.

4. На поведение потребителя можно влиять. Поняв, каким образом в сознании потребителя происходит принятие решений о покупке и что может повлиять на этот процесс, специалист по маркетингу может оказывать влияние на поведение потребителя.

5. Потребителя надо воспитывать. Часто потребители действуют вопреки собственным интересам из-за недостатка знаний. Одна из главных общественно полезных задач маркетинга - воспитывать потребителя.

 

 

Рынок туристских услуг имеет жесткую конкуренцию. Например, за последние десять лет индустрия гостеприимства изменилась в корне. В стране начали действовать множество новых отелей и ресторанов. Главное достижение состоит в том, что руководители предприятий туристской индустрии ищут ответы на вопросы: что их потребители хотят купить? Где? Как? Сколько и почему? [13]. В связи с произошедшими социальными изменениями такие авторы, как Ф.Котлер   и  Н.Б.Черных,   предложили   свои    психологические модели покупательского поведения, которые включают в себя «черный ящик» покупателя и его личностные характеристики. Например, психологическая модель Н.Б.Черных свидетельствует, что сбытовые усилия фирм во взаимодействии с основными условиями окружающей потенциального покупателя среды, преломляясь "через его личностные характеристики, оказывают влияние на процесс принятия решения покупателем и, в конечном итоге, определяют его реакцию на тот или иной товар [18].

Н.Б.Черных выделяет основные факторы окружающей среды, так называемые четыре «р» (ргоduct, рriсе, рlасе, рromotioп): первые буквы английских названий основных маркетинговых мер воздействия на рынок: (товарная политика, ценовая политика, политика формирования каналов сбыта и товародвижения, политика продвижения, т. е. формирования спроса и стимулирования сбыта). В группу других стимулов включены основные факторы окружающей покупателя среды - экономические, технологические, политические и культурные. Все эти стимулы преобразуются в определенные решения, а именно: выбор товара, торговой марки, дилера, времени и объема покупки. Таким образом, модель поведения покупателя состоит из двух отделений - личностные характеристики самого покупателя, влияющие на то, как он воспринимает воздействующие на него факторы окружающей среды, и самого процесса принятия решения о покупке [18].

- 4 -

 



         Так как потребители отличаются друг от друга возрастом, вкусами, уровнем образования и доходов, то они покупают самые разнообразные товары и услуги, поэтому и шкалы личностных предпочтений существенно различаются между собой. Некоторые туристы предпочитают, например, горнолыжный отдых, другие хотят просто отдохнуть и хорошо загореть, третьи получают удовлетворение от посещения религиозной святыни и совершения культового обряда. Для групп путешествующих лиц (семья), каждый член которой имеет свой особый интерес, полезность от совместной поездки будет иметь место лишь при наличии внутреннего компромисса. Например, семья решает навестить родственников, хотя муж хочет порыбачить, дети поиграть во дворе с друзьями. Но они сознательно жертвуют своими личностными интересами ради общей цели посещения родственников. Это принесет наибольшее удовольствие всем членам семьи как единому целому.

Шкала предпочтений в отношении разных вариантов туристских поездок продвигает в понимании поведения потенциальных туристов, но она не дает объяснения процессу выбора.   Например,   почему   российский   гражданин, мечтающий провести отпуск на Гавайских островах, проводит его в деревне? На этот вопрос дает объяснение М.В.Ефремова, отмечая в своей работе, что выбор потребителя зависит не только от вкуса, но и ряда экономических факторов. Они не позволяют людям приобрести все множество желаемых благ и часто заставляют останавливаться на иных альтернативах, нежели те, которым они отдали бы предпочтение при бесплатном распределении [6].

Ф.Котлер, изучая эту проблему, отмечает также, что потребление ограничено размером дохода и ценами на товары и услуги. Подавляющее большинство посетителей приобрели бы туристские товары и услуги лучшего качества или в большом количестве, если бы их доходы были больше или цены меньше [13].

Общая модель потребительского выбора сложнее   при   зарубежных поездках. Международные туристы удовлетворяют свои потребности за пределами своей страны, на их выбор влияет еще больший спектр

- 4 -

 



экономических факторов: экономическая ситуация в стране назначения отличается от страны   его происхождения (особенно сложно посещение других континентов и регионов). То есть человек должен согласовывать мечты о том, где он хотел бы побывать не только со своим бюджетом, но и экономической ситуацией в месте назначения.

Свободное время, которое остается после работы, удовлетворения физических потребностей и ведения домашнего хозяйства, является одним из условий туристской деятельности. Особое  значение   имеют  периодически оплачиваемые отпуска. Большинство людей делают накопления на туризм в течение определенного времени, только при наличии свободного времени и денежных средств человек может путешествовать.

Вторая группа факторов охватывает факторы туристской деятельности в принимающей стране: общий уровень цен, разнообразие и качество предлагаемых турпродуктов. От сочетания   этих  факторов   зависит привлекательность туристской дестинации1 [6].

При выборе дестинации человек составляет несколько альтернативных вариантов. Этот перечень часто длинный. Но некоторые   путешественники нацелены посетить какой - то специфический объект и задаются этой целью. При рассмотрении списка потенциальный турист сравнивает уровни цен в своей и принимающей странах, учитывает курс обмена валюты и отдаленность места назначения, которая выражается в затратах свободного времени и денег, влияние рекламных компаний, связанных с целью продвижения того или иного товара или услуги.

Н.Б.Черных выделяет особую группу туристов. Это деловые туристы. Их модель поведения существенно отличается от туристов, едущих на отдых. Поездки для установки оборудования, переговоров, заключения контрактов, вызванные производственной необходимостью, не зависят от желаний, вкуса и предпочтений командируемого. Он лишен возможности выбора и отправляется в дорогу   для   выполнения   служебных   обязанностей

Дестинация - туристическое направление.

- 4 -

 



Экономические   и внешнеэкономические ограничения влияют на решение о командировке, но они принимается не самим командируемым

В данном пункте мы рассмотрели модель покупательского поведения и описали его применение к конкретным ситуациям,   когда  потребитель принимает решение о покупке. Делая вывод, можно отметить, что выбор зависит от свободы передвижений, уровня стабильности в обществе, моды и ряда других факторов.

1.3. Факторы, влияющие на поведение покупателя.

Цель данного пункта показать зависимость поведения покупателя от его культурных, социальных* личностных и психологических характеристик.

Что и как покупает человек, во многом определяется его культурными, социальными, личностными и психологическими характеристиками.

По мнению Н.Б.Черных, культурные факторы оказывают на поведение покупателя значительное влияние. Они включают в себя культуру, субкультуру и классовую принадлежность.

Культура - это основная сила, предопределяющая желания и все поведение человека. Она включает основные ценности, желания, поведенческие особенности, которые он усваивает, живя в обществе. Культура выражается через огромное множество осязаемых вещей, которые можно объединить в четыре основные группы: пища, жилище, одежда и искусство.

Именно культура предопределяет, что мы едим, куда и как мы ездим, где останавливаемся в пути.   Она адаптируется к изменениям окружающей среды. В мире   много   людей,   одетых   в   одинаковую   одежду   разных национальностей (то есть смываются национальные особенности людей), имеющих одни и те же автомобили, телевидение, ужинающих в одних и тех   же ресторанах. Для деловой жизни это хорошо, но для туризма плохо: нельзя терять свои национальные особенности, данные культурной средой. Вся эта одинаковость уменьшает один из стимулов путешествия - увидеть своими глазами культуру [18].

- 4 -

 



        Внутри каждой культуры  образуются  различные   группы  людей, разделяющие общие системы ценностей, основанных на общности опыта и жизненных ситуаций. Такие   группы  людей  являются   носителями   своей собственной субкультуры. Особенности субкультуры определяются национальными, религиозными, расовыми, географическими и другими признаками. Любое общество имеет ту или иную классовую структуру. Социальный   класс  представляет  относительно   стабильное   и упорядоченное подразделения человеческого общества, члены которого имеют сходные интересы, ценности и поведенческие нормы. Современные общества делят на классы и социальные группы с учетом материальной, политической, социальной и культурной состоятельности индивидуума [ 18].

Поведение потребителя во многом зависит от социальных факторов: референтные группы2, семья, а также от его собственной роли статуса в этих группах.

Люди могут испытывать влияние эталонных групп, к которым они не принадлежат, но хотели бы. Эталонные группы оказывают значительное влияние на потребителем тем, что они демонстрируют пока еще недостижимый для потребителя стиль; формируют его жизненную установку, концепцию и  самооценку,   вынуждая потребителя стараться быть похожим на них хотя бы в выборе одних и тех же товаров, услуг и фирмы (участие знаменитостей в рекламных роликах) [18].

Д.Ф.Энджел считает, что члены семьи  могут   оказывать   очень значительные влияния на покупательское поведение друг друга. Чаще всего в семье решается, куда, когда и насколько семья поедет отдыхать.

 

 

2 Референтная группа - эта группа, которая влияет на позицию и поведение индивида и с которой он прямо или косвенно сравнивает свои поступки.

 

Весь мир - театр, где женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль (У.Шекспир). Человек на протяжении своей жизни принадлежит ко многим группам. В одних он проводит всю свою жизнь,, в других - какие-то ее этапы (учебная группа, воинский или трудовой коллектив, общественные   организации, клуб   по интересам и так далее). Его положение в каждой из этих групп можно определить с помощью терминов «роль» и «статус» [21].

Роль представляет собой действия, которые   ожидают от человека другие члены группы. [14]. Какую бы роль не играл человек в своей среде, она оказывает влияние на его поведение как покупателя. Н.Б.Черных в своей работе указывает на то, что роль, которую выбрал человек в той или иной группе, может преследовать его всю жизнь. От него всегда будут ждать действий в соответствии с той ролью, в которой привыкли его видеть. Когда кто-то начинает играть не ту роль, которую от него ожидают, это чаще всего вызывает недовольство. Нередко роль человека в группе   меняется   под действием каких-то экстремальных обстоятельств, и это изменение может быть как положительным, так и отрицательным [18].

В каждой роли содержится указание на статус индивида, отражающий большее или меньшее уважение к нему со стороны других членов группы. Часто роли выбираются именно из-за статуса, сопряженного с ними. Например, один бизнесмен всегда заказывал себе билет на отдых первого класса и очень расстроился, когда ему предложили лететь туристским классом. Роль и статус, по мнению Ф.Котлер, взаимосвязанные понятия. Изменение роли неизбежно ведет к изменению статуса и наоборот [13].

Также он считает, что на поведение покупателя существенное влияние оказывают также его личностные характеристики, такие как возраст, этап жизни, финансовое положение, стиль жизни, жизненное кредо и самооценка. Интерес людей к определенным товарам и услугам меняется в течениевсей их жизни. Молодежь обращает меньше внимания на тип размещения

- 4 -

 



при отдыхе, чем люди старшего возраста, то есть возраст требует определенное сочетание туристских услуг в путешествии.

Как утверждает Ф.Котлер, материальное положение также сильно влияет на  характер  и  количество  совершаемых  людьми   покупок.   Переживая экономические трудности, потребители стараются сэкономить на отдыхе.

Информация о работе Технология обслуживания потребителей туристических услуг