Специфика услуг туристического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:19, реферат

Краткое описание

Туристский рынок – самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.
Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на определенные услуги.

Файлы: 1 файл

Специфика услуг туристического рынка.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

Специфика услуг  туристического рынка:

Туристский рынок

1.1 Сущность и  специфика туристского рынка

Туристский рынок  – самостоятельная часть более  широкого понятия «рынок товаров  и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.

Другими особенностями  туристских услуг как объектов купли-продажи  являются неравномерность спроса в  течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий  диапазон эластичности спроса на определенные услуги.

Поскольку туристы  потребляют услуги и товары в месте  временного проживания, то структура  их потребления рассматривается  как совокупность обязательных, специфических  и дополнительных потребностей.

Под инфраструктурой  рынка понимают совокупность предприятий, организаций и служб, способствующих реализации экономических, хозяйственных и других отношений между основными субъектами. Применительно к рынку туристских услуг в состав инфраструктуры входят:

-    Средства размещения туристов (гостиницы и др.);

-    Объекты общественного питания;

-    Средства транспорта, обслуживающего туристов;

-    Объекты познавательного, оздоровительного, культурно-исторического, религиозного, спортивного, развлекательного характера, а также объекты иного назначения, используемые при предоставлении туристских услуг или специально созданные для этих целей;

-    Организации, предоставляющие экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и осуществляющие формальности при пересечении границ между государствами.

Особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является то, что многие организации и объекты этой инфраструктуры обслуживают не только туристов, но и других субъектов, не имеющих отношения к туризму. Такими организациями являются: транспортные объекты, предприятия общественного питания, средства массовой информации, службы, занимающиеся санитарными, полицейскими и другими формальностями.

Большинство средств  производства туристских услуг арендуется туроператором у других хозяйствующих  субъектов, не имеющих прямого отношения к туризму. Об этом свидетельствует соотношение основных и оборотных средств туристских фирм. Оборотные средства, как правило, составляют 88-95% общей стоимости средств производства.

Другой особенностью инфраструктуры рынка туристских услуг является неравномерность (сезонность) функционирования в течение года.

Средства размещения – любые объекты, которые регулярно  или иногда предоставляют туристам для ночевки в комнатах, в каких-либо иных помещениях или на огороженных  площадках. Различают коллективные и индивидуальные средства размещения. К коллективным средствам размещения относят: гостиницы, аналогичные им средства, специализированные заведения и прочие предприятия размещения.

Гостиницы обладают следующими признаками: состоят из номеров, число которых превышает определенный минимум; имеют единое руководство; предоставляют гостиничные услуги, перечень которых не ограничивается ежедневной заправкой постелей, уборкой номера и санузла; сгруппированы в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами, имеющимся оборудованием, отвечающими стандартам страны.

Заведения, аналогичные  гостиницам, имеют признаки гостиницы, но предоставляют только ограниченные услуги (заправку постелей, уборку номера и санузла). Специализированные предприятия размещения, кроме предоставления гостиничных услуг, выполняют еще какую-либо специализированную функцию (оздоровительную, лечебную, транспортную, обмен научными и профессиональными знаниями и др.)

Прочие коллективные средства размещения представляют собой организованные под жилища молодежные общежития, малые суда в бухтах, палатки, автоприцепы, дома на колесах и др.

Функционирование  средств размещения регламентируется законодательными и нормативными документами  каждой страны.

Объекты общественного  питания – рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты и столовые в сфере туристских услуг, как правило, относятся к объектам гостиничной деятельности. Стоимость питания включается в стоимость гостиничного номера или тура.

Классификатор видов экономической деятельности, продукции или услуг предусматривает также самостоятельное приготовление пищи отдыхающими и туристами в пансионатах и в системах предоставления отдыха (таймшерах). Если стоимость питания не включена в стоимость тура, то туристы питаются в ресторанах, кафе и других объектах питания как обычные посетители.

Различают следующие  виды оплаченного питания:

-    Полный пансион (завтрак, обед, ужин);

-    Полупансион (только завтрак и обед или только завтрак и ужин);

-    Только завтрак.

Формы обслуживания питанием туристов:

-    «шведский стол»- туристам предоставляется право выбора любого и в любом количестве из имеющихся в наличии;

-    «табльдот» - форма обслуживания туристов официантом по единому меню с ограниченным числом блюд;

-    «а ля карт» - форма, предполагающая обслуживание официантом с выбором блюд туристами по предлагаемому меню.

Транспортные  предприятия (воздушного, водного и  сухопутного транспорта), оказывающие  услуги путешественникам, различают по категориям, разрядам транспортных средств и классам обслуживания во время перемещения.

На воздушном  транспорте существует около двадцати классов обслуживания, которые учитывают  порядок прохождения регистрации, питание в полете, норму бесплатного  провоза багажа, возвращенную стоимость  при возврате авиабилета и пр.

На водном транспорте при морских и речных путешествиях в обслуживании туристов основной упор делается на возможность получения  всех доступных развлечений и  сервисных услуг. Скорость прибытия в пункт назначения становится второстепенным показателем. 

Особый интерес  представляют круизные морские суда, специально построенные для водного  туризма, на которых возможно предоставление полного комплекса услуг высшего  качества. В ряде случаев привлекательным  является использование паромных судов, перевозящих не только  самих туристов, но и их личные автомобили.

Качество обслуживания на железнодорожном транспорте зависит  от класса размещения (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, спальном вагоне прямого сообщения первого  класса) и виды поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный). По европейским стандартам различают классы поездов: межконтинентальный экспресс (TD), международный экспресс (JC), скорый суперэкспресс (JCL), фирменный экспресс(TEE), скорый экспресс (EC) и др.

Автобусный транспорт выполняет несколько видов перевозок: многодневные перевозки на большие расстояния, однодневные экскурсионные поездки, внутримаршрутные перемещения в стране пребывания. Этот вид транспорта различают по классам. Автобусы могут принадлежать туроператору или быть взятыми в аренду. Наибольший набор услуг может быть оказан в автобусах класса «люкс». Автобусы этого класса оборудованы широкими тонированными окнами, откидными сидениями, холодильниками, системой салонного оповещения и магнитолами, мобильными телефонами с возможностью международного разговора и др.

К специализированным организациям, оказывающим туристские услуги целевого назначения, относятся:

-    Экскурсионное бюро и организации гидов-переводчиков;

-    Оздоровительные комплексы рекреационного туризма – курорты, базы отдыха, рекреационные зоны;

-    Туристские базы различной специализации (в том числе круизные суда);

-    Учебные пункты первоначальной специализированной подготовки туристов;

-     Спортивные комплексы и лагеря для занятия спортом, проведение соревнований;

-    Производственные фирмы, изготавливающие товары, используемые туристами;

-    Службы и организации по оказанию юридических услуг и услуг в области международного туризма;

-    Организации, предоставляющие услуги по выполнению визового режима и по таможенным формальностям.

1.2 Участники  туристского рынка

Основными субъектами туристского рынка являются:

-    Турист (потребитель туристского продукта) - любое физическое лицо, использующее, приобретающее либо имеющее намерение приобрести туристские услуги для личного использования;

-    Туроператор (турорганизатор, промоутер) – физическое или юридическое лицо, разработчик туристских услуг, осуществляющий формирование, продвижение и оптовую реализацию туристского продукта в виде генеральных соглашений, договоров, ваучеров, контрактов и прочего на основании лицензии;

-      Турагент – юридическое или физическое лицо, осуществляющее продвижение и розничною реализацию туристского продукта в виде договоров, путевок на основании лицензии, а также выполняющее отправку туриста с места постоянного пребывания и некоторые выездные формальности;

-    контрагент – юридическое или физическое лицо, исполнитель туристских услуг в стране (месте) прибытия, действующий в соответствии с законодательством страны приема и международными соглашениями.

Субъекты рынка  определенным образом связаны между  собой. Вся система рыночных отношений  в туризме является открытой. На нее оказывают воздействие внешние  факторы: климатические, экономические, социальные, национальные и региональные конфликты, время действия и др.

Реализация турпродукта  может быть оптовой и розничной. Оптовая реализация ведется в  виде заключения посреднических договоров-поручений, договоров комиссии или агентских  соглашений между туроператором  и турагентом. В момент оптовой реализации турпродукта туроператор имеет разработанный турпродукт в виде генерального соглашения, контракта, договора, ваучера о предоставлении услуг с контрагентом – исполнителем услуги. 

Розничная продажа  турпродукта конечному потребителю (туристу) оформляется договорами розничной купли-продажи, устанавливающими взаимные обязательства сторон и включающими следующие положения:

-    Номер, дату и место заключения договора;

-    Наименование продавца, его организационно-правовую форму, номер лицензии на право осуществлении муждун6ародной туристской деятельности;

-    ФИО туриста, его адрес, данные паспорта, прочие реквизиты;

-    Предмет договора (перечень услуг);

-    Права и обязанности сторон;

-    Стоимость договора, порядок и форму платежей;

-    Порядок вступления договора в силу и срок его действия;

-    Условия оформления виз (для международного туризма);

-    Порядок использования ваучера;

-    Условия страхования;

-    Условия и применение компенсационных санкций, а также рассмотрения и удовлетворения рекламаций;

-    Форс-мажорные обстоятельства;

-    Особые условия;

-    Юридические и банковские реквизиты продавца;

-    Подписи сторон и печать продавца.

Письменная информация о предлагаемом турпродукте и  все существенные общие условия договора называются публичной офертой. Оферта может быть напечатана в каталоге турфирмы или находится на видном месте в офисе вместе с лицензиями и сертификатами. Клиенту по его требованию выдается ее копия. В этом случае частные условия договора по туру излагаются в туристской путевке.

Туристский ваучер – документ, устанавливающий право  туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт оказания услуг. ваучер обеспечивает четкость документооборота турфирмы и гарантирует учет оказанных услуг туристу.

1.3 Закономерности  функционирования туристского 

рынка. Особенности  их проявления

Современный туристский рынок выполняет следующие специфические  функции:

-    Функция реализации стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте. Это означает движение стоимости, которая отражается по средствам взаимообмена денег и туристского продукта. В результате этого обеспечивается нормальный ход общественного воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития туризма.

Информация о работе Специфика услуг туристического рынка