Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:19, реферат
Туристский рынок – самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.
Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на определенные услуги.
- Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется по средствам сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещения затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.
- Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределения (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.
Туристский рынок имеет свои специфические особенности:
- Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.
- При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.
- На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.
- Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.
- На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.
Как и все другие рынки, туристский рынок функционирует в соответствии с законом спроса и предложения.
Туристский спрос – подтвержденные платежеспособностью туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.
Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными средствами, в первую очередь отражает уровень экономического и социального развития этой страны. Кроме этого на потребительский спрос оказывают влияние следующие факторы:
- Демографический;
- Географические и климатические условия;
- Политическая и экономическая стабильность государства;
- Психологические факторы, прочие случайные воздействия.
Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.
В соответствии
со спросом на рынке возникает
предложение в туризме –
Между спросом и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает отношение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.
На туристском
рынке происходит обмен денежных
средств туриста на услуги. При
сбалансированном обмене, с одной
стороны происходит удовлетворение
интересов производителя
Туристский рынок характеризуется такими показателями, как емкость, уровень сбалансированности спроса и предложения, условия реализации туристского продукта.
Емкость туристского
рынка – способность
На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского продукта, которые движутся навстречу друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.
Туристский кругооборот – это система экономических отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.
Предложение туристских услуг формируется на основе выявленных в результате исследований приоритетов, которые касаются направлений и видов туризма.
Сезонные колебания
также влияют на туристский спрос. неравномерность
туристского потока оценивается
через соответствующий
Где Нмакс –
число ночевок в месяц
Нсм – среднемесячное число ночевок.
Численные значения коэффициента использования вместимости (Кв) подсчитываются по формуле:
Где Нк – число ночевок (человеко-дней);
Ркм – число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).
Безубыточность функционирования гостиничного предприятия определяется по критической точке равенства доходов и расходов (Ккт):
Где Рп – средние условно-постоянные расходы на 1 место;
Цт – тариф на 1 ночевку 1 человека;
Рт – условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.
Функционирование предприятия с прибылью возможно, если Кв
1.4 Структура туристского рынка
При характеристике
рынка туризма учитывается
- Основным предметом купли-продажи являются услуги;
- Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается огромное количество посреднических звеньев;
- Спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.
- Туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги), высокая фондоемкость туристской индустрии, низкая эластичность, комплектность.
Для более четкого понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо принимать во внимание отношение субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем больше число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других.
Рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка.
По отношению к определенному району (региону, стране) выделяют следующие рынки:
- Рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;
- Рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;
- Рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.
В зависимости от цели путешествия выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.
В зависимости
от характера организации
По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.
В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.
В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:
- Целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовать свои цели;
- Основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
- Дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
- Растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.
Туристский рынок имеет различную качественную структуру.
а)
100% |
Численность
Населения Потенциальный рынок |
100% | Потенциальный рынок | |
40% | Действительный рынок | |||
20% | Квалифицированный рынок | |||
10% | ||||
10 | Обслуживаемый рынок | |||
5% | Освоенный рынок |
Рис. 1 Качественная структура туристского рынка
а – весь рынок; б – потенциальный рынок
Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т.п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно – необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основания говорить о так называемом действительном рынке.
Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, который имеет возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами и образует обслуживаемый рынок.
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем различных туристских предприятий.