Специфика услуг туристического рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:19, реферат

Краткое описание

Туристский рынок – самостоятельная часть более широкого понятия «рынок товаров и услуг», где реализуются услуги и товары для туристов. Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Туристские товары и услуги могут быть потреблены только в том случае, если потребитель доставлен в место их производства, а обычные товары и услуги готовы к потреблению тогда, когда произведенная продукция закончит передвижение от места производства к месту потребления.
Другими особенностями туристских услуг как объектов купли-продажи являются неравномерность спроса в течение года (например, для отдыха или религиозного туризма), широкий диапазон эластичности спроса на определенные услуги.

Файлы: 1 файл

Специфика услуг туристического рынка.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

-    Функция организации процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста). Реализуется по средствам сети турагентов и туроператоров. Турист, потратив денежные средства на туристский продукт, удовлетворяет свои потребности в материальных и духовных благах. Следовательно, туристский рынок способствует возмещения затрат рабочей силы и воспроизводству главной производительной силы общества.

-    Функция экономического обеспечения материальных стимулов к труду. Заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределения (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.

Туристский рынок  имеет свои специфические особенности:

-    Туристские услуги неосязаемы. Важное значение имеет надежность продукта, гарантии обещанного уровня и качества, также исчерпывающая информация о потребительских свойствах тура. От этого зависит доверие к фирме со стороны клиента и ее устойчивость на рынке.

-    При реализации туристского продукта имеется разрыв во времени между приобретением продукта и его потреблением, поэтому важны четкость и надежность каналов продвижения туристского продукта и ответственность фирмы, реализующей продукт.

-    На туристский спрос влияют сезонные колебания и неравномерность туристского потока. Уменьшение этих отрицательных явлений возможно методом дифференциации цен на элементы обслуживания по сезону, а также через снижение емкости перевозок туристов.

-    Качество продукта в большей степени зависит от конкретных исполнителей, поэтому менеджмент в нутрии туристского предприятия должен постоянно развиваться.

-    На туристском рынке имеется территориальная разобщенность между потребителем и производителем, поэтому немаловажным является установление оперативных связей с удаленными партнерами.

Как и все  другие рынки, туристский рынок функционирует  в соответствии с законом спроса и предложения.

Туристский спрос  – подтвержденные платежеспособностью  туристские потребности населения, выраженные в определенном количестве туристского продукта, которые оно может приобрести при существующих ценах.

Спрос на туристский продукт, обеспеченный денежными средствами, в первую очередь отражает уровень  экономического и социального  развития этой страны. Кроме этого на потребительский спрос оказывают влияние следующие факторы:

-    Демографический;

-    Географические и климатические условия;

-    Политическая и экономическая стабильность государства;

-    Психологические факторы, прочие случайные воздействия.

Изменение спроса на туристский продукт называется эластичностью. Она зависит от вида турпродукта и социального слоя, к которому относятся потребители.

В соответствии со спросом на рынке возникает  предложение в туризме – разнообразное  количество услуг, которые необходимы туристу во время отдыха и путешествия. Предложение туристского продукта обусловлено наличием производителей продукта, уровнем развития туристской индустрии, объемом туристских ресурсов.

Между спросом  и предложением наблюдается тесная взаимосвязь: спрос не только порождает отношение, но и предложение определенным образом влияет на спрос.

На туристском рынке происходит обмен денежных средств туриста на услуги. При  сбалансированном обмене, с одной  стороны происходит удовлетворение интересов производителя туристского продукта  и его потребителя,  а с другой стороны – создаются условия для поступательного развития туристской индустрии.

Туристский рынок  характеризуется такими показателями, как емкость, уровень сбалансированности спроса и предложения, условия реализации туристского продукта.

Емкость туристского  рынка – способность реализовать  определенный объем туристского  продукта при существующих ценах  и предложении. В зависимости  от уровня цен потребность в туристском продукте может сокращаться или, наоборот, увеличиваться.

На туристском рынке происходит постоянное движение потоков денег и туристского  продукта, которые движутся навстречу  друг другу, создавая тем самым туристский кругооборот.

Туристский кругооборот  – это система экономических  отношений, в рамках которой совершается процесс превращения услуг в деньги и обратно. Она показывает направление движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие сферы туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Предложение туристских услуг формируется на основе выявленных в результате исследований приоритетов, которые касаются направлений и видов туризма.

Сезонные колебания  также влияют на туристский спрос. неравномерность  туристского потока оценивается  через соответствующий коэффициент (Кн):

Где Нмакс –  число ночевок в месяц максимального  туристского потока;

Нсм – среднемесячное число ночевок.

Численные значения коэффициента использования вместимости (Кв) подсчитываются по формуле:

Где Нк – число  ночевок (человеко-дней);

Ркм – число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).

Безубыточность  функционирования гостиничного предприятия  определяется по критической точке  равенства доходов и расходов (Ккт):  

Где Рп – средние  условно-постоянные расходы на 1 место;

Цт – тариф  на 1 ночевку 1 человека;

Рт – условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.

Функционирование  предприятия с прибылью возможно, если Кв

1.4 Структура  туристского рынка

При характеристике рынка туризма учитывается следующее:

-    Основным предметом купли-продажи являются услуги;

-    Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается огромное количество посреднических звеньев;

-    Спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам, эластичностью, индивидуальностью и высокой степенью дифференциации, отдаленностью по времени и месту от туристского предложения.

-    Туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные  ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги), высокая фондоемкость туристской индустрии, низкая эластичность, комплектность.

Для более четкого  понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо принимать во внимание отношение субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем больше число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплементарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других.

Рынок туризма  неоднороден. В его структуре  выделяются более мелкие по своим  масштабам рынки. В связи с  этим существуют различные способы классификации туристского рынка.

По отношению  к определенному району (региону, стране) выделяют следующие рынки:

-    Рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;

-    Рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;

-    Рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.

В зависимости  от цели путешествия выделяют рынки  рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.

В зависимости  от характера организации путешествия  различают рынки организованного и неорганизованного туризма.

По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.

В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.

В связи с  особенностями и содержанием  маркетинговой деятельности выделяют следующие рынки:

-    Целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовать свои цели;

-    Основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;

-    Дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;

-    Растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.   

Туристский рынок  имеет различную качественную структуру.

а)                                                                б)

 

100%

Численность

Населения                  

Потенциальный

рынок

100% Потенциальный рынок  
40% Действительный  рынок  
20% Квалифицированный рынок  
10%  
10 Обслуживаемый рынок  
5% Освоенный рынок  

Рис. 1 Качественная структура туристского рынка

а –  весь рынок; б – потенциальный  рынок

Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т.п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно – необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основания говорить о так называемом действительном рынке.

Его следует  уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.

Предприятие активно  обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, который имеет возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами и образует обслуживаемый рынок.

Освоенный рынок  образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они  составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.

Подобная классификация  полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного туристского  рынка и определить особенности  работы на нем различных туристских предприятий.

 

Информация о работе Специфика услуг туристического рынка