Составление индивидуального тура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

ктуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование и реализация турпродукта в Амурской области для развития внутреннего и въездного туризма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть в целом состояние туризма в России, обозначить роль и место туризма в экономике и социальной политике страны. Обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны.
2. Рассмотреть теоретические аспекты создания турпродукта.
3. Провести анализ современного состояния туристской сферы Амурской области.
4. Разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.

Оглавление

Введение
1 Организационные формы туризма и основные категории 8
1.1 Определения и специфика экономической и социальной
природы туризма 8
1.2 Состояние туризма в России 10
1.3 Проблемы российского туризма
и пути их решения 13
1.4 Направления развития туризма в России на перспективу 16
2 Особенности туристского продукта и современные
требования к нему потребителей 19
2.1 Отличительные черты
туристского продукта 19
2.2 Особенности национального турпродукта 22
2.3 Проектирование тура 24
3 Планирование и разработка туристского
продукта 26
3.1 Анализ современного состояния туристской сферы
Амурской области 26
3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области 29
3.3 Разработка детского туристско-экскурсионного
маршрута «Путешествие в сказку» 32
3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование
турпродукта 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение А. Распределение оборота туристского продукта
и численности туристов по видам
туризма в 2004 году 48
Приложение Б. Калькуляция тура «Путешествие в
сказку» 49
Приложение В. График безубыточности 50
Приложение Г. Краткое описание маршрута 51
Приложение Д. Вид туристско-экскурсионного маршрута 5

Файлы: 1 файл

курсовая саши.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

      География туристских предпочтений в сегменте экскурсионного туризма определилась достаточно давно. Лидеры спроса – Санкт-Петербург, города Золотого кольца, Подмосковье, а также Великий Новгород, Псков и Карелия. В нынешнем году празднование 60-летия Победы вызвало повышенный интерес к турам в Волгоград.

     В каждом регионе экскурсионные туры имеют свою специфику. Например, на Алтае туристские программы имеют в подавляющем большинстве активную форму. Это однодневные сплавы, конные, пешие, лыжные, спелеологические, автотуры, поездки на квадроциклах, горных велосипедах. Археологические, исторические, природные, этнографические и культурные экскурсии также проводятся, но реже или в форме специального тура. Однако нет ни одного активного тура, в котором не было бы экскурсий.

      Эксперты  высказывают различные мнения о том, какие направления внутреннего экскурсионного туризма станут востребованными в ближайшие годы. Например, некоторые специалисты турбизнеса полагают, что популярность приобретут экскурсионные туры по малоизвестным городам России, вырастет спрос на поездки в Калининград, на Байкал и Алтай. Отмечают также, что постепенно растет интерес к местам, где жили и творили известные писатели (Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново), к монастырям (Дивеево, Оптина пустынь, Сергиев Посад), старинным русским городам и крепостям (Иркутск, Екатеринбург, Архангельск и др.). Кроме того, есть надежда, что в скором времени для туристов станут более доступными Байкал и Дальний Восток. Эти регионы вызывают огромный интерес, но высокие цены на транспортное обслуживание пока не позволяют рассчитывать на увеличение турпотока. Другие же специалисты прогнозируют, что серьезных изменений в географии экскурсионных поездок не произойдет – будут лишь меняться программы и расшириться ассортимент предлагаемых туров. Новые маршруты, если и появятся, то войдут лишь во второй эшелон и не смогут соперничать с нынешними «титанами».

      Одна  из наиболее серьезных  проблем, стоящих  сегодня перед  рынком внутреннего  экскурсионного туризма – несоответствие уровня цен качеству турпродукта. Наши туристы стали требовательными, они сравнивают Россию с Европой, Турцией, Египтом. Иногда нам остается только извиняться за отечественный «сервис в лесу». Высокие цены – это главное, что тормозит российский экскурсионный туризм. В основном дешевле съездить за границу, чем купить качественный тур по российским городам.

      К негативных моментам можно также отнести пробки на дорогах, сложности с приобретением железнодорожных билетов и извечную российскую проблему санитарных остановок на трассах. Но основной проблемой, по мнению многих экспертов, в ближайшее время станет приближение спроса на поездки по стране к своей максимальной точке, что обусловлено рядом факторов, лежащих главным образом в социально-экономической сфере /5, с.30/.

      2.3 Проектирование тура

      Проектирование  тура предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющего это проектирование, с запросами туристов. Основной задачей деятельности туроператора является создание тура, подкрепленного соответствующей программой обслуживания /10, с.13/.

      Программа обслуживания –  это набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура /8, с.29/.

      При разработке программы обслуживания определяются:

  1. маршрут путешествия;
  2. перечень туристских предприятий – исполнителей услуг;
  3. период предоставления услуг каждым предприятием;
  4. состав экскурсий и достопримечательных объектов;
  5. перечень туристских походов, прогулок;
  6. комплекс досуговых мероприятий;
  7. количество туристов;
  8. виды транспорта для внутренних перевозок;
  9. потребность в гидах, экскурсоводах и т.д. /10, с.26/.

      При составлении программы обслуживания обычно используется следующий подход:

  1. При заключении договора между туроператором и турагентом программа обслуживания составляется, согласовывается и утверждается сторонами в виде набора услуг, без распределения по конкретным дням обслуживания. Это обусловливается тем, что заранее довольно трудно определить конкретные даты работы музеев, проведения экскурсий, концерта и т. д.
  2. Непосредственно перед заездом, примерно за 3 дня (по договоренности), фирмы дополнительно факсом согласовывают уже конкретную программу обслуживания по дням с указанием наименования гостиницы, в которой туристы будут размещаться и т.д. Индивидуальный турист получает такую программу в агентстве одновременно с получением путевки /8, с.29/.

      Итак, подготовка тура предусматривает предоставление туристам комплекса услуг в соответствии с их требованиями, предъявленными к уровню обслуживания, содержанию тура и технологии предоставления услуг. При этом, уровень обслуживания напрямую зависит от уровня составляющих туристских услуг, таких как питание, проживание, экскурсионное обслуживание. Поэтому, технология организации и проведения тура определяется оптимальностью обслуживания, которая заключается в комплексном подходе к формированию всей программы обслуживания и составлению ежедневных экскурсионно-досуговых программ.  
 
 

      
  1. ПЛАНИРОВАНИЕ  И РАЗРАБОТКА ТУРИСТСКОГО

      ПРОДУКТА 
     

      
    1.   Анализ современного состояния туристской сферы

                 Амурской области

      Прежде  чем разрабатывать любой туристический  продукт необходимо проанализировать состояние самого туризма в данном регионе. Это необходимо для того, чтобы ответить на вопрос: «Стоит ли вообще создавать зону туризма на данной территории, и будут ли покупатели данного тура?». Кроме того, сделав анализ, можно с точностью определить ожидаемую прибыль, сделать прогноз и выявить у данного проекта перспективы на будущее. Далее автором будет рассмотрен туристический продукт «Путешествие в сказку», который носит характер экскурсионно-познавательного туризма с элементами рекреационного. Однако для начала следует рассмотреть ситуацию, которая на настоящий момент существует на рынке туристических услуг Амурской области. 

     В настоящее время в Амурской области  имеется достаточный потенциал для развития туристической отрасли. Прежде всего, это географическое и геополитическое положения области в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Огромное значение для развития туризма в Амурской области имеют уникальные природные богатства района. Однако среди краев и областей Дальневосточного федерального округа Амурская область занимает по туристическому обороту третье место, уступая Хабаровскому и Приморскому краям /17, c. 5/.

     На  начало 2005 года в области действовало около 20 туристских фирм, что на 25% больше, чем в 2002 году. Количество турфирм, занимающихся турагентской деятельностью, составило 10 единиц и увеличилось по сравнению с 2002 годом на 2 организации. Их доля в общем числе турфирм составила 50%. Роль в организации турпоездок турфирмами значительна. По числу обслуженных туристов на их долю приходится во въездном туризме 84%, в выездном – около 94%.

      Выпуск  посреднических туристских услуг, измеренный суммой комиссионных вознаграждений туристам, сложился в сумме 17,7 млн. руб., или в расчете на одну турфирму – 1,8 млн. руб. и занял 35% в общем выпуске турпродукта, оцененного по показателю «Выручка от оказания туристских услуг» (в 2002 г. – 10%).

      Из  всех видов туризма наиболее распространенным для области, как и в 2002 году, по числу туристов и по обороту (общая стоимость проданных путевок) является выездной туризм. Распределение оборота туристского продукта и численности туристов по видам туризма в 2005 году представлено в Приложении А.

      По  сравнению с 2002 годом в 2005 году число российских туристов, путешествующих по территории России по путевкам турфирм, уменьшилось почти на треть. Большую часть поездок амурчане совершали в Приморье – 43%, Хабаровский край – 41%. Число выехавших по путевке за рубеж по сравнению с 2005 годом возросло на 26,7%, иностранных граждан, посетивших Россию на 34,8%. Благодаря наличию общей границы Амурской области с КНР, китайское направление на протяжении последних лет занимает лидирующее положение в туристском потоке области. По числу обслуженных китайских туристов на их долю приходится во въездном туризме 45,8%, в выездном – 51,3% /17, с.42/.  

      Среди целей международных поездок первенство делят между собой туризм как средство  рекреации и отдыха (42,2% среди выехавших туристов и 43,0%  среди въехавших туристов) и служебные поездки (41,3% и 45,1% соответственно). В целом, можно отметить то факт, что в течение последних нескольких лет произошло значительное уменьшение туристических поездок с целью шоппинга (в результате повышения размеров таможенных сборов и введения новых правил провоза товаров физическими лицами), а познавательный – цивилизованный туризм стал набирать все более мощные обороты в своем развитии на территории Амурской области.

      Таким образом, рассмотрев основные показатели туристской  деятельности  в Амурской области, можно отметить следующее. Наметилась ярко выраженная тенденция снижения выезда за границу (в особенности в КНР) Российских граждан, так же как и въезд иностранных граждан (из КНР) на территорию Российской Федерации. На сегодняшний день пик снижения въезда и выезда за рубеж, как видно на рисунке 1, пришелся на 2003 год.

Рисунок 1 – Динамика въезда иностранных граждан в РФ и выезда

      российских туристов за рубеж

      

 

      Пик снижения въезда и выезда российских граждан за границу, пришедший на 2003г. объясняется и тем, что с 02.30 по 07. 03 на федеральном уровне был введен запрет на въезд, в некоторые страны Азии, в том числе и в КНР в виду распространившегося опасного заболевания – атипичной пневмонии. Данный запрет достаточно сильно сказался на деятельности турфирм города, большинство,  из которых только  и «живут» тем, что отправляют туристов в КНР /14, с.45/.

      Подводя итог, следует отметить, что туристский потенциал Дальнего Востока огромен, однако используется не на все 100 %. Основными  причинами, тормозящими развитие туризма (въездного, внутреннего) являются: нестабильная политическая и экономическая ситуация в России, плохо развитая инфраструктура, отсутствие квалифицированных кадров в сфере туризма и т.д. Рассмотрев динамику турпоездок в Амурской области, становится очевидным, что турпоездки в Китай являются доминирующим направлением в предпочтениях жителей области, в силу невысокой стоимости путевок и высокого уровня обслуживания. Что касается организации въездного туризма, то турфирмы города Благовещенска ограничиваются небольшим количеством турмаршрутов, предлагаемых иностранным туристам.

      3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области

      Перспективное развитие туризма во многом зависит  от степени изученности рекреационного потенциала и последующего его вовлечения в туристскую деятельность. Здесь имеется в виду возможность использования отдельных объектов в туристских целях. Ряд их в настоящее время используются мало или практически не используются. Особое место занимают туристические объекты Благовещенска. Кроме использующихся в экскурсионных маршрутах памятников истории и культуры, улиц и исторических мест, музеев, церквей существует реальная возможность вовлечь в туристский оборот новые объекты, таких как ипподром с действующей конефермой. Данный объект может быть спортивно-развлекательным и стационарным, групповым и смешанным. Его вполне можно использовать в туристских целях и пополнения областного бюджета.

      Следующим объектом повышенного туристического спроса может стать Первомайский парк. Развлекательный туристический  объект может быть фестивальным, стационарным, детским и комбинированным.

      Перспективным объектом в черте областного центра может стать музей амурского  казачества, поскольку значение его  в истории освоения края велико. Этот туристический объект можно использовать в таких видах туризма как познавательный и стационарный, групповой и индивидуальный, смешанный по возрасту.

      В пригородной зоне Благовещенска  находится урочище «Мухинское», ландшафтный памятник природы. На его  территории располагается турбаза. Его можно использовать по таким  разновидностям туризма как спортивно-оздоровительный, по форме участия – индивидуальный, групповой и семейный, по возрасту туристов – смешанный, по использованию транспортных средств – водный, пешеходный. Нужно отметить, что все перечисленные объекты требуют вложения капитала как отечественных, так и зарубежных инвесторов для усовершенствования и развития инфраструктуры.

      Наряду  с перечисленными туристическими объектами  представляют интерес еще три  заповедника и более 20 заказников, которые можно использовать для экологического туризма. Северным туристическим объектом в Амурской области является озеро Огорон, которое расположено между хребтами Соктахан и Джагды. В окрестностях озера богатая флора и фауна Верхнедепского заказника может стать базой для промыслового туризма. По целям данный объект выступает как оздоровительный, охотничий и экологический, по степени мобильности – стационарный, по возрасту – смешанный, по транспортным средствам – водный. Кроме того, в Амурской области имеется более 40 минеральных источников, заслуживающих внимание в качестве возможных туристических объектов. Воды благоприятны для лечения различных заболеваний. Безусловно, источники требуют значительных финансовых вложений /16, с.73/. Таким образом, уже краткий анализ туристических объектов позволяет сделать вывод о необходимости включения их как представляющих немалую значимость в соответствующий раздел Программы развития туризма в Амурской области. Подготовку технико-экономического обоснования на начальном этапе можно провести в виде конкурса проектов по развитию сферы туризма с реализацией в перспективе.  

Информация о работе Составление индивидуального тура