Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:29, курсовая работа
ктуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование и реализация турпродукта в Амурской области для развития внутреннего и въездного туризма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть в целом состояние туризма в России, обозначить роль и место туризма в экономике и социальной политике страны. Обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны.
2. Рассмотреть теоретические аспекты создания турпродукта.
3. Провести анализ современного состояния туристской сферы Амурской области.
4. Разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.
Введение
1 Организационные формы туризма и основные категории 8
1.1 Определения и специфика экономической и социальной
природы туризма 8
1.2 Состояние туризма в России 10
1.3 Проблемы российского туризма
и пути их решения 13
1.4 Направления развития туризма в России на перспективу 16
2 Особенности туристского продукта и современные
требования к нему потребителей 19
2.1 Отличительные черты
туристского продукта 19
2.2 Особенности национального турпродукта 22
2.3 Проектирование тура 24
3 Планирование и разработка туристского
продукта 26
3.1 Анализ современного состояния туристской сферы
Амурской области 26
3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области 29
3.3 Разработка детского туристско-экскурсионного
маршрута «Путешествие в сказку» 32
3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование
турпродукта 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение А. Распределение оборота туристского продукта
и численности туристов по видам
туризма в 2004 году 48
Приложение Б. Калькуляция тура «Путешествие в
сказку» 49
Приложение В. График безубыточности 50
Приложение Г. Краткое описание маршрута 51
Приложение Д. Вид туристско-экскурсионного маршрута 5
Инфраструктура туризма – комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.
Туристская индустрия – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков /2, с. 428/.
Полное и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности средств, объектов и организаций туристской индустрии.
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ внутреннего туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Однако в последнее время в стране наблюдается интерес именно к внутреннему туризму, что неслучайно. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.
Россия пока еще занимает скромные позиции в международном туристском обмене, хотя вторая половина 90-х годов двадцатого столетия была отмечена нарастанием положительных тенденций. Они относятся как к въездному, так и выездному туризму.
Начиная с 1993 г. Госкомстат России ведет учет и публикует данные о прибытиях иностранных граждан в РФ. В среднем они возрастают на 41 % в год. На фоне общей положительной динамики въездного туризма 1997 год явился для России рекордным по числу прибытий. Въездной поток составил 17,5 млн. человек, что формально в 2,5 раза больше, чем в 1991 г. Но в 1998 г. в результате августовского кризиса въездной поток опять сократился и составил 16,2 млн. человек /11, с.184/.
В 2004 г туристский поток из России увеличился на 15,4% по сравнению с 2003 г. Всего за границей с целью туризма побывали более 6 млн. россиян. По сравнению с показателем 2002 г. турпоток из России вырос на 29,8%. Что касается въезжающих в нашу страну туристов, то, согласно данным Федеральной пограничной службы ФСБ РФ, хотя в целом по России количество иностранных туристов снижается, в 2004 г. число иностранцев, посетивших Москву, увеличилось на 18% по сравнению с 2003 г. – до 2,9 млн. человек. Если раньше потоки иностранных туристов концентрировались вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, то сегодня они более равномерно распределяются по территории страны. Все новые субъекты Российской Федерации проявляют заинтересованность в развитии международного туризма и постепенно начинают втягиваться в эту перспективную сферу деятельности. Например, Хабаровский край и Амурская область привлекают китайцев возможностью шоппинга. Республику Саха посещают туристы из Германии, США, а также Великобритании. Немецкие туристы отправляются в ностальгические туры по Калининградской области. В Мурманской области американцы и англичане отдают предпочтение рыбалке, туристы из Скандинавских стран – занятиям горнолыжным спортом в Хибинах, а среди азиатских туристов, прежде всего японцев, пользуются спросом минералогические туры. Более продвинута на западных рынках Иркутская область благодаря главной достопримечательности – озеру Байкал /1, с.173/.
Наибольший
интерес Россия как туристское направление
по-прежнему вызывает у граждан Польши,
вторая строчка рейтинга у Германии –
351 тыс. против 288,5 тыс. в 2003 г. На третьем
месте Китай – почти 284 тыс. туристов. Заметно
возросло число прибытий из США, Эстонии,
Литвы, Австрии и Австралии /18, с.84/. Наглядно
это отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Численность иностранных граждан, въехавших в Россию в
2004 г, и численность российских граждан, выехавших за
границу в 2004 г, млн. чел.
Численность иностранных граждан, въехавших в Россию в 2004 г. по туристическим визам | Численность российских граждан, выехавших за границу в 2004 г. с целью туризма | ||||
Страна | 2004 г. | 2003 г. | Страна | 2004 г. | 2003 г. |
Польша
Германия Финляндия США Франция Италия Великобритания Украина Эстония Япония |
353986
351099 242816 181721 141113 125397 115622 84320 74165 56780 |
956188
288551 242075 125553 118548 114443 90831 236289 53884 55230 |
Турция
Китай Египет Финляндия Польша Германия Испания ОАЭ Италия Франция Чехия |
1445815
941032 586375 377067 322030 255954 190891 175187 156093 138459 104783 |
1038593
687521 368405 327246 422003 278094 168360 145796 118981 112149 51420 |
Анализ современного состояния туризма в России позволяет проследить основные тенденции его развития:
Государственные организации, занимающиеся управлением туризма на федеральном и региональном уровнях, не уделяют должного внимания развитию внутреннего туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.
Практики российской туристской индустрии возлагают определенные надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья.
Туризм в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется /11, с.229/.
Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест, и, в конечном счете, вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта развития туризма. Какие же здесь возможны средства?
Во-первых, сейчас в России на 10 выезжающих туристов – 1 внутренний, т.е. рынок несбалансирован. Для сбалансированного туристского рынка, свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Эта структура является оптимальной, а значит, к ней и надо стремиться, в том числе принимая законы и регламентируя туристскую деятельность.
Решение проблемы. Чтобы изменить ситуацию, необходимо дифференцировать туристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (в том числе отменой налога на добавленную стоимость и упрощением визовых и таможенных формальностей) и регулировать выездной туризм (в том числе повышением налога на добавленную стоимость, введением пошлины на выезд). Ведь для других стран наш выездной туризм – это «невидимый экспорт», а для нашей страны – ощутимый импорт.
Во-вторых, центральной фигурой на туристском рынке является туроператор. Именно он формирует тур, предлагая его на продажу, и тем самым загружает предприятия индустрии туризма – гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т. п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потребителем: поставить в тур музей, заключить договор с гостиницей, выбрать ресторан, шоу – все это решает туроператор. Поэтому за туроператора идет борьба на туристском рынке.
Эту
борьбу проиграли предприятия
Решение проблемы. Когда одни конкуренты имеют такие преимущества перед другими – отечественными производителями туристских услуг, наше российское законодательство обязано, по крайней мере, уравнять шансы. Если вернем туроператора на отечественный рынок, значит, вернем в страну и туристов, и многие миллиарды долларов. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном.
В-третьих, туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Итак, рента за качество ресурса, в нашем случае – туристская рента, которую осваивает производитель услуг не потому, что он больше и лучше работает, а потому, что ему повезло с местоположением и ресурсами. Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло – разнообразие и уникальность природных ландшафтов, великое культурное и духовное наследие, гостеприимство и другое. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же и малодоступны для большей части населения.
Решение проблемы. Для решения этих проблем и целесообразно обратиться к механизму туристской ренты, которая имеет несколько составляющих. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Тем самым развивается ресурсный потенциал индустрии туризма. Такими собственниками выступают обычно субъекты федерации и муниципалитеты /10, с.70/.
Важным
механизмом государственного регулирования
социального туризма является и налоговая
составляющая – через уменьшение количества
федеральных и местных налогов для объектов
инфраструктуры социального туризма.
На июнь 2002 г. в цене путевки присутствовало
40-50 % налогов. Снижение налогов на 50 % позволит
снизить цену туристской путевки на 25
%, что приведет к повышению туристского
спроса на посещение российских объектов
культурно-исторического значения. Снижение
налогового бремени позволит восстановить
и оживить объекты, предприятия и учреждения
туризма, а через дополнительные услуги
создать новые рабочие места и пополнить
местный и региональный бюджеты, выделить
дополнительные средства на научные цели.
1.4 Направления развития туризма в России на перспективу
Основные направления развития туризма в России на ближайшую перспективу определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Согласно данным документам приоритетными направлениями развития отечественной туристской индустрии на данную перспективу будут следующие виды туризма: