Составление индивидуального тура

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:29, курсовая работа

Краткое описание

ктуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование и реализация турпродукта в Амурской области для развития внутреннего и въездного туризма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть в целом состояние туризма в России, обозначить роль и место туризма в экономике и социальной политике страны. Обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны.
2. Рассмотреть теоретические аспекты создания турпродукта.
3. Провести анализ современного состояния туристской сферы Амурской области.
4. Разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.

Оглавление

Введение
1 Организационные формы туризма и основные категории 8
1.1 Определения и специфика экономической и социальной
природы туризма 8
1.2 Состояние туризма в России 10
1.3 Проблемы российского туризма
и пути их решения 13
1.4 Направления развития туризма в России на перспективу 16
2 Особенности туристского продукта и современные
требования к нему потребителей 19
2.1 Отличительные черты
туристского продукта 19
2.2 Особенности национального турпродукта 22
2.3 Проектирование тура 24
3 Планирование и разработка туристского
продукта 26
3.1 Анализ современного состояния туристской сферы
Амурской области 26
3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области 29
3.3 Разработка детского туристско-экскурсионного
маршрута «Путешествие в сказку» 32
3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование
турпродукта 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение А. Распределение оборота туристского продукта
и численности туристов по видам
туризма в 2004 году 48
Приложение Б. Калькуляция тура «Путешествие в
сказку» 49
Приложение В. График безубыточности 50
Приложение Г. Краткое описание маршрута 51
Приложение Д. Вид туристско-экскурсионного маршрута 5

Файлы: 1 файл

курсовая саши.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

      Инфраструктура  туризма –  комплекс сооружений, инженерных и коммуникационных сетей дорог, средств связи, а также предприятий, обеспечивающих нормальный доступ туристов к туристским ресурсам.

      Туристская  индустрия – это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков /2, с. 428/.

      Полное  и всестороннее удовлетворение туристских потребностей требует скоординированной работы всей совокупности средств, объектов и организаций туристской индустрии.

    1. Состояние туризма в России

      Анализ  современного состояния туризма во многих странах позволяет понять необходимость развития программ внутреннего туризма. До недавнего времени значение туризма в политической, экономической и социальной жизни России не было в полной мере определено. Однако в последнее время в стране наблюдается интерес именно к внутреннему туризму, что неслучайно. Может быть, туризм является именно той отраслью, которая способна вывести нашу страну из кризиса.

      Россия  пока еще занимает скромные позиции  в международном туристском обмене, хотя вторая половина 90-х годов двадцатого столетия была отмечена нарастанием положительных тенденций. Они относятся как к въездному, так и выездному туризму.

      Начиная с 1993 г. Госкомстат России ведет учет и публикует данные о прибытиях иностранных граждан в РФ. В среднем они возрастают на 41 % в год. На фоне общей положительной динамики въездного туризма 1997 год явился для России рекордным по числу прибытий. Въездной поток составил 17,5 млн. человек, что формально в 2,5 раза больше, чем в 1991 г. Но в 1998 г. в результате августовского кризиса въездной поток опять сократился и составил 16,2 млн. человек /11, с.184/.

      В 2004 г туристский поток из России увеличился на 15,4% по сравнению с 2003 г. Всего за границей с целью туризма побывали более 6 млн. россиян. По сравнению с показателем 2002 г. турпоток из России вырос на 29,8%. Что касается въезжающих в нашу страну туристов, то, согласно данным Федеральной пограничной службы ФСБ РФ, хотя в целом по России количество иностранных туристов снижается, в 2004 г. число иностранцев, посетивших Москву, увеличилось на 18% по сравнению с 2003 г. – до 2,9 млн. человек. Если раньше потоки иностранных туристов концентрировались вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, то сегодня они более равномерно распределяются по территории страны. Все новые субъекты Российской Федерации проявляют заинтересованность в развитии международного туризма и постепенно начинают втягиваться в эту перспективную сферу деятельности. Например, Хабаровский край и Амурская область привлекают китайцев возможностью шоппинга. Республику Саха посещают туристы из Германии, США, а также Великобритании. Немецкие туристы отправляются в ностальгические туры по Калининградской области. В Мурманской области американцы и англичане отдают предпочтение рыбалке, туристы из Скандинавских стран – занятиям горнолыжным спортом в Хибинах, а среди азиатских туристов, прежде всего японцев, пользуются спросом минералогические туры. Более продвинута на западных рынках Иркутская область благодаря главной достопримечательности – озеру Байкал /1, с.173/.

      Наибольший  интерес Россия как туристское направление по-прежнему вызывает у граждан Польши, вторая строчка рейтинга у Германии – 351 тыс. против 288,5 тыс. в 2003 г. На третьем месте Китай – почти 284 тыс. туристов. Заметно возросло число прибытий из США, Эстонии, Литвы, Австрии и Австралии /18, с.84/. Наглядно это отражено в таблице 1.  
 

Таблица 1 – Численность иностранных граждан, въехавших в Россию в

       2004 г, и численность российских граждан, выехавших за

        границу в 2004 г, млн. чел.

Численность иностранных граждан, въехавших  в Россию в 2004 г. по туристическим визам Численность российских граждан, выехавших за границу  в 2004 г. с целью туризма
Страна 2004 г. 2003 г. Страна 2004 г. 2003 г.
Польша

Германия

Финляндия

США

Франция

Италия

Великобритания

Украина

Эстония

Япония

353986

351099

242816

181721

141113

125397

115622

84320

74165

56780

956188

288551

242075

125553

118548

114443

90831

236289

53884

55230

Турция

Китай

Египет 

Финляндия

Польша

Германия

Испания

ОАЭ

Италия

Франция

Чехия

1445815

941032

586375

377067

322030

255954

190891

175187

156093

138459

104783

1038593

687521

368405

327246

422003

278094

168360

145796

118981

112149

51420

     Анализ  современного состояния туризма  в России позволяет проследить основные тенденции его развития:

  1. преобладание выездного туризма объясняется нежеланием туристских фирм разработать схему национального туроперейтинга, поскольку действовать на основе использования западных схем намного проще. Все это в результате приводит к оттоку туристского капитала за границу;
  2. существующая материальная  база  нуждается в инвестициях и реконструкции, поскольку в настоящее время она не соответствует мировым стандартам;
  3. из-за снижения спроса на гостиничные услуги наблюдается сокращение числа гостиниц и номерного фонда;
  4. сохраняется тенденция убыточности гостиничного хозяйства в регионах России;
  5. происходит процесс внедрения иностранных гостиничных компании на российский рынок /11,с.185/.

      Государственные организации, занимающиеся управлением  туризма на федеральном и региональном уровнях, не уделяют должного внимания развитию внутреннего туризма. Основную роль в процессе формирования и продвижения национального туристского продукта играют национальные общественные организации.

    1. Проблемы российского туризма и пути их решения              

      Практики  российской туристской индустрии возлагают  определенные надежды на развитие внутреннего и въездного туризма в нашей стране. В последнее время туристские фирмы частично переориентируют свою деятельность на российские регионы и страны ближнего зарубежья.

      Туризм  в России – это развивающийся комплекс. Поэтому постоянно ведется поиск новых форм работы на рынке, путей решения возникающих в данной индустрии проблем. Но несмотря на стремительные темпы развития, должного внимания туризму как сектору национальной экономики России до сих пор не уделяется /11, с.229/.

      Проблема  низкого уровня качества российского  туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест, и, в конечном счете, вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта развития туризма. Какие же здесь возможны средства?

      Во-первых, сейчас в России на 10 выезжающих туристов – 1 внутренний, т.е. рынок несбалансирован. Для сбалансированного туристского рынка, свидетельствуют разработки Всемирной туристской организации, типична пропорция: 1 въездной – 1 выездной – 4 внутренних туриста. Эта структура является оптимальной, а значит, к ней и надо стремиться, в том числе принимая законы и регламентируя туристскую деятельность.

      Решение проблемы. Чтобы изменить ситуацию, необходимо дифференцировать туристскую деятельность: поддерживать въездной туризм (в том числе отменой налога на добавленную стоимость и упрощением визовых и таможенных формальностей) и регулировать выездной туризм (в том числе повышением налога на добавленную стоимость, введением пошлины на выезд). Ведь для других стран наш выездной туризм – это «невидимый экспорт», а для нашей страны – ощутимый импорт.

      Во-вторых, центральной фигурой на туристском рынке является туроператор. Именно он формирует тур, предлагая его на продажу, и тем самым загружает предприятия индустрии туризма – гостиницы, рестораны, музеи, национальные парки и т. п. Именно туроператор связывает производителя туристских услуг с потребителем: поставить в тур музей, заключить договор с гостиницей, выбрать ресторан, шоу – все это решает туроператор. Поэтому за туроператора идет борьба на туристском рынке.

      Эту борьбу проиграли предприятия индустрии  туризма в России. Отечественный туроператор теперь загружает не их, а зарубежные предприятия индустрии туризма. Достаточно просмотреть рекламу туров в каталогах ведущих туроператоров, чтобы убедиться, что пролет, на пример, из Москвы до Анталии (Турция) и обратно обойдется дешевле, чем из Москвы до Сочи (причем родным «Аэрофлотом»). Судя по стоимости туродня, в Тунисе, Турции, на Кипре, в Греции, Египте, Малайзии и Индонезии, а также в Испании, Франции и Италии туристские услуги не только не облагаются налогом на добавленную стоимость, но за ними стоят негосударственные корпоративные механизмы борьбы за клиента.

      Решение проблемы. Когда одни конкуренты имеют такие преимущества перед другими – отечественными производителями туристских услуг, наше российское законодательство обязано, по крайней мере, уравнять шансы. Если вернем туроператора на отечественный рынок, значит, вернем в страну и туристов, и многие миллиарды долларов. Для решения этой задачи необходимо сделать работу туроператора более выгодной на отечественном рынке, нежели на зарубежном.

      В-третьих, туризм относится к классу ресурсных отраслей. Это значит, что потребительская стоимость туристского продукта во многом определяется качеством рекреационных ресурсов. Итак, рента за качество ресурса, в нашем случае – туристская рента, которую осваивает производитель услуг не потому, что он больше и лучше работает, а потому, что ему повезло с местоположением и ресурсами. Все едины во мнении, что с туристскими ресурсами России очень повезло – разнообразие и уникальность природных ландшафтов, великое культурное и духовное наследие, гостеприимство и другое. В то же время эти рекреационные ресурсы не обустроены, слабо востребованы, к тому же и малодоступны для большей части населения.

      Решение проблемы. Для решения этих проблем и целесообразно обратиться к механизму туристской ренты, которая имеет несколько составляющих. Ренту за качество рекреационного ресурса должен получить собственник ресурса и вложить ее целевым образом обратно в воспроизводство ресурса. Тем самым развивается ресурсный потенциал индустрии туризма. Такими собственниками выступают обычно субъекты федерации и муниципалитеты /10, с.70/.

      Важным  механизмом государственного регулирования  социального туризма является и налоговая составляющая – через уменьшение количества федеральных и местных налогов для объектов инфраструктуры социального туризма. На июнь 2002 г. в цене путевки присутствовало 40-50 % налогов. Снижение налогов на 50 % позволит снизить цену туристской путевки на 25 %, что приведет к повышению туристского спроса на посещение российских объектов культурно-исторического значения. Снижение налогового бремени позволит восстановить и оживить объекты, предприятия и учреждения туризма, а через дополнительные услуги создать новые рабочие места и пополнить местный и региональный бюджеты, выделить дополнительные средства на научные цели.  

      1.4 Направления развития  туризма в России  на перспективу

      Основные  направления развития туризма в  России на ближайшую перспективу  определены в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Российской Федерации». Согласно данным документам приоритетными направлениями развития отечественной туристской индустрии на данную перспективу будут следующие виды туризма:

  1. внутренний;
  2. въездной (60,7%);
  3. социальный;
  4. самодеятельный.

Информация о работе Составление индивидуального тура