Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:29, курсовая работа
ктуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование и реализация турпродукта в Амурской области для развития внутреннего и въездного туризма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть в целом состояние туризма в России, обозначить роль и место туризма в экономике и социальной политике страны. Обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны.
2. Рассмотреть теоретические аспекты создания турпродукта.
3. Провести анализ современного состояния туристской сферы Амурской области.
4. Разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.
Введение
1 Организационные формы туризма и основные категории 8
1.1 Определения и специфика экономической и социальной
природы туризма 8
1.2 Состояние туризма в России 10
1.3 Проблемы российского туризма
и пути их решения 13
1.4 Направления развития туризма в России на перспективу 16
2 Особенности туристского продукта и современные
требования к нему потребителей 19
2.1 Отличительные черты
туристского продукта 19
2.2 Особенности национального турпродукта 22
2.3 Проектирование тура 24
3 Планирование и разработка туристского
продукта 26
3.1 Анализ современного состояния туристской сферы
Амурской области 26
3.2 Перспективы развития туризма в Амурской области 29
3.3 Разработка детского туристско-экскурсионного
маршрута «Путешествие в сказку» 32
3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование
турпродукта 35
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение А. Распределение оборота туристского продукта
и численности туристов по видам
туризма в 2004 году 48
Приложение Б. Калькуляция тура «Путешествие в
сказку» 49
Приложение В. График безубыточности 50
Приложение Г. Краткое описание маршрута 51
Приложение Д. Вид туристско-экскурсионного маршрута 5
В рамках данных направлений, а также с учетом тенденций развития мирового туризма можно прогнозировать следующие направления развития отечественного туризма.
В прогнозе развития туризма на перспективу до 2020 г., специалисты отмечают, что Россия войдет в десятку стран-лидеров, где туризм будет развиваться наиболее динамично. Соответствующие данные представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Десятка стран-лидеров по динамичному развитию туризма к
2020 г.
№ п/п | Страна | Прибытие туристов, млн.чел. | Доля в мировом туристском потоке, % |
1 | Китай | 137,1 | 8,6 |
2 | США | 102,4 | 6,4 |
3 | Франция | 93,3 | 5,8 |
4 | Испания | 71,0 | 4,4 |
5 | Гонконг | 59,3 | 3,7 |
6 | Италия | 52,9 | 3,3 |
7 | Великобритания | 52,8 | 3,3 |
8 | Мексика | 48,9 | 3,1 |
9 | Россия | 47,1 | 2,9 |
10 | Чехия | 44,1 | 2,7 |
Всего | 708,8 | 44,2 |
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Целью
большинства турфирм является ведение
прибыльного и продолжительного бизнеса.
Для достижения данной цели компаниям
необходимо производить тот товар или
услугу, который удовлетворял бы нужды
потенциальных покупателей и тем самым
обеспечивал бы увеличение бизнеса. Планирование
продукта – это важный компонент в развитии
прибыльного и продолжительного бизнеса.
Его часто называют планированием
с соблюдением «пяти
правил» – планирование с целью создания
правильного продукта, доставки его в
правильное место, в правильное время,
по правильной цене и в надлежащем (правильном)
количестве.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕМУ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Продукт для потребителя – это нечто большее, чем сочетание материальных компонентов и услуг. Это – набор выгод, материальных и нематериальных ценностей. Следовательно, планирование продукта должно осуществляться с учетом того, каким его хотели бы видеть сами потребители. Создание правильного продукта (товара или услуги) – нелегкая задача, потому что нужды, требования и желания покупателей постоянно изменяются, силы конкуренции воздействуют на жизненный цикл продукта таким образом, что продукты, успешные на определенном этапе жизненного цикла, позже попадают в стадию упадка или умирают /11, с.347/. Таким образом, разработка туристского продукта – это сложный и многоступенчатый процесс, который включает маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем, предполагаемый потребительский спрос, оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта и многое другое.
Туристский продукт – это совокупность вещественных (предметы потребления) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для полного удовлетворения потребностей туристов, возникших во время их путешествия /19, с.32/.
Турпродукт состоит из трех элементов:
Турпродукт имеет четыре
1) неосязаемость туристских услуг – означает, что они не приобретают овеществленной формы. Их невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения. В отличие от покупки товаров обслуживание не приводит к владению чем-либо /1, с.320/.
2) неразрывность производства и потребления услуги – главная особенность, делающая услуги действительно услугами и отличающая их от товаров. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы /1, с.322/.
3) изменчивость – важная отличительная черта туристских услуг. Качество туристской услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет. В одной гостинице сервис организован по высшему разряду, в другой – обслуживание поставлено хуже. Даже один и тот же служащий в течение дня оказывает услуги по-разному /1, с.324/.
В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова – это экономическое благо, предназначенное для обмена. Так Ф. Котлер, профессор маркетинга Северо-Западного университета США, активный член Американской ассоциации маркетинга, дает следующее определение: «Продукт – все, что может удовлетворить желание или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления» /15, с.230/.
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Туристский продукт как товар характеризуете потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т.е. по возможности он должен иметь массового потребителя /13, с.105 /.
Специалистами выделено несколько основных потребительских свойств турпродукта:
Особое значение туристские организации должны уделять изучению воздействия на структуру туристского спроса помимо общеэкономических и социодемографических факторов, факторов культурного порядка и психологии нового потребления, поскольку во многом именно они объясняют особенности мотивации (побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т.д.) и поведения современного потребителя туристских услуг.
Современный
потребитель – более
2.2 Особенности национального турпродукта
Рынок внутреннего туризма стабилизируется, а проблемы его развития постепенно находят решение. Таково оптимистичное мнение экспертов, которое подтверждает заметное оживление экскурсионных потоков. Однако определенные особенности отечественного турпродукта явно не способствуют формированию положительного имиджа нашей страны как внутри, так и за ее пределами.
Согласно статистике российских турфирм, в последние годы интерес к внутреннему экскурсионному туризму ощутимо вырос. Было отмечено, что ежегодно число клиентов, выбирающих познавательные туры по нашей стране, увеличивается на 20-30%. Около 90% туристов путешествуют по России с познавательной целью, остальные воспринимают экскурсии как отдых, смену обстановки, возможность выехать из мегаполиса. Заметную, хотя и не очень большую, категорию потребителей экскурсионных программ составляют иностранные туристы.
Не лучше обстоят дела и в регионах. Например, пик интереса к достопримечательностям Сибири у иностранцев пришелся на времена падения «железного занавеса». После этого наступило затишье. Иностранцам некомфортно в России из-за отсутствия режима государственного благоприятствования. В Новосибирске до сих пор регистрируют интуристов, выезжающих в активные и спортивные туры только в нескольких гостиницах, хотя люди не хотят ни минуты задерживаться в городах.