Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:29, курсовая работа
ктуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование и реализация турпродукта в Амурской области для развития внутреннего и въездного туризма.
      В связи с этим были поставлены следующие задачи:
      1. Рассмотреть в целом состояние  туризма в России, обозначить роль и место туризма в экономике и социальной политике страны. Обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны.
      2. Рассмотреть теоретические аспекты создания турпродукта. 
      3. Провести анализ современного  состояния туристской сферы Амурской области.
      4. Разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.
Введение
1 Организационные  формы туризма и основные категории                               8
 1.1 Определения  и специфика экономической и  социальной 
     природы туризма                                                                                            8 
 1.2 Состояние  туризма в России                                                                       10
 1.3 Проблемы  российского туризма
       и пути их решения                                                                                        13
 1.4 Направления  развития туризма в России  на перспективу                       16
2 Особенности  туристского продукта и современные
   требования к нему потребителей                                                                      19
  2.1 Отличительные черты
        туристского продукта                                                                                  19
  2.2 Особенности национального турпродукта                                                22
  2.3 Проектирование тура                                                                                   24
3 Планирование  и разработка туристского 
   продукта                                                                                                              26
  3.1 Анализ современного состояния туристской сферы
        Амурской области                                                                                        26
  3.2 Перспективы развития туризма  в Амурской области                              29
  3.3 Разработка детского туристско-экскурсионного
        маршрута «Путешествие в сказку»                                                            32
  3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое  обоснование 
        турпродукта                                                                                                 35
Заключение                                                                                                            43
Библиографический список                                                                                 46
Приложение  А. Распределение оборота туристского  продукта
                           и численности туристов по  видам 
                           туризма в 2004 году                                                                    48 
Приложение Б. Калькуляция тура «Путешествие в
                           сказку»                                                                                         49 
Приложение  В. График безубыточности                                                            50
Приложение  Г. Краткое описание маршрута                                                     51
Приложение  Д. Вид туристско-экскурсионного маршрута                              5
СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение
1 Организационные 
формы туризма и основные категории                     
1.1 Определения и специфика экономической и социальной
     природы 
туризма                       
 1.2 Состояние 
туризма в России              
1.3 Проблемы российского туризма
       
и пути их решения             
 1.4 Направления 
развития туризма в России 
на перспективу                
2 Особенности 
туристского продукта и 
   
требования к нему 
2.1 Отличительные черты
        
туристского продукта          
  2.2 
Особенности национального 
  2.3 
Проектирование тура                                         
3 Планирование и разработка туристского
   
продукта                      
3.1 Анализ современного состояния туристской сферы
        
Амурской области              
  3.2 
Перспективы развития туризма 
в Амурской области            
3.3 Разработка детского туристско-экскурсионного
        
маршрута «Путешествие в 
3.4 Расчет стоимости тура. Экономическое обоснование
        
турпродукта                   
Заключение                    
Библиографический 
список                        
Приложение 
А. Распределение оборота 
и численности туристов по видам
                           
туризма в 2004 году                          
Приложение Б. Калькуляция тура «Путешествие в
                           
сказку»                       
Приложение 
В. График безубыточности                
Приложение 
Г. Краткое описание маршрута                      
Приложение 
Д. Вид туристско-экскурсионного маршрута                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 
 
 
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Туризм как межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта, и в ближайшие годы станет наиболее важным ее фактором.
Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. В настоящее время каждый 15-й работник в мире занят в сфере гостиничного и туристского бизнеса. На долю туризма приходится около 7% мирового капитала, 5% всех мировых налоговых преступлений, 11% мировых потребительских расходов. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн. и, по прогнозам Всемирной туристской организации, их число к 2010 г. превысит миллиарда. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма. Туризм является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны, а также на политическую, социальную стабильность, культурную среду, экологию.
Туристский рынок не существует независимо от государства и общества. Главная задача государства в нынешних условиях – выработка стратегии туристской деятельности, ее правовое регулирование, оказание содействия предприятиям туристского комплекса в развитии производства, заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития как международного, так и национального туризма, создание благоприятного для туризма имиджа страны.
В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря им контакты между людьми из разных стран становятся повседневной реальностью. Особенно интенсивно начали осваивать мир люди из закрытых прежде обществ. Можно с уверенностью утверждать, что международный туризм трансформирует эти общества.
Туризм становится индустрией досуга, и крупнейшие предприниматели делают ставку на получение доходов от развития массовых форм туризма, основанного на внедрении достижений технического прогресса на транспорте, в средствах размещения, связи, организации питания, сфере рекреации и других видах обслуживания. Туризм превращается в массовую и преобладающую форму путешествий.
     Туристский 
бизнес привлекателен для 
Поэтому неслучайно, интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию. Влияние туризма на Россию пока незначительно: оно адекватно вкладу государства в развитие данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, неразвитой туристской инфраструктурой, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест и дефицитом квалифицированных кадров. Устойчивый миф о России, как о зоне повышенного риска привел к тому, что в настоящее время на нашу страну приходится менее 1% мирового туристского потока.
В Амурской области наблюдается та же ситуация, что и по России в целом. Геополитическое положение области определяет ее ориентацию на страны АТР, которые уверенно увеличивают свою долю в туристской системе мира по числу прибытий и уровню доходов от туризма. Страны АТР в настоящее время являются разработчиками наиболее современных и конкурентоспособных туристских проектов. Поэтому актуальность выбранной темы работы обусловлена необходимостью достижения основной цели: формирование и реализация турпродукта в Амурской области для развития внутреннего и въездного туризма.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть в целом состояние туризма в России, обозначить роль и место туризма в экономике и социальной политике страны. Обозначить существующие проблемы в туристской сфере страны.
2. Рассмотреть теоретические аспекты создания турпродукта.
      3. 
Провести анализ современного 
состояния туристской сферы 
4. Разработать детский туристско-экскурсионный турпродукт и экономически его обосновать.
Методической и теоретической основой данной курсовой работы являются работы российских и зарубежных авторов по теории туризма, таких как А.Ю. Александрова, М.Б. Биржаков, В.Г. Гуляев, А.Б Здоров, Е.Н. Ильина, Г.А. Карпова, В.А. Квартальнов, В.С. Сенин, А.Д. Чудновский, а также зарубежные учёные А. Булла, Ф. Веллас, Д. Никсон, Дж. Эванс, Ф. Котлер. Дополнительно при написании данной работы использовались материалы из периодических изданий, таких как «Туризм: практика, проблемы, перспективы», «Турбизнес», а также статистические сборники Амурской области.
Цель исследования и поставленные задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, 3-х глав, заключения и библиографии, приложений.
природы туризма
Туризм, туристская деятельность, туристская отрасль обладают множеством особенностей. Туризм выполняет одновременно экономические, социальные, политические, гуманитарные и другие функции. По принятой национальной классификации туризм подразделяется на виды: внутренний, выездной, въездной, социальный и самодеятельный; внутри каждого вида он подразделяется на подвиды: познавательный, профессионально-деловой, оздоровительный, спортивный, паломнический, экстремальный, экологический, гастрономический, шоп-туризм и т.д. Он также классифицируется по социальному составу, используемым транспортным средствам, по числу участников в группе, по маршруту и т.д. Классификация туризма свидетельствует о многообразии и специфике каждого его вида.
Туризм характеризуется как временные выезды граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях на срок не более 6 месяцев (по российскому законодательству), без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Международный туризм – охватывает поездки путешествующих лиц с туристскими целями за пределы страны постоянного жительства /1, с.15/.
Внутренний туризм – представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного жительства с туристскими целями. Внутренний туризм выступает своего рода катализатором международного туризма. Он способствует освоению новых рекреационных ресурсов и районов, созданию базовой туристской инфраструктуры, подготовке специалистов и тем самым оказывает содействие интеграционным процессам и формированию единого мирового туристского пространства /1, с.18/.
Национальный туризм – включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией национального производства.
Туризм в пределах страны – охватывает внутренний и въездной туризм и соответствует совокупному внутреннему туристскому потреблению, т.е. суммарным расходам внутренних и иностранных туристов /1, с.20/.
Различают две категории посетителей: туристы (кочующие посетители) и однодневные посетители. Не относятся к посетителям и не учитываются в статистике туризма иностранные рабочие, кочевники, бродяги, беженцы, военнослужащие иностранных армий, работники консульской и дипломатической служб /6, с.224/.
Турист – это гражданин, посещающий страну временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки /2, с.427/.
Туристская деятельность – это деятельность туроператора и турагента по организации туристского путешествия. Туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет туристские услуги (размещение, питание, транспортные, экскурсионные и другие). Реализацией туристских услуг, сформированных туроператором по установленным международным правилам, занимается турагент, т.е права и обязанности их строго регламентированы. Российское законодательство таких прав и обязанностей для туроператора и турагента строго не разграничивает. И тот, и другой субъекты предпринимательской деятельности имеют право по действующему законодательству заниматься реализацией туристского продукта.
Туристский продукт – это право на тур, предназначенное для реализации туристу /2, с.428/. В общем случае, туристский продукт – это комплекс туристских услуг, работ и товаров, состоящий как минимум из двух или более единичных или множественных туристских услуг, работ, товаров и средств обеспечения, иных туристских ресурсов, достаточных для удовлетворения потребностей туриста в процессе и в целях туризма.