Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:49, дипломная работа
Цель исследования: проанализировать развитие туризма в Калининградской области и изучить пути повышения привлекательности региона и увеличение доходов от туристской индустрии.
Задачи:
Раскрыть сущность индустрии туризма в современных условиях;
Определить значение и сущность социальных процессов;
Рассмотреть влияние социальных процессов на развитие туризма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ….…………….5
1.1 Социальные процессы. Понятие и сущность ……………………..………..5
1.2 Значение и понятие туризма (внутреннего, въездного, выездного)……..8
1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития….………..12
1.4 Влияние социальных процессов на развитие рынка…………….………..18
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг……………..…………24
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………………….31
2.1 Познавательный туризм……………………..…………………..…………31
2.2 Лечебно – оздоровительный туризм………………………..…………..….33
2.3 Этнический туризм………………………….………………………..……..34
2.4 Деловой туризм……………………………………………..……………....34
2.5 Другие виды туризма Калининградской области…………………………35
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) ТУРИЗМА…………41
3.1 Исследование калининградского рынка предложений…………………...41
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей…………..……….47
3.3Тенденции развития регионального туризма в калининградской области.55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..….………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..……
Туризм делиться на различные виды и формы. Мы выявим наиболее предпочтительные и будем отталкиваться от полученных данных в своей работе.
Можно выделить следующие виды туризма:
внутренний;
выездной;
вьездной.
по срокам продолжительности (кратковременный и продолжительный).
Средний срок поездки от 7 до 14 дней. 10 дней – это оптимальный срок для отдыха, но срок поездки зависит от ее цели.
По интенсивности
В Калининграде туризм носит сезонный характер.
Летний (60% продаж);
зимний (14 – 22 %);
межсезонье (23 – 25%);
мертвый (4%).
По цели путешествия
курортно-лечебный;
спортивный;
развлекательный;
познавательный;
деловой;
экологический;
образовательный.
Турфирмой «Анюта» проводилось исследование спроса калининградских потребителей.
В исследовании приняло участие 150 человек.
В результате исследований выявили, что наибольшее число предпочитают следующие виды туризма: выездной, кратковременный, приходящийся на летний или зимний сезон, с целью развлечения.
Факторы, влияющие на потребителей туристских услуг
Внешние | личностные | |
факторы маркетинга | 1. Экономические | 1. Возраст |
2.Политические | 2.Род деятельности | |
3.Культурные | 3.Образование | |
4.Социальные | 4.Экономическое положение | |
| 5. Образ жизни | |
6. Тип личности | ||
|
Основные страны, поставщики в Россию организованных
Страна | Число прибытий (тыс. человек) |
Украина | 2358,8 |
Польша | 977,8 |
Финляндия | 311,9 |
Китай | 135,5 |
Германия | 105,5 |
Литва | 63,3 |
США | 61,2 |
Франция | 54,5 |
Латвия | 48,1 |
Эстония | 39,8 |
Монголия | 38,3 |
Великобритания | 27,9 |
Таджикистан | 24,3 |
Италия | 23,3 |
Япония | 18,8 |
Швеция | 16,7 |
Израиль | 14,0 |
Нидерланды | 11,6 |
Южная Корея | 11,4 |
Турция | 11,2 |
Для сохранения и воспроизводства туристских ресурсов в рамках рекреационной системы вся территория России распределена на туристские и экономические районы.
Распределение туристского потенциала России по экономическим районам
Экономические районы | Емкость рекреационно-познавательных ресурсов | Емкость природно-рекреационных ресурсов | Вместимость существующей материальной базы туризма | |||
Млн.чел./дн в год | % | Млн.чел./дн. в год | % | Тыс. мест | % | |
1. Северный | 8,1 | 3,1 | 27,3 | 8,0 | 49,6 | 4,0 |
2.Северо-Западный | 42,1 | 15,9 | 15,6 | 4,6 | 92,6 | 7,8 |
3. Прибалтийский | 1,8 | 0,7 | 2,6 | 0,8 | 14,6 | 1,2 |
4. Центральный | 102,0 | 38,5 | 38,0 | 11,3 | 291,9 | 24,4 |
5. Волго-Вятский | 13,6 | 5,1 | 13,7 | 4,0 | 54,0 | 4,5 |
6. Центрально-Черноморский | 13,8 | 5,2 | 2,5 | 0,7 | 36,6 | 3,1 |
7. Поволжский | 14,4 | 5,4 | 23,5 | 7,0 | 100,9 | 8,4 |
8. Северо-Кавказский | 36,5 | 13,8 | 55,2 | 16,4 | 211,7 | 17,7 |
9. Уральский | 10,3 | 3,9 | 30,2 | 9,0 | 123,4 | 10,3 |
10. Западно-Сибирский | 9,7 | 3,6 | 24,4 | 7,2 | 91,9 | 7,7 |
11. Восточно-Сибирский | 8,6 | 3,2 | 47,9 | 14,2 | 64,2 | 5,4 |
12. Дальневосточный | 4,4 | 1,7 | 55,6 | 16,5 | 66,2 | 5,5 |
Итого | 205,3 | 100,0 | 336,5 | 100,0 | 1198 | 100 |
С точки зрения материальной базы и, в частности, обеспеченности средствами размещения все эти регионы можно разделить на три категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития туристской инфраструктуры по сравнению с общим уровнем ее развития в Российской Федерации.
Таким образом, туристские ресурсы рассматриваются как один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристского продукта.
Анализируя данные таблицы 11, туристский потенциал России формируется из двух составляющих: рекреационно-познавательных и природно-рекреационных ресурсов и выражается в млн. чел. дней пребывания туристов в данном регионе в год.
Наибольшее количество прибытий наблюдалось из Восточной и Центральной Азии, Восточной Европы и стран Балтии. Особо выделим тот факт, что на фоне общего сокращения поездок в нашу страну поток из Восточноевропейского региона, наоборот, увеличился. В частности, в 2 раза возросло количество турпоездок (правда, преимущественно за счет польских туристов).
Отмечен прирост деловых и частных визитов из Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии.
Из Северной Европы, занимающей четвертое место по числу прибытий иностранных граждан в РФ и выделявшейся, особенно в прежние времена, массовыми "наездами" туристов в нашу "северную столицу", число посещений сократилось почти в 1,5 раза. Например, из Финляндии количество поездок организованных туристов в Россию уменьшилось в два с лишним раза, но по-прежнему популярны поездки с деловыми и частными целями, число которых по сравнению с другими видами поездок возросло на 12% и 42,6% соответственно. На долю таких стран Северной Европы, как Швеция, Норвегия и Дания, хотя и приходится 17,4 % всех посещений России гражданами этого региона, число прибытий по всем видам поездок в 2003 г. сократилось.
В 2003 году количество западноевропейских граждан, посетивших Россию, уменьшилось в 1,7 раза по сравнению с 1993 г. Поездки с туристскими частными целями сократились из всех государств региона. Что касается деловых визитов, то здесь были некоторые исключения. В частности, британские бизнесмены стали активнее посещать нашу страну, их число по сравнению с 1993 г. увеличилось на 24%. Деловые люди из Австрии также повысили свой интерес к России.
Среди государств Юго-Западной Азии выделяется Турция. Именно на нее приходится более половины всех визитов из этого региона. На фоне общего небольшого прироста посещений России представителями Юго-Западной Азии число посещений из Турции увеличилось в 1,7 раза.
Число визитов граждан обоих американских континентов в прошлом году сократилось по всем категориям поездок более чем в два раза, в частности из США уменьшилось в два с половиной раза.
Из Южно-европейского региона (большая часть представителей которого была из Италии) отмечался довольно высокий спад поездок по линии турфирм (в четыре с половиной раза).
Что же касается других регионов мира, то их общая доля во въездном потоке в Российскую Федерацию составила в 2003 г. всего 1,5%.
В соответствии с картой туристских ресурсов производится подробная паспортизация районов перспективного развития туризма. Цель – определение предельно допустимой туристской нагрузки на данную территорию с учетом ее полного воспроизводства и экономической защиты. На основании полученных данных готовятся предложения по временному ограничению, запрещению и использованию туристских ресурсов данного региона без ограничений.
Такие рекомендации или законодательные акты федеральных или местных органов власти закладываются в основу при планировании туристской деятельности и разработке туристских маршрутов.
В ряде регионов России для воспроизводства данных ресурсов введен местный налог. Ограничение или завершение по использованию туристско-рекреационных ресурсов действуют для уникальных природных заповедников, заказников, природно-ландшафтных комплексов. Аналогичная практика существует во всех развитых странах, в том числе, где туризм является основной статье национального дохода.
Выездной же поток туристов из России, наоборот, за последние годы заметно вырос. Граждане нашей страны долгое время не имевшие совсем или имевшие крайне ограниченные возможности поехать за рубеж, в начале 1990-х годов пользовались любым удобным случаем для заграничных путешествий, позже стали уже формироваться определенные потоки. Традиционным стал отдых в Средиземноморских странах.
Сейчас выездной потенциал России оценивается в 15 - 17 млн. человек. Правда, на фоне роста внешних туристов, число внутренних не увеличивается, а согласно разработкам ВТО для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция:
1 въездной - 1 выездной - 4 "внутренних", а в России сейчас на 10 выезжающих 1 "внутренний". По каналам туризма из нашей страны вывозится около 20 млрд. долларов, поступления от иностранного туризма около 2 млрд., а от внутреннего в два раза меньше.
Многие субъекты РФ, понимая экономическую важность развития туризма, проводят некоторые мероприятия на улучшение туристской инфраструктуры и привлечению туристов, но необходима государственная поддержка, выраженная в создании новой программы развития туризма в России.
Туризм, являющийся стабильно развивающейся отраслью, приобретает все возрастающее значение для экономики и имиджа Калининградской области.
Информация о работе Развитие туризма в Калининградской области