Развитие туризма в Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать развитие туризма в Калининградской области и изучить пути повышения привлекательности региона и увеличение доходов от туристской индустрии.
Задачи:
Раскрыть сущность индустрии туризма в современных условиях;
Определить значение и сущность социальных процессов;
Рассмотреть влияние социальных процессов на развитие туризма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ….…………….5
1.1 Социальные процессы. Понятие и сущность ……………………..………..5
1.2 Значение и понятие туризма (внутреннего, въездного, выездного)……..8
1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития….………..12
1.4 Влияние социальных процессов на развитие рынка…………….………..18
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг……………..…………24
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………………….31
2.1 Познавательный туризм……………………..…………………..…………31
2.2 Лечебно – оздоровительный туризм………………………..…………..….33
2.3 Этнический туризм………………………….………………………..……..34
2.4 Деловой туризм……………………………………………..……………....34
2.5 Другие виды туризма Калининградской области…………………………35
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) ТУРИЗМА…………41
3.1 Исследование калининградского рынка предложений…………………...41
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей…………..……….47
3.3Тенденции развития регионального туризма в калининградской области.55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..….………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Туризм в Калининградской области.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

Туризм подразделяется на три основных типа:

      въездной;

      выездной;

      внутренний.

Под въездным туризмом понимается такой тип туризма, при котором туристы–нерезиденты страны посещают с туристской целью новую для них страну.

Выездной туризм — заграничные туристские путешествия туристов–резидентов страны.

Внутренний туризм — это перемещение туристов–резидентов внутри собственной страны в целях удовлетворения туристского спроса.

Целесообразность активного развития въездного туризма обусловлена необходимостью увеличения поступлений валютных средств в страну за предоставленные туристские и сопутствующие услуги, что позволит сбалансировать потоки денежных средств, расходуемых русскими гражданами на покупку туристских услуг за рубежом (через посредничество отечественных туристских фирм или самими гражданами). Такая положительная тенденция автоматически найдет свое выражение в улучшении сальдо баланса услуг. Кроме того, определение приоритета туристского бизнеса и его государственная поддержка в нашей стране (выраженная, например, в налоговых льготах) могут содействовать увеличению притока иностранных инвестиций, в том числе прямых, как в создании совместных предприятий в сфере туризма, так и в развитие туристской инфраструктуры (гостиничный и ресторанный бизнес). Что не маловажно для нашей страны. Стоит так же отметить, что средства, вкладываемые в туристскую инфраструктуру, имеют самый быстрый период окупаемости.

Особенность туризма (въездного, выездного, внутреннего) заключается в том, что он влияет на экономику через спрос и потребление туристов. Если говорить о специфике туристского потребления, то она состоит в том, что не товар доставляется потребителю, а потребитель-турист прибывает к месту производства и потребления товаров и услуг. Именно через потребление туризм стимулирует хозяйственную деятельность страны или отдельного региона. Следовательно, увеличиваются доходы гостиниц, предприятий питания, транспортных предприятий, спортивных объектов, учреждений культуры, стимулируется развитие сервиса предприятий бытового обслуживания, связи, автосервиса. Повышается спрос на сувениры и изделия местных ремесел, что служит целям рекламы данного региона. Конечно, возрастает товарооборот предприятий торговли как специального, так и общего назначения.

Сегодня большое значение имеет и тот факт, что туризм обеспечивает немалые поступления в государственные и местные бюджеты через налоги от туристских предприятий, а также курортные и таможенные сборы.

Рассматривая социальное значение туризма. Научно-технический прогресс коренным образом изменил жизнь современного общества. Характерными ее особенностями являются повышение интенсификации труда, автоматизация и компьютеризация производства, увеличение стрессовых ситуаций на работе и в быту, анонимность городской жизни и изоляция от природы. Все это способствует накоплению в человеке усталости физического и психологического характера, что ведет к снижению жизненной и трудовой активности.

Туризм (въездной, выездной, внутренний) как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Он предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. Кроме того, развитая туристская индустрия позволяет решить задачу занятости местного населения, так как туризм является одной из самых трудоемких отраслей с большим количеством работников, занятых обслуживанием туристов. Как показывает практика, прием и обслуживание одного туриста обеспечивает рабочие места 5-7 человека, что в значительной степени способствует смягчению такого явления, как безработица.

 

1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития

 

B 2005г. туризм доказал свою устойчивость. Согласно данным, поступившим во Всемирную туристскую организацию (ВТО), общее число международных туристских прибытий составилo почти 715 млн, это на 22 млн больше, чем в 2004 г., и почти на 19 млн превы­шает показатель 2003 г., который, по мнению многих экспертов, был рекордным. Этот показатель с каждым годом продолжает расти [45].

Таким образом, предварительные итоги за 2005 г. указывают на следующие изменения в мировом туризме: Европа прочно удержива­ет первое место, a на вторую строчку рейтинга вышел Азиатско-Тихо­океанский регион, доля которого на мировом рынке туризма подня­лась c 15,5% в середине 90-х годов и до 18,3% в 2005 г. При этом Азиатско-Тихоокеанский регион потеснил американский рынок - доля последнего за этот период сократилась c 19,7% до 16,8%. Рост объемов туристских прибытий на Ближний Восток и африканский кон­тинент оказался ниже среднемирового уровня, но при этом оба регио­на закончили 2005 г. c положительной динамикой.

На долю стран Европы в 2005г. пришлось 57,7% мирового турист­ского потока. Лидирующие позиции занимает регион Южного Среди­земноморья (Испания, Италия и Греция), доля которого составляет более 20% мирового рынка. Западная Eвропа отстает всего лишь на 0,5%. Германия сумела сохранить свои позиции по сравнению c 2004 г., Бенилюкс и Австрия зарегистрировали небольшой рост, a объемы въез­да в Великобританию выросли более чем на 3%. Однако темпы роста в Западной Европе ниже общих показателей. Рост международных туристских прибытий в Центральной и Восточной Европе составил в среднем 3,9%, исключениями стали Польша и Чешская Республика, где въезд снизился более чем на 5%. Более 130 млн. международных туристских прибытий было зарегистрировано в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который многие экс­перты считают туристским направлением будущего. Лидером здесь среди суорегионов стала Северо-Восточная Азия, где рост прибытий составил почти 12%; за ней следуют Юго-Восточная Азия (рост около 4%) и Южная Азия (рост на 2%).  

Таким образом, сбылись предсказа­ния специалистов ВТО, согласно которым Китай, включая присоеди­нившиеся к нему Сянган и Аомынь, становится одним из наиболее значимых и привлекательных туристскик центров в мире. Среди других государств региона следует отметить Мальдивы, Шри-Ланку и Иран, сокранившие прежние темпы прироста туристского потока, а также Индию, число гостей которой снизилось на 6,6%.

Американский регион явился единственным, который завершил год с отрицательным результатом. При этом следует отметить, что сни­жение по сравнению с драматическим 2004 г. несколько замедлилось и составило 0,6%. Вместе с тем Северная Америка (США, Канада, Мексика) улучшили свои показатели. Это объясняется положитель­ными результатами развития туризма в Канаде - рост на 0,4% по срав­нению с 2004 г. На Северную Америку продолжает приходиться вну­шительный объем туристских прибытий, но по сравнению с 2001 г. эта цифра сократилась с 14,6 до 12%. Карибские острова второй год под­ряд переживают спад туристского потока, который снизился в 2005 г. на 3%                     (в 2004 г. уменьшение составило 1,9%). Это, вероятно, явилось следствием проблем, которыe переживали авиакомпании США. Еще более заметный спад (на уровне 7%) произошел на южноамерикан­ском рынке. Единственным американским субрегионом, где зарегист­рирован рост (на 10%), стала Центральная Америка. Но это относи­тельно небольшие объемы по сравнению с другими субрегионами.

Различную динамику туристских прибытий продемонстрирова­ли в 2005 г. страны Африки. Североафриканские государства потеря­ли около 4% своих туристов, а подавляющее большинство остальных государств закончили год с заметным приростом, составившим 8,5%.

Но самый удивительный результат продемонстрировали государ­ства Ближнего Востока. Если в 2004 г. в этом регионе был зафиксиро­ван 4%-ный спад гостевых прибытий, то в 2005 г. этот показатель под­нялся почти до 11%.

Эксперты подчеркивают, что так называемый синдром 11 сентяб­ря все еще оказывает влияние на мировой туристский рынок, хотя его влияние иногда преувеличивается. Фактор террористической угрозы, похоже, уже прочно занял свое место в современном мире, но в 2005 г., как, во всяком случае, считают специалисты ВТО, его влияние на туризм было локальным и ограниченным во времени. Наибольший ущерб индуст­рии туризма, по-видимому, принес теракт на тунисском курорте Джерба, отразившийся на динамике туристских прибытий всей Северной Афри­ки, поскольку он был совершен в преддверии высокого сезона. Взрывы в Момбасе, произошедшие поздней осенью, оказали на туристскую индустрию Африки гораздо меньшее влияние. Не вызвали серьезного кризиса в туризме и теракты в Индонезии, хотя трагедия на Бали обернулась для страны падением туристского потока на 2,2%. Это свидетельствует о том, что экономическая ситуация в мире оказывает на международ­ный туризм гораздо большее влияние, чем террористическая угроза.

Свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% со­вершаемых в мире поездок приходится на промышленно развитые стра­ны.

В 2005 г. увеличилась на 3,2% средняя продолжительность путе­шествий и составила 9,4 ночи (10,4 дня). На 10,6% вырос уровень рас­ходов при путешествиях по Европе, что связано с инфляционными процессами и переходом ряда стран на евро, который повлек за собой повышение цен на туристские услуги. По целям поездок лидируют пляжные туры, связанные с пребыванием у воды (круизы, озерный туризм), лечебные туры и событийный туризм.

Долгосрочные перспективы развития туризма представляются специалистам оптимистическими. Согласно прогнозу Всемирной туристской организации к 2010 г. в мире ежегодно будут путешество­вать около 1 млрд человек, к 2020 г. - до 1,5 млрд человек, а доходы от туризма могут составить примерно 2 трлн дол. США. Результаты прог­нозного исследования по 10 странам - лидерам выездного и въездно­го туризма в 2020 г. представлены в (табл.1 и 2).

                                                                                                               Таблица 1

Страны - лидеры выездного туризма в 2020 г. [59]

 

Страна  - поставщик туристов

Прогнозируемое кол-во международных поездок, млн.

Прогнозируемая доля рынка, %

 Германия 

163,5

10,2

 Япония

141,5

8,8

США 

123,5

7,7

 Китай 

100,0

6,2

 Великобритания 

96,1

6,0

Франция

37,6

2,3

                                                                                      Продолжение таблицы 1

Нидерланды

35,4

2,2

 Канада 

31,3

2,0

 Россия

30,5

1,9

 Италия 

29,7

1,9

 Всего

789,1

 

 

                                                                                                               Таблица 2

 

Страны - лидеры въездного туризма в 2020 г [59]

 

Страна 

Прогнозируемое кол-во прибытий, млн.

Прогнозируемая доля рынка, %

Китай

137,1

8,6

США

102,4

6,4

Франция

93,3

5,8

Испания

71,0

4,4

Сянган

58,3

3,7

Италия

52,9

3,3

Великобритания

52,8

3,3

Мексика

48,9

3,1

Россия

47,1

2,9

Чехия

44,0

2,7

 Всего

707,8

 

Информация о работе Развитие туризма в Калининградской области