Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:49, дипломная работа
Цель исследования: проанализировать развитие туризма в Калининградской области и изучить пути повышения привлекательности региона и увеличение доходов от туристской индустрии.
Задачи:
Раскрыть сущность индустрии туризма в современных условиях;
Определить значение и сущность социальных процессов;
Рассмотреть влияние социальных процессов на развитие туризма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ….…………….5
1.1 Социальные процессы. Понятие и сущность ……………………..………..5
1.2 Значение и понятие туризма (внутреннего, въездного, выездного)……..8
1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития….………..12
1.4 Влияние социальных процессов на развитие рынка…………….………..18
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг……………..…………24
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………………….31
2.1 Познавательный туризм……………………..…………………..…………31
2.2 Лечебно – оздоровительный туризм………………………..…………..….33
2.3 Этнический туризм………………………….………………………..……..34
2.4 Деловой туризм……………………………………………..……………....34
2.5 Другие виды туризма Калининградской области…………………………35
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) ТУРИЗМА…………41
3.1 Исследование калининградского рынка предложений…………………...41
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей…………..……….47
3.3Тенденции развития регионального туризма в калининградской области.55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..….………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..……
повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации индустрии туризма;
рационального использования имеющихся материальных ресурсов;
применения современных технологий обслуживания туристов.
Развитие туризма в большей степени зависит от информированности людей о возможных местах отдыха и путешествий. Развитие средств массовой информации позволило туристским организациям пропагандировать как туризм в целом, так и отдельные туристские продукты и услуги.
В ближайшее десятилетие туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в ряде регионов мира.
Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями; продолжится дальнейший процесс концентрации капиталов, создания крупных интернациональных компаний и корпораций; сохранится тенденция интеграционнык процессов в индустрии туризма [60].
В настоящее время по привлекательности предлагаемого туристского продукта Россия становится одной из лидирующих стран, разумеется, при условии нормализации цен, развития инфраструктуры и грамотной маркетинговой политики на всех уровнях управления индустрии туризма.
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг
Формирование у организации конкурентных преимуществ невозможно без знания особенностей рынка, на котором она работает.
Туристский рынок - это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках.
Туристская услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению. Однако туристские услуги наряду со специфическими характеристиками услуг имеют и отличительные особенности:
выделение достаточно четко выраженных туристских зон (например, «солнце - море» - Кипр, Болгария, Турция; «отдых-лечение» - Карловы Вары, Ессентуки; «спорт» - Чехия, Югославия);
создание туристского пакета усилиями многих организаций, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристского обслуживания выработают и будут придерживаться общих целей;
преодоление покупателем расстояния, отделяющего его от туристской услуги и места ее потребления;
зависимость туристской услуги от таких переменных, как время и пространство. Большое значение имеет фактор сезонности (маркетинговые мероприятия туристской организации будут отличаться в пик сезона и межсезонье). В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги;
значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние факторы, имеющие форсмажорный характер, т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события.
Эти специфические особенности, присущие туристским услугам, отражаются и на деятельности организаций индустрии туризма.
При выявлении особенностей туристского рынка важное место должно отводиться не только категории «туристское предложение» и рассмотрению понятия «туристская услуга», но и понятию «туристский спрос», в концепции которого приоритетное место отводиться потребителю, чьи нужды и желания туристские организации предлагают удовлетворить.
Сложности функционирования организаций индустрии туризма заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субьективна и зависит от различных факторов: общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических, личностно-поведенческих.
3начительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, высокий уровень образованности, высокая требовательность к комфорту и качеству услуг, индивидуализм, экологизация мышления потребителя, мобильность, физическая и умственная активность на отдыхе, стремление получать калейдоскоп впечатлений.
Совокупность всех этих факторов и определяет возникновение и характер поведенческих особенностей потребителей туристских услуг, которые могут быть выражены такими показателями, как:
частотность туризма (количество туристских поездок, совершаемых в исследуемый период, на душу населения);
предпочтения в выборе дестинации;
наиболее предпочтительная форма организации тура, категория гостиницы;
представления туриста о цене гостиничной услуги, тура;
представления о торговой марке туристской организации;
коммуникативное поведение туриста;
роль внешних раздражителей в процессе принятия решения о месте проживания (выборе гостиницы), покупке тура.
Выбор туристской организацией наиболее эффективных средств по привлечению потребителя к туристскому продукту невозможен без четкой проработки самого процесса принятия решения о покупке туристского продукта потенциальным туристом.
Решение потребителя о покупке туристского продукта предполагает оценку и выбор единственного туристского продукта из альтернативного ряда, и выбор подходящего набора различных услуг, предлагаемых организациями индустрии туризма.
Процесс покупки конкретного туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем зависит от ряда факторов, и решает различные проблемы, однако имеет устойчивую структуру, включающую следующие стадии.
1. Осознание потребности в путешествии, формирование цели поездки.
2.Поиск информации.
Потребитель обращается к различным источникам: личным (семья, друзья, знакомые), средствам массовой информации. В результате сбора информации повышается его осведомленность об имеющихся на туристском рынке производителях и предоставляемых ими туристскик услугах. Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект альтернативных вариантов.
3. Предпокупочная оценка альтернатив.
Потребитель оценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный набор свойств (например, по средствам размещения для туриста может быть важно месторасположение, категория, стоимость, обслуживание, специализация, принадлежность к известной торговой марке и другие характеристики).
4. Покупка и потребление.
Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора, формируя намерение совершить покупку наиболее предпочтительного варианта, с учетом семейного дохода, цены тура и выгод от его приобретения. На принятие окончательного решения о покупке могут оказать влияние два фактора:
отношение других людей к выбранному направлению путешествия;
отношение к репутации туристской организации, реализующей турпродукт.
Потребление в индустрии туризма обычно откладывается на некоторый срок. Традиционно потребление мало интересовало продавца, ориентированного в первую очередь на покупку, однако в условиях растущей конкуренции происходит переориентация туристских организаций на удовлетворение и сохранение потребителей.
5.Послепокупочная оценка альтернатив, т.е. оценка степени удовлетворения от опыта потребления.
Потребитель получает или не получает удовлетворенность от приобретенного турпродукта, степень которой измеряется соотношением между ожиданиями и конкретно воспринимаемыми свойствами турпродукта. Ожидания формируются на основе информации, получаемой потребителем от персонала туристской организации, друзей и из других источников. Если характеристики турпродукта завышаются, у потребителя могут сложиться слишком высокие требования, которые, вероятнее всего, обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствами турпродукта, тем острее неудовлетворенность клиента. Степень удовлетворенности клиента отражается на росте его чувства доверия к конкретной туристской организации, на формировании круга постоянных клиентов и позитивно влияет на создание положительного имиджа туристкой организации.
В основе выбора туристом той или иной туристской услуги лежит мотивация, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии. Мотивация потребителя - это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и побуждающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для этой реакции. Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в индустрии туризма. Не существует такой услуги, которая может быть реализована на рынке, если она не произведена в соответствии с потребительским спросом. Адресность туристской услуги является залогом ее продажи. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристской услуги, это дает возможность производить и предлагать на рынок такую туристскую услугу, которая в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.
Выявление, знание и использование туристских мотивов должны стать важнейшей стратегией организации индустрии туризма, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание таких видов турпродукта, которые отражают требования определенных сегментов рынка. Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристских организаций с расчетом, что произведенная туристская услуга сможет обеспечивать туристский спрос. При этом важен двуединый и взаимодополняющий подход: с одной стороны, тщательное, всестороннее изучение и использование мотивов потребителя, ориентация на них, производства, адресность туристской услуги; с другой - активное воздействие на существующие мотивы, их формирование.
Крайне сложно удовлетворить потребности в туристской услуге и запросы всех без исключения потребителей, так как у каждого из них имеются определенные различия во вкусах, предпочтениях. Тем не менее, туристы (потребители) могут быть сгруппированы по некоторым признакам, что называется сегментацией. Люди в этих группах - сегментах рынка - примерно одинаково реагируют на деятельность турорганизации-продавца.
Точных правил сегментации не существует - каждая турорганизация в зависимости от производимых туристских услуг и иных обстоятельств вырабатывает собственную стратегию. Однако турорганизациям важно, выделяя сегменты рынка, выявлять среди потребителей те группы клиентов, которые существенно различаются по своим потребностям и установкам в отношении услуг индустрии туризма и, следовательно, имеют различные модели поведения в процессе приобретения туристской услуги.
При сегментации потребителей туристского рынка целесообразно учитывать ряд особенностей, присущих индустрии туризма:
• в роли непосредственного потребителя услуги покупателя (заказчика) нередко выступают разные лица (например, бронирование номеров для своих сотрудников компанией);
• решение о приобретении туристских услуг может меняться в зависимости от цели путешествия, наличия свободного времени, продолжительности и частоты отдыха;
• общий интерес групповых путешествий в ряде случаев отличается от потребностей и желаний каждого индивидуума (члена группы);
• мотивация туристов отличается в зависимости от времени, когда принимается решение о покупке и бронировании тура (например, мотивы путешествий различны у туристов, купивших туры заблаговременно, и у тех, кто приобрел «горящие путевки»).
Смысл сегментации рынка заключается в том, что туристская организация не распыляет свои усилия, а концентрирует их на наиболее перспективном для нее сегменте. Специалисты выделяют три основные группы критериев:
географические;
социодемографические;
психолого-поведенческие.
На их основаниях туристские организации проводят сегментирование потребителей.
В настоящее время в мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествий, список которых постоянно дополняется новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности людей.
Как правило, сегментирование туристского рынка осуществляется не по одному, а по нескольким критериям, что позволяет более точно учесть различные запросы и мотивы потребителей при создании новой туристской услуги.
Информация о работе Развитие туризма в Калининградской области