Развитие туризма в Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать развитие туризма в Калининградской области и изучить пути повышения привлекательности региона и увеличение доходов от туристской индустрии.
Задачи:
Раскрыть сущность индустрии туризма в современных условиях;
Определить значение и сущность социальных процессов;
Рассмотреть влияние социальных процессов на развитие туризма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ….…………….5
1.1 Социальные процессы. Понятие и сущность ……………………..………..5
1.2 Значение и понятие туризма (внутреннего, въездного, выездного)……..8
1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития….………..12
1.4 Влияние социальных процессов на развитие рынка…………….………..18
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг……………..…………24
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………………….31
2.1 Познавательный туризм……………………..…………………..…………31
2.2 Лечебно – оздоровительный туризм………………………..…………..….33
2.3 Этнический туризм………………………….………………………..……..34
2.4 Деловой туризм……………………………………………..……………....34
2.5 Другие виды туризма Калининградской области…………………………35
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) ТУРИЗМА…………41
3.1 Исследование калининградского рынка предложений…………………...41
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей…………..……….47
3.3Тенденции развития регионального туризма в калининградской области.55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..….………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Туризм в Калининградской области.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

 

Для 83% стран мира туризм в настоящее время является одним из пяти основных источников дохода, а для 38% стран туризм - это главный источник дохода.

Туризм занимает первое место в мире сре­ди всех остальных секторов экономики по количеству рабочих мест. Если в 1998 г. в сфере туризма было занято 115 млн. человек, то прог­нозируется, что к 2020 г. в мире будет создано 550 млн. рабочих мест.

В настоящее время туризм в различных странах развит очень не­равномерно. Преимущественно туристы выезжают из высокоразвитых стран, являющихся, по терминологии Всемирной туристской органи­зации, странами - поставщиками туристов. В эту группу входят госу­дарства, где процент населения, выезжающего в заграничные поездки, выше 10. Количество таких стран невелико (12-17), однако их список постоянно пополняется. До недавнего времени в их число, помимо высокоразвитых стран Западной и Северной Европы, Северной Аме­рики и Японии, входили государства Восточной Европы, района Пер­сидского залива. Сегодня их место активно занимают новые индуст­риальные страны, развивающиеся государства, достигшие высокой степени развития, - Республика Корея, Сингапур.

Странами - поставщиками туристов формируется основной по­ток туристов в развивающиеся государства. Выездной туризм в разви­вающихся странах представлен слабо.

Все специалисты в области туризма сходятся во мнении, что в основе развития туризма лежит экономический и социальный про­гресс. Более детальный анализ позволяет среди многочисленных, воз­действующих на развитие туризма факторов выделить главные:

      политические;

      экономические;

      социально-демографические;

      культур­но-познавательные;

      научно-технические.

1.4 Влияние социальных процессов на развитии рынка

 

Политические факторы.

Стабильная политическая обстановка в стране - необходимое условие функционирования туристского бизне­са. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важны меж­дународные отношения, сложившиеся с другими государствами; со­стояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или в отдельно взятом регионе.

Экономические факторы.

Рост доходов населения в экономиче­ски развитых странах позволяет населению этих стран тратить больше денег на путешествия (табл.3).

                                                                                                                              Таблица 3

 

Распределение туристского потока по материальному положению

 

Страна

Категория туристов,  %

туристы с невысоким уровнем доходов

туристы со средним уровнем доходов

туристы с высоким уровнем доходов

 Германия

 

12

45

43

Великобритания

 

12

 

51

 

37

Франция

36

32

 

32

Италия

 

31

 

59

 

10

Нидерланды

19

 

40

 

41

 

Анализ доходов туристов из ряда европейских стран позволил выявить, что в туристском потоке почти всех стран по материальному положению преобладают представители среднего клас­са (от 40% в Нидерландах до 59% в Италии), а также широко представ­лена категория лиц с высокими доходами (Нидерланды, Германия, Великобритания), предъявляющих спрос на высококомфортабельные условия размещения и обслуживания [9].

Для населения стран с высоким уровнем жизни характерны вы­сокие расходы на туризм. По расходам населения на туризм все страны мира условно можно разделить на три группы (табл.4).

                                                       Таблица  4

 

Среднегодовые расходы населения на туризм в расчете на одного жителя                (дол. США)

 

Государства, где расходы на туризм составляют в год на одного жителя

 

 более 500 дол. США

 150-500 дол. США             

 менее 200 дол. США

Кувейт

Великобритания

Корея

Австрия

Финляндия

Испания

Норвегия

Канада

Венгрия

Швейцария

Австралия

Украина

Сингапур

Италия

Аргентина

Бельгия

Люксембург

Россия

Дания

Франция

Румыния

Нидерланды

Япония

Таиланд

Израиль

Чехия

Турция

Ирландия

США

Китай

Германия

Польша

Индия

 

 

На развитие туризма значительное влияние оказывают внешне­экономическая деятельность государств, процессы интеграции и гло­бализации, происходящие во всех отраслях мировой экономики. Это способствует росту деловой активности населения планеты и появле­нию различных новых видов делового туризма. Однако такие явления в экономике, как ужесточение таможенных формальностей, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация), экономические забастов­ки, могут значительно сдерживать деятельность организаций индуст­рии туризма.

Социально-демографические факторы.

На развитие туризма влияет рост численности населения, особенно городского. Городской стиль жизни, по мнению психологов, отличают стресс, анонимность жизни, отсутствие контактов с людьми, отрыв от природы. В этой связи туризм для жителей городов помогает обрести душевное рав­новесие.

Для многих стран мира характерна тенденция изменения соотно­шения рабочего и свободного времени. Сокращение рабочего времени одновременно сопровождается повышением интенсивности труда и вероятности возникновения стрессовой ситуации. Одним из средств восстановления и поддержания трудоспособности является туризм. С увеличением количества свободного времени в жизни людей обо­значились две главные тенденции - дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок, т.е. туристские поездки становят­ся менее продолжительными, но более частыми.

Кроме того, на развитие туризма влияют такие факторы, как старе­ние общества, более позднее вступление в брак, повышение количест­ва одиноких людей, увеличение числа работающих женщин, планиро­вание рождения ребенка, рост числа бездетных семейных пар.

Увеличение средней продолжительности жизни и снижение рож­даемости привели к увеличению удельного веса пожилых людей (в 1999 г. в мире насчитывалось 595 млн. людей пожилого возраста). Этот сегмент рынка является очень привлекательным для организа­ций индустрии туризма, так как пенсионеры обладают практически неограниченным свободным временем и относительно высокой поку­пательной способностью. Учитывая важность данного сегмента рынка, ВТО посвятила одну из своих конференций вопросам развития туризма для лиц третьего возраста», в ходе которой был разработан ряд рекомендаций для работников туриндустрии, а именно: в програм­мах для данной группы туристов предусмотреть дополнительные меры безопасности, медицинское обслуживание, диетическое питание, куль­турные мероприятия, прогулки, соответствующие возрасту физические нагрузки, предоставление ясной и четкой информации об орга­низации отдыха.

Среди других изменений, имеющих отношение к туризму, следу­ет выделить широкое вовлечение женщин, многие из них стремятся сделать карьеру, в сферу общественного труда. Это приводит к тому, что женщины стали позднее вступать в брак. Стремле­ние получить материальную независимость приводит к тому, что быст­рыми темпами растет число женщин, путешествующих с деловыми целями. Туристские организации пытаются учесть особыe требования данной группы потребителей (в некоторых отелях выде­ляют специальные этажи для обслуживания женской клиентуры, например отель в «Нью-Отани» в Токио).

В крупных городах увеличивается количество одиноких людей, которые отличаются высоким уровнем образования, стремлением к про­фессиональному росту, мобильностью, высокими требованиями к ком­форту и качеству жизни. В настоящее время ряд крупных европейских туристских компаний рассматривает данных туристов как одну из перс­пективных растущих целевых групп туристского рынка, создавая для них специализированный туристский продукт.

Культурные факторы.

К ним относится удовлетворение культур­ных, образовательных и эстетических потребностей, что способствует развитию стремления у людей к познанию, исследованию жизни, тра­диций, культуры и истории других стран и народов. Следует отметить, что приверженность к тем или иным типам организации отдыха и удов­летворение своих культурных потребностей весьма существенно раз­личаются по странам. Например, многие жители Великобритании (46%), Бельгии (35%), Германии (32%) предпочитают отдых у теплого моря; отдых в городах привлекает японцев (51%), испанцев (33%), французов (25%); в путешествиях по странам проводят свой отдых жители Италии (41%) и Франции (32%) (рис.1).

 

Рис. 1 Типы организации отдыха, %

 

Научно-технический прогресс.

В настоящее время благодаря научно-текническому прогрессу уменьшается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандар­ты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным; появляются новые прямые авиарейсы, ско­ростные магистрали (автомобильные, железнодорожные).

При обслуживании туристов используются современные компью­терныe технологии управления, возможности глобальных компьютер­ных сетей, позволяющие сформировать туристский продукт для кли­ента в короткий промежуток времени с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов.

Дальнейшее развитие ту­ризма невозможно без:

      строительства новых и реконструкции сущест­вующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники;

Информация о работе Развитие туризма в Калининградской области