Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:49, дипломная работа
Цель исследования: проанализировать развитие туризма в Калининградской области и изучить пути повышения привлекательности региона и увеличение доходов от туристской индустрии.
Задачи:
Раскрыть сущность индустрии туризма в современных условиях;
Определить значение и сущность социальных процессов;
Рассмотреть влияние социальных процессов на развитие туризма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ….…………….5
1.1 Социальные процессы. Понятие и сущность ……………………..………..5
1.2 Значение и понятие туризма (внутреннего, въездного, выездного)……..8
1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития….………..12
1.4 Влияние социальных процессов на развитие рынка…………….………..18
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг……………..…………24
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………………….31
2.1 Познавательный туризм……………………..…………………..…………31
2.2 Лечебно – оздоровительный туризм………………………..…………..….33
2.3 Этнический туризм………………………….………………………..……..34
2.4 Деловой туризм……………………………………………..……………....34
2.5 Другие виды туризма Калининградской области…………………………35
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) ТУРИЗМА…………41
3.1 Исследование калининградского рынка предложений…………………...41
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей…………..……….47
3.3Тенденции развития регионального туризма в калининградской области.55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..….………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..……
20
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ….…………….5
1.1 Социальные процессы. Понятие и сущность ……………………..………..5
1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития….………..12
1.4 Влияние социальных процессов на развитие рынка…………….………..18
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг……………..…………24
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………
2.1 Познавательный туризм……………………..…………………..…………
2.2 Лечебно – оздоровительный туризм………………………..…………..….33
2.3 Этнический туризм………………………….………………………..……
2.4 Деловой туризм……………………………………………..……………
2.5 Другие виды туризма Калининградской области…………………………35
ГЛАВА 3 ИССЛЕдДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) ТУРИЗМА…………41
3.1 Исследование калининградского рынка предложений…………………...41
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей…………..……….47
3.3Тенденции развития регионального туризма в калининградской области.55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Введение
Туристский спрос является категорией массовой и социальной. Он формируется на основе многочисленных факторов, воздействие которых может повышать или понижать спрос. Наиболее важными и значительными факторами, влияющими на изменение спроса на туристическом рынке, являются: общеэкономические факторы; социо-демографические факторы; факторы культурного и общественно-психологического характера; личностно-поведенческие факторы.
Все эти факторы оказывают воздействие на сознание покупателя, который, в конечном счете является определяющем элементом поведения потребителя на рынке.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта. Для того чтобы доход страны от туристической деятельности продолжал увеличиваться, нужно постоянно исследовать туристический рынок. Тем более что эта отрасль экономики развивается очень быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. И от того, насколько профессионально будет рассматриваться влияние социальных и других процессов на развитие туризма (внутреннего, въездного, выездного) будет зависеть судьба экономики страны.
Территория современной Калининградской области с давних пор была своеобразным перекрестком, на которой не только пересекались многочисленные торговые пути, но и происходил интенсивный культурный обмен.
В современном виде туризм - это курс истории, архитектуры, эстетики сопровождающийся восторгом открытий, связанных с путешествием. Исключительно велико его социальное, культурно-воспитательное и познавательное значение. Благодаря именно ему современный человек может реализовать стремление познать новое, преодолевать большие расстояния, чтобы увидеть, а что там, за горизонтом, своими глазами “живую историю”, накопленную тысячелетиями. Тем более, что опыт наиболее развитых государств показывает: чем выше уровень жизни людей, тем они охотнее тратят деньги именно на путешествия. В законодательстве РФ и ее субъектов туризм признается приоритетной отраслью экономики. Ситуация, сложившаяся в сфере туризма, в частности в Калининградской области, заставляет искать новые способы его развития.
Значение туризма в жизни людей, регионов, государств и в международной жизни сегодня невозможно переоценить. В настоящее время туризм это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные формы динамично развивающегося предпринимательства.
Цель исследования: проанализировать развитие туризма в Калининградской области и изучить пути повышения привлекательности региона и увеличение доходов от туристской индустрии.
Объектом исследования является - туристский рынок (внутренний, въездной, выездной).
Предметом исследования выступают - социальные процессы и их влияние на развитие туризма в РФ.
Предмет, объект и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
Раскрыть сущность индустрии туризма в современных условиях;
Определить значение и сущность социальных процессов;
Рассмотреть влияние социальных процессов на развитие туризма.
Глава 1 Индустрия туризма в современных условиях
Социальные процессы как движение элементов социальной системы, ее подсистем, любого социального объекта совершаются под действием внутренних и внешних условий. Они носят характер функционального воспроизводства и социального самодвижения объекта, перехода его к новому качеству [36].
В широком смысле слова социальное развитие представляет собой совокупность экономических, социальных, политических, духовных процессов; в узком - развитие социальной сферы или сферы социальных отношений.
Социальные явления, структуры, их элементы находятся в постоянном движении; изменяются взаимосвязи и отношения между ними. Социологи такие изменения характеризуют как общий тип движения социальных явлений и структур.
Для социальных изменений свойственно возникновение или исчезновение определенных элементов, трансформация внешних или внутренних связей.
Социальные изменения могут быть вызваны развитием данного явления, структуры, но могут и не иметь такой связи.
Факторами, определяющими социальные изменения, служат:
объективные предпосылки и условия (в первую очередь экономические, но также и политические, географические, социально-психологические);
особые жизненные обстоятельства, формирующие сознание и волю каждого отдельного индивида-активность личности в данной ситуации.
Социальные изменения, рассмотренные в динамике, представляют собой процесс.
Социальные процессы - это последовательная смена состояний или движение элементов социальной системы и ее подсистем, любого социального объекта. Такие процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий, обладают устойчивым порядком взаимодействия составляющих их компонентов, продолжительностью во времени и направленностью к тому или иному состоянию социального объекта.
Каждый социальный процесс состоит из нескольких стадий, различающихся по содержанию и механизмам, т.е. способам взаимосвязи компонентов, определяющей его направление и темпы на данной стадии.
Многие социальные процессы являются парными, имеют симметричные по структуре механизмы, отличаются знаком направленности. Парными социальными процессами выступают, например, интеграция и дезинтеграция социальной системы.
Социальная интеграция - установление оптимальных связей между социальными институтами, группами людей, эшелонами власти и управления; развитие пространственно-
К парным социальным процессам относятся сплочение и конфликты в группе. Сплочение - это степень интеграции группы, коллектива, характеризуется уровнем ценностно ориентированного единства, прочностью межличностных взаимоотношений и согласованностью поведения членов группы и коллектива в основных сферах деятельности. Противоположное понятие - групповой конфликт.
В повышении сплоченности группы, коллектива выделяются несколько стадий:[ 9]
ориентирование членов группы в социальной ситуации, формирование общих ценностных установок;
взаимоадаптация членов групп, закрепление позитивных личностных отношений между большинством из них;
интернализация членами группы ее целей, норм и установок;
становление группы как согласованно действующей общности.
Сплочение - обратимый процесс, на любой стадии он может быть ослаблен и даже сведен на нет в результате разобщения, конфликта.
Парными социальными процессами являются также стабильность и текучесть персонала в организации.
Рассматривая пространственно-временную характеристику социального процесса, следует отметить удвоение события при его распространении как во времени, так и в пространстве. Такое удвоение приобретает большое значение в последние десятилетия, поскольку это происходит с использованием средств массовой информации, электронной техники, компьютеров, порождающих качественно новые условия формирования события, участия в нем, его реализации. Более того, сам процесс, развиваясь во времени и пространстве, может распадаться на составные части, которые в свою очередь могут усиливаться, исчезать, распространяться в регионы, вплоть до уровня отдельных личностей, иметь обратный ход.
Если что-то оценивается как процесс, то это складывается в ситуацию. Таким образом, социальный процесс можно также определить как структурированную систему событий, поскольку события нельзя выстроить в единую простую последовательность, а хронология является лишь частным способом изложения системы событий. Система же событий в целом задается господствующей в культуре моделью исторического времени, и каждый раз тем, кто описывает конкретную систему событий.
Центральным процессом из потока процессов, составляющих течение нашей социальной жизни, следует считать тот, который качественным образом изменяет нашу жизнь, влечет за собой качественные сдвиги в бытийной стороне, жизни. Этот процесс, рождающий в социальной и культурной жизни явления, имеющие свою сферу приложения, вносящие в общее социальное поле новые возможности социального развития, которые представлены в виде либо реализованных, либо потенциальных вариантов.
Качественные изменения, производимые социальными процессами, можно теоретически разграничить на горизонтальный и вертикальный уровни.
Вертикальный уровень обращается к глубинным изменениям, касающимся структурного содержания, качественного наполнения тех или иных процессов, происходящих в современном социуме.
Горизонтальный уровень обращен к характеристике качества распространения, широты влияния и охвата социальными процессами.
Оба уровня определяют аспекты качественного изменения состояния общества на современном этапе и поэтому могут быть отнесены к единой системе осмысления сегодняшних перемен.
С экономической точки зрения туризм - это одна из ведущих и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства [24]. За быстрые темпы роста он был признан экономическим феноменом столетия. Туризм является фундаментальной основой экономики многих развитых и развивающихся стран мира. По данным Всемирной Туристской Организации, вклад туризма в мировую экономику эквивалентен 11-12% мирового валового национального продукта. На долю туризма приходится около 7% суммарных капиталовложений, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, около 7% доходов от мирового экспорта, что в абсолютном выражении уступает только доходам от экспорта нефти и нефтепродуктов, автомобилей. В 2002 году каждое 15-е рабочее место в мире приходилось на индустрию туризма [42].
В некоторых странах туризм обеспечивает до четверти и даже более всех поступлений в казну. Франция, Испания, Швейцария, Италия, и даже бывшие социалистические страны Венгрия и Чехия получают от 15% до 35% валового национального продукта от индустрии туризма. Для Кипра этот показатель еще выше - 45%.
Туризм оказывает огромное влияние на многие ключевые отрасли экономики: транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство товаров народного потребления. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест намного быстрее, чем в других отраслях.
Значение туризма как источника валютных поступлений и расширения международных контактов постоянно растет. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. И чтобы подтвердить это мы более подробно рассмотрим социально-экономические функции туризма.
Туризм как социально-экономическое явление современности сложен и многогранен. Для потребителей туристских услуг он является путешествием (поездкой, походом), совершаемым в рекреационных, деловых, образовательных и других целях. Для представителей туристской индустрии – это сфера приложения капитала, а также область деятельности, которая направлена на формирование и удовлетворение потребностей потенциальных клиентов.
Рассмотрим влияние туризма на экономическую жизнь страны. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Доходы от туризма в общем объеме экспорта товаров и услуг занимают второе место в мире после экспорта нефти и нефтепродуктов.
Информация о работе Развитие туризма в Калининградской области