Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:49, дипломная работа
Цель исследования: проанализировать развитие туризма в Калининградской области и изучить пути повышения привлекательности региона и увеличение доходов от туристской индустрии.
Задачи:
Раскрыть сущность индустрии туризма в современных условиях;
Определить значение и сущность социальных процессов;
Рассмотреть влияние социальных процессов на развитие туризма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ….…………….5
1.1 Социальные процессы. Понятие и сущность ……………………..………..5
1.2 Значение и понятие туризма (внутреннего, въездного, выездного)……..8
1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития….………..12
1.4 Влияние социальных процессов на развитие рынка…………….………..18
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг……………..…………24
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………………….31
2.1 Познавательный туризм……………………..…………………..…………31
2.2 Лечебно – оздоровительный туризм………………………..…………..….33
2.3 Этнический туризм………………………….………………………..……..34
2.4 Деловой туризм……………………………………………..……………....34
2.5 Другие виды туризма Калининградской области…………………………35
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) ТУРИЗМА…………41
3.1 Исследование калининградского рынка предложений…………………...41
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей…………..……….47
3.3Тенденции развития регионального туризма в калининградской области.55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..….………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..……
В области имеется более 30 охотничьих хозяйств, несколько заказчиков. Для туристов предлагается индивидуальная охота.
Рассмотрим структуру посещений Калининградской области по целям (рис.2).
Рис. 2 Структура посещений Калининградской области туристами по цели
Калининградская область располагает значительными курортно-рекреационными ресурсами. Благодаря уникальным природно-климатическим условиям и богатой истории наш регион является привлекательным для российских и зарубежных туристов.
Отмечаемое в 2005г. 750-летие Кенигсберга - Калининграда вызвало повышенный интерес к истории этой земли и ее культурному наследию. Восстанавливаются и реставрируются памятники архитектуры, выходят в свет книги, открывающие давно забытые страницы истории.
Глава 3 Исследование привлекательности Калининградской области для (внутреннего, въездного, выездного) туризма
3.1 Исследование калининградского рынка предложений
При выборе туристской услуги потребитель руководствуется целым комплексом мотивов, из которых лишь некоторые имеют существенную значимость. Эти мотивы объединяются в многокомпонентные комплексы ощущений и желаний, в значительной мере усиливающих свое влияние на механизм и результат принятия потребителем окончательного решения. Таким образом, потенциальным туристом может быть принято решение o приобретении туристской услуги, соответствующей одновременно нескольким мотивационным исходам.
Рассмотрим, какие мотивы являются побуждающими для российских туристов при выборе направления путешествия (табл.5).
Круг интересов российских туристов при выборе отдыха за рубежом, (%) [58]
временной интервал | Круг интересов | комплексный интерес | ||||
География, климат, природные условия | Комфорт, нац. Кухня, экзотика | Имидж страны пребывания | Общение в стране пребывания | Культура страны и получение новых знаний | ||
Лето 2003 | 56,0 | 48,0 | 71,4 | 43,2 | 13,3 | 39,4 |
Лето 2004 | 72,0 | 58,7 | 61,7 | 50,4 | 18,7 | 45,9 |
Лето 2005 | 60,0 | 86,7 | 64,0 | 50,4 | 40,0 | 53,4 |
Лето 2006 | 81,0 | 93,3 | 91,4 | 67,2 | 69,3 | 74,2 |
Проанализировав данные табл. 5, видно, что c 2003 по 2006 гг. доля потребителей, имеющих не один побудительный мотив, a целый комплекс мотивов, увеличилась c 39,4% до 74,2%. За пять анализируемых лет изменились требования (предпочтения) потребителей. Российские туристы стали более требовательны к качеству предоставляемого туристского продукта (93,3% опрошенных туристов предпочитают комфортабельные условия отдыха).
Численность Российских граждан, выехавших за границу в 2005 году, по целям поездок (тыс. человек)
| Всего | в том числе по целям поездок
| |||
|
| служебная | туризм | частная | обслуживающий персонал |
Всего
| 17939 | 2529 | 4191 | 9490 | 1729 |
в том числе в страны: |
|
|
|
|
|
Финляндия | 1722 | 636 | 214 | 669 | 203 |
Польша | 969 | 154 | 705 | 8 | 102 |
Турция | 796 | 31 | 625 | 52 | 88 |
Германия | 560 | 183 | 174 | 143 | 60 |
Испания | 266 | 19 | 221 | 4 | 22 |
Египет | 181 | 8 | 157 | 5 | 11 |
Италия | 175 | 25 | 115 | 7 | 28 |
Япония | 160 | 16 | 12 | 2 | 130 |
Кипр | 157 | 8 | 127 | 7 | 15 |
Франция | 153 | 52 | 75 | 8 | 18 |
ОАЭ | 140 | 9 | 95 | 18 | 18 |
Болгария | 125 | 14 | 84 | 13 | 14 |
Великобритания | 113 | 52 | 35 | 10 | 16 |
Греция | 102 | 8 | 58 | 22 | 14 |
США | 100 | 46 | 21 | 22 | 11 |
Израиль | 88 | 15 | 21 | 39 | 13 |
Чехия | 81 | 22 | 49 | 4 | 6 |
Швейцария | 80 | 34 | 33 | 7 | 6 |
Австрия | 51 | 21 | 21 | 5 | 4 |
Таиланд | 40 | 2 | 33 | 1 | 4 |
Венгрия | 38 | 11 | 15 | 6 | 6 |
Численность Российских граждан, выехавших за границу в 2006 году, по целям поездок (тыс. человек)
| Всего | в том числе по целям поездок | |||
|
| служебная | туризм | частная | Обслуживающий персонал |
Всего
| 20343 | 2595 | 5044 | 10837 | 1867 |
в том числе в страны: |
|
|
|
|
|
Финляндия | 1889 | 690 | 405 | 580 | 214 |
Турция | 913 | 46 | 686 | 87 | 94 |
Польша | 897 | 163 | 635 | 47 | 22 |
Германия | 625 | 217 | 209 | 134 | 65 |
Египет | 279 | 12 | 234 | 12 | 21 |
Испания | 273 | 15 | 228 | 7 | 23 |
Италия | 227 | 33 | 149 | 12 | 33 |
ОАЭ | 219 | 9 | 170 | 17 | 23 |
Франция | 196 | 72 | 87 | 17 | 20 |
Япония | 188 | 19 | 17 | 10 | 142 |
Кипр | 181 | 11 | 139 | 15 | 16 |
Великобритания | 139 | 69 | 39 | 16 | 8 |
Норвегия | 135 | 50 | 66 | 19 | 12 |
Греция | 132 | 12 | 90 | 14 | 10 |
Израиль | 107 | 12 | 46 | 36 | 13 |
Швейцария | 102 | 22 | 66 | 10 | 7 |
США | 96 | 39 | 13 | 33 | 11 |
Болгария | 95 | 14 | 55 | 16 | 30 |
Чехия | 94 | 31 | 46 | 10 | 7 |
Австрия | 62 | 27 | 24 | 7 | 4 |
Хорватия | 54 | 3 | 44 | 2 | 5 |
Таиланд | 52 | 4 | 40 | 2 | 9 |
Венгрия | 31 | 11 | 11 | 4 | 5 |
Португалия | 19 | 4 | 11 | 1 | 2 |
Румыния | 9 | 2 | 1 | 4 | 2 |
Туристические фирмы г. Калининграда [63]
Название туристической фирмы | Основные направления деятельности |
ООО «Ноктюрн» | Визовая поддержка, экскурсии по калининградской области, индивидуальные и групповые туры в Норвегию, Польшу, Литву. |
«Мик-авиа»
| Продажа авиатуров в любые страны. Бронирование гостиниц в любой точке мира. Индивидуальные и групповые туры по Германии, США, Норвегии, Австралии. Образование за рубежом для детей и взрослых. |
«Турне-Транс» | Полный спектр услуг в области поездок и путешествий. Норвегия, Польша, Болгария. |
ООО «Дилижанс-тур» | Изучение иностранных языков и зачисление в зарубежные университеты, Италия, Египет. Греция и острова, Канары, Испания, Турция, Тунис |
«Анюта» | автобусно-экскурсионные туры по странам Европы, авиатуры в теплые страны: Египет, Турция, Мальта, отдых в Норвегии. |
ООО «Времена года плюс» | Въезд, выезд, бронь гостиниц/билетов, водные программы, морская рыбалка, активный отдых в разных странах. |
ЗАО «Балтик Трэвел Сервис» | Лучшие курорты средиземноморья: Испания. Греция, Турция, Франция, Кипр. Бронирование гостиниц в Калининграде и городах области. Бронирование и продажа авиабилетов на внутренние и международные направления |
ООО «Янтарный ветер» | Отдых, лечение, экскурсии, туры выходного дня в Литве: Паланга, Нида, Друскининкай, Каунас, Вильнюс,Тракай. |
ООО «Русадвентур» | Отдых на побережье средиземного и черноморского побережья - Греция. |
Турфирма «Дэдди» | Италия, Хорватия + Венгрия, Румыния (Черноморское побережье), туры на футбол, а также концерты и шоу – программы.
|
| |
Турфирма «Балтма Турс» |
Лучшие курорты средиземноморья: Испания. Греция, Турция, Франция, Кипр, а также Экзотические страны Маврикий, Ямайка, Таиланд, Япония. Круизы по всему миру. VIP – обслуживание. |
ООО «Вокруг света» | Авиатуры круглый год, автобусные туры по Европе, экскурсионные туры в Польшу, корпоративный отдых. |
ООО «Калининград – Интур» | Лечение в России и за рубежом, отдых в Крыму, бронирование транспорта, гостиниц, все виды страхования, внутренний туризм. |
Турфирма «Нева» | Автобусно – экскурсионные туры по странам: Франция, Испания, Италия и т.д. Организует отдых в Болгарии, Хорватии. Лечение в России: Сочи, Анапа, Геленджик. Пием в России иностранных и российских туристов. |
ООО «Балтик Экзотик» | Бронирование гостиниц в Калининграде и городах области, отдых на балтийском побережье, обслуживание иностранных туристов. Познавательно развлекательные туры выходного дня в Польшу и Литву. |
ООО «Оникс – тур. Калининград» | Специализированные направления экскурсионно - познавательные туры по Польше. |
ООО «Час пик» | Выезд, бронь билетов, гостиниц, визы, страховки, прокат транспорта |
ООО «Калининградское Бюро Путешествий». | Автобусно – экскурсионные туры по Польше. |
На туристическом рынке области действуют более 120 фирм. В отрасли создано 25 тысяч рабочих мест. Она определена правительством области как одно из важнейших стратегических направлений развития региона.
Однако превратить нашу область в "витрину" России в Европе и перехватить потоки российских туристов все никак не удается.
Исследования Калининградского рынка предложений показало, что в нашей области преобладает выездной туризм, что негативно сказывается на бюджете. Поэтому целесообразно осуществить меры по привлечению туристов в наш город. Для этого нужно создать условия комфортабельного отдыха, развивать внутреннюю инфраструктуру наладить авиационные перевозки, реконструировать гостиницы города, туристические бары, комплексы, мотели, кемпинги, улучшить сервисное обслуживание путем обучения персонала на данном этапе своего развития. Структура вьездного иностранного туризма по странам представлена на (рис.3).
Рис.3 Структура въездного иностранного туризма по странам, %
Туристическая отрасль для нашей прежде наглухо закрытой области - явление конечно относительно новое. Ей всего 15 лет. Однако за это время в регионе было открыто 90 гостиниц и гостевых домов, к услугам туристов создано 147 музеев, 47 досугово - развлекательных центров, около 300 ресторанов, кафе и баров.
Однако всех этих объектов туристско-рекреационного характера слишком мало, чтобы привлечь российских туристов, направляющихся на отдых к югу, и иностранцев, к услугам которых уже имеется прекрасно развитая инфраструктура. Кластерность туристической отрасли проявляется в том, что она естественным образом будет тянуть за собой сопутствующие сферы: производство сувениров, экологически чистых продуктов, совершенствование медицинских услуг, а также развитие транспорта и связи, строительной индустрии, образования, спорта, культуры.
В свое время в нашей области была принята программа развития туризма и рекреации на 2002 - 2006 годы. Она долго вынашивалась, уточнялась. А в результате оказалась выполнена всего на 12 процентов. Это негативно отразилось на развитии туризма в Калининградской области.
В прошлом году область посетили более 76 тысяч иностранных и 256 тысяч российских туристов. Планируется, что к 2016 году для туризма и реакреации в ВРП вырастет в пять раз и составит 10 процентов.
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей
Необходимо выявить возможных покупателей товара, изучить спрос. Для этого проводиться исследование населения. Мы будем пользоваться такими методами, как опрос, интервьюирование, анкетирование. (прил.1) Все результаты проведенных работ будут сведены в единую диаграмму с целью выявления собственного сегмента покупателей. Мы будем изучать не только платежеспособность людей, но и их взгляды на отдых, то есть каким он должен быть в идеале.
Информация о работе Развитие туризма в Калининградской области