Развитие туризма в Калининградской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:49, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать развитие туризма в Калининградской области и изучить пути повышения привлекательности региона и увеличение доходов от туристской индустрии.
Задачи:
Раскрыть сущность индустрии туризма в современных условиях;
Определить значение и сущность социальных процессов;
Рассмотреть влияние социальных процессов на развитие туризма.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1 ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ….…………….5
1.1 Социальные процессы. Понятие и сущность ……………………..………..5
1.2 Значение и понятие туризма (внутреннего, въездного, выездного)……..8
1.3 Современный туристский рынок и перспективы его развития….………..12
1.4 Влияние социальных процессов на развитие рынка…………….………..18
1.5 Особенности туристского рынка как рынка услуг……………..…………24
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………………….31
2.1 Познавательный туризм……………………..…………………..…………31
2.2 Лечебно – оздоровительный туризм………………………..…………..….33
2.3 Этнический туризм………………………….………………………..……..34
2.4 Деловой туризм……………………………………………..……………....34
2.5 Другие виды туризма Калининградской области…………………………35
ГЛАВА 3 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ (ВНУТРЕННЕГО, ВЪЕЗДНОГО, ВЫЕЗДНОГО) ТУРИЗМА…………41
3.1 Исследование калининградского рынка предложений…………………...41
3.2 Исследование спроса калининградских потребителей…………..……….47
3.3Тенденции развития регионального туризма в калининградской области.55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………………..….………59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…….……………..………..………61
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..……

Файлы: 1 файл

Туризм в Калининградской области.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

   

 

       3.3 Тенденции развития регионального туризма в калининградской

  области

 

Развитие туристской сферы Калининградской области является сегодня важным элементом экономической составляющей региона.

  Калининградская область расположена на побережье Балтийского моря и является самым западным регионом России. Геополитическое положение региона уникально – это единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами с независимым государством Литва и международными морскими водами. На юге Калининградская область граничит с Польшей. Статус Особой экономической зоны дал определенный толчок развитию области. Структурная перестройка экономики, создание совместных с зарубежными партнерами предприятий малого и среднего бизнеса обеспечили приток инвестиций.

    Калининградская область располагает самой развитой в России дорожной сетью: 493 км внутренних сухопутных путей, 4599,5 км автомобильных дорог общего пользования, 617,5 км железнодорожных путей общего пользования. Через регион проходят кратчайшие пути, связывающие Россию с Западной Европой [56].

Благоприятные и разнообразные природно – ланшафные условия, уникальные водные ресурсы, наличие федеральных морских курортов и значительного числа объектов историко – культурного наследия при активной государственной поддержке могут обеспечить быстрое развитие туристской сферы.

Постоянно растущий интерес к региону со стороны европейских и российских туристов, особое внимание, уделяемое федеральным центром Калининградской области из-за ее эксклавного положения, превращение области в  пилотный регион сотрудничеств ЕС и  РФ, а также углубление международных связей со странами Балтийского бассейна дают все основания предполагать высокую инвестиционную эффективность в туристской сфере. Актуальность ее возросла после принятия в 2003 году областного Закона «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области» [1].

       В последнее время, после открытия области для иностранцев и постоянного роста их числа среди туристов, достигших сейчас 43 и более тыс. человек, плохая подготовленность материальной базы и сферы обслуживания стали особенно заметны. Как уже отмечалось, в настоящее время в области имеется 5 туристических гостиниц и 7 туристических баз на 3,5 тыс. мест летом и 2,4 тыс. мест зимой. Для удовлетво­рения растущего притока приезжих туристов местное бюро путе­шествий и туризма в теплый сезон арендует 1,5-2,0 тыс. мест гостиницах общего типа, а также 550 мест в частном секторе Свет­логорека и 480 мест - в частном секторе Зеленоградска.

  В связи с высокой доходностью обслуживания иностранных туристов и деловых людей из-за рубежа в настоящее время во многих гостиницах уделяется внимание повышению комфортности и ка­честву сервиса. Реконструирован мотель «Балтика» на 278 мест. На прием преимущественно иностранных туристов ориентированы гостиницы: «Турист», «Калининград», в значительной степени - гостиницы «Москва» и «Чайка» в Калининграде, и «Волна» - Светлогорске. Введены в строй новые гостиницы: «Раушен», «Русь», «Балтийская корона», «У медведя». В Калининграде, кроме того, в качестве гостиниц для приема иностранцев используются стоящие у причала теплоходы, имеющие почти по 400 мест каждый. В то же время на фоне заметно растущего притока иностранных туристов ­количество отечественных в последнее время несколько сократи­лось. Например, в 1996 году область посетило 7700 туристов из России и стран СНГ. Большая часть российских туристов обычно останавливается на туристических базах, где обслуживание дешев­ле. Наиболее крупные из них - « Дюны» (630 мест) на Куршской косе и «Якорь» (450 мест) в пос. Приморье западнее Светлогорска. Местные жители пользуются для отдыха и походов рыболовно­охотничьими домиками вместимостью по 10-30 человек каждый. Они располагаются в разных районах области, но больше всего их сосредоточено на побережье Куршского залива и в прилегающем к нему лесном массиве.

В целом же Калининградская область в туристическом отноше­нии пока освоена слабо. Более или менее хорошо развит туризм только в Калининграде, в прибрежной курортной зоне, на Курш­ской косе и частично в Черняховске и Советске. При этом следует вспомнить, что в довоенное время на территории Восточной Прус­сии туристические маршруты, связанные с многочисленными па­мятниками природы, истории и культуры, охватывали практи­чески все города и районы нынешней области. Центрами туриз­ма, помимо Кенигсберга с его королевским замком, университе­том «Альбертина», музеями, картинной галереей, зоопарком, Ка­федральным собором, где короновались прусские короли, моги­лой И. Канта, оперным и драматическим театрами, старинными городскими воротами и крепостными сооружениями, памятника­ми многим выдающимся деятелям, были также Раушен (Светло­горск), Кранц (Зеленоградск), Пиллау (Балтийск), Фишгаузен (Приморск), Лабиау (Полесск), Инстенбург (Черняховск), Тиль­зит (Советск), Рагнит (Неман), Гумбинен (Гусев) и другие города и населенные пункты. Туризм был широко развит не толъко в при­морской зоне, но и во внутренних частях области, особенно в его юго-западной части - нынешнем Багратионовском районе. Здесь находилось особенно много старинных замков, монастырей, цер­квей (кирх) времен немецкой колонизации Пруссии. Во многих из замков существовали музеи, окруженные обширными парками с коллекциями редких растений. В Гумбинене располагался всемир­но известный конный завод, а в Тильзите - места, связанные с встречей здесь Наполеона и Александра I, в Рагните был город­сад со старинным замком на высоком берегу Немана.

         Как уже отмечалось, многие памятники истории и архитекту­ры Восточной Пруссии в наше время либо утрачены совсем, либо находятся в полуразрушенном состоянии, а часть из них исполь­зовапась совсем не по назначению - под склады или производ­ственные помещения. Правда, в последнее время, после распада СССР и резкого изменения политической ситуации в стране нача­лось движение за восстановление исторического наследия и куль­турнъrх ценностей, которые в советское время бьии незаслуженно забыты. Ряд культовых сооружений в области передан в ведение церкви, и некоторые из них уже восстановлены и стали действую­щими храмами, а другие восстанавливаются. Ведется восстановле­ние Кафедрального собора в Калининграде. Предпринимаются попытки реставрации других памятников архитектуры и истории.

 

 

 

 

Заключение

 

Влияние индустрии туризма на экономику в России пока незначительно. Оно адекватно вкладу государства в развитии данной отрасли и сдерживается, в основном, отсутствием реальных инвестиций, низким уровнем гостиничного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров.

На основании проведенной диагностики туристских ресурсов администрация Калининградской области разработала государственную программу развития туризма и рекреации, которая направлена на создание сбалансированного рынка туруслуг и имеет выраженный инвестиционный характер.

В результате превышения спроса над предложением услуг по размещению туристов в последние годы повысилась ликвидность инвестиций в строительство гостиниц. Новые объекты размещения, предлагающие адекватное соотношение цены и качества, пользуются у туроператоров активным спросом.

Анализ структуры пребывания туристов, зарегистрированных в гостиницах области, показывает, что практически не подвержен кризисам и продолжает расти сектор деловых поездок и конгрессного туризма. Его доля составляет 38 % от всего количества туристов, 57% приходится на организованных туристов и только 5% на туристов, прибывших с частными целями. В данный момент на рынке Калининградской области зарегистрировано 120 фирм, имеющих лицензии на осуществление турагентской и туроператорской деятельности.

Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявить отношение потребителей к нововведениям и новым политико-экономическим ситуациям. Изучаются поведение и мотивации людей в различных аспектах: в зависимости от возраста, национальности, социального положения, образования, места проживания , культурных устоев. Достаточно произойти крупному событию в экономической системе, как состояние и динамика развития туризма сразу отражает состояние развития общества.

Однако, несмотря на все это федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма.

Так, по прогнозам ВТО в ближайшие 10 – 15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов.

         Правительство Калининградской  области  понимает, что постоянно растущий интерес к нашему региону со стороны  европейских и российских туристов из-за эксклавного положения, а также углубление международных связей со странами Балтийского бассейна дают все основания предполагать высокую инвестиционную эффективность в туристской сфере. Поэтому актуальность ее возросла после принятия в 2003 году областного Закона               «О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области».

   Таким образом, можно сказать, что туризм XXI века - это успешный и прибыльный туристский бизнес, основанный на всестороннем знании потребностей и запросов туриста.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.      Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» //ФЗ от 17.01.07.

2.      Закон Калининградской области «Об утверждении «Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002 - 2006 годы».

3.      Постановление Правительства калининградской области от 22 февраля 2007 г. № 69 “о целевой программе Калининградской области “Развитие калининградской области как туристского центра на 2007-2011”.

4.      Александрова А.Ю. Международный туризм. – М.: Флинта, 2004.

5.      Айгистова О.В. Введение в бизнес туроперейтинга: Учеб.-метод. пособие. - М., 1996.

6.      Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Герда, 2004.

7.      Балабанов И.Т. Экономика туризма: Учебное пособие. -  М.: Финансы и статистика, 2000.

8.      Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. -                  М.: Аспект – Пресс, 2002.

9.      Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2005.

10. Горбылева З.М. Экономика туризма: Учебно-практическое пособие. -  2-е издание. - Минск: Изд – во БГЭУ, 2001.

11. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000.

12. Дурович А. П. Маркетинг в туризме. – Минск: Новое знание, 2005.

13. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе: Учебное пособие.               – М.:КНОРУС, 2005.

14. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально – культурном сервисе и туризме: Учебник для вузов. – М.: Изд- во Академия., 2003.

15. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2003.

16. Зорин И.В., Каверина Т.П. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.

17. Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности: Учебник для туристских лицеев и колледжей. - М.: Изд –во РМАТ, 2004.

18. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2000.

19. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. – Минск.:  Изд – во  БГЭУ, 2002.

20. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003.

21. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000.

22. Карпова Г.А. Экономика современного туризма. - СПб.: Изд –во Невский Фонд, 2004.

23. Кузнецов Ю.В. Развитие туризма на современном этапе и задачи Академии туризма. Труды Академии туризма, Выпуск 3. - СПб., 2002.

24. Копанев А.С. Туроперейтинг. – Минск: Изд-во БГЭУ, 2000.

25. Котлер Ф., Дж. Боуэн. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/Пер. с англ. под. ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, 2001.

26. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. Практическое пособие.  - М.: Финансы и статистика, 2003.

27. Морозов В.А. Взаимодействие туризма со смежными отраслями национальной экономики. – М.: Теннис, 2004.

28. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2006.

29. Николаенко А.В. Рекреационная география. – М.: Владос, 2001.

30. Папирян Г.А. Маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2000.

31. Папирян ГА. Экономика туризма.  - М.: Финансы и статистика, 2000.

32. Песоцкая  Е.В. Маркетинг услуг. – СПб.: Питер, 2004.

33. Радаев В.В. Экономическая социология. - М., 2001.

34. Романов А.А. География туризма. – М.: Новое знание, 2004.

35. Руденко Л. Л. Организация и менеджмент туризма: Руководство к практическим занятиям. - Владивосток: ДВГАЭУ, 2003.

36. Руднев В. П. Социально-политические процессы, организация и управление. - М., 1991.

37.   Сенин В.С.Организация международного туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1999.

38. Соколова М.В. История туризма. - М.: Мастерство, 2002.

39. Суворов Е.Д. Гражданско – правовое регулирование туристской деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005.

Информация о работе Развитие туризма в Калининградской области