Государственное регулирование рынка туристских услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

Туризм – одна из наиболее динамично развивающихся и перспективных отраслей мировой экономики, создающая в целом около 10% мирового национального продукта, 7% инвестиций и 11% мировых потребительских расходов. Полагаясь на данные доклада Всемирной туристской организации, можно сделать выводы, что пиком международного туризма за последние 25 лет стал именно 2007 год, охватив почти 900 миллионов человек, численность отдыхающих выросла на 52 миллиона, или на 6% по сравнению с 2006 годом, составив 898 миллионов человек.

Оглавление

Введение............................................................................................................................2

1.Государственное регулирование рынка туристских услуг

1.1 Состояние туристского комплекса в России.......................................................5

1.2 Правовые основы туристской деятельности в России (назвать и провести анализ основных нормативно-правовых актов, регулирующих туризм в России, включая программы и стратегии).................................................................................8

2. Турагенты и туроператоры. Роль на туристском рынке

2.1. Основы и основные направления деятельности турагентов и туроператоров на российском рынке.....................................................................................................13

2.2. Основные различия между турагентами и туроператорами. ………………….18

3. Разработка тура на примере туроператора г.Сочи «Ривьера Сочи»

3.1. Характеристика туристической компании «Ривьера Сочи»………………30

3.2. Формирование тура на Красную Поляну

Заключение................................................................................................................30

Список литературы......................................................................................................34

Файлы: 1 файл

Туроператоры и турагенты как организаторы путешествий.docx

— 61.89 Кб (Скачать)

Содержание

Введение............................................................................................................................2

1.Государственное регулирование рынка туристских услуг

1.1 Состояние  туристского комплекса в России.......................................................5

1.2 Правовые  основы туристской деятельности  в России (назвать и провести  анализ основных нормативно-правовых  актов, регулирующих туризм в России, включая программы и стратегии).................................................................................8

2. Турагенты  и туроператоры. Роль на туристском  рынке

2.1. Основы  и основные направления деятельности  турагентов и туроператоров на  российском рынке.....................................................................................................13

2.2. Основные  различия между турагентами и  туроператорами. ………………….18

3.  Разработка тура на примере туроператора г.Сочи «Ривьера Сочи»

3.1. Характеристика  туристической компании «Ривьера  Сочи»………………30

3.2.  Формирование тура на Красную Поляну

Заключение................................................................................................................30

Список  литературы......................................................................................................34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Туризм  – одна из наиболее динамично развивающихся  и перспективных отраслей мировой  экономики, создающая в целом  около 10% мирового национального продукта, 7% инвестиций и 11% мировых потребительских  расходов. Полагаясь на данные доклада  Всемирной туристской организации, можно сделать выводы, что пиком  международного туризма за последние 25 лет стал именно 2007 год, охватив  почти 900 миллионов человек, численность  отдыхающих выросла на 52 миллиона, или  на 6% по сравнению с 2006 годом, составив 898 миллионов человек. Для сравнения, в 1950 году путешествия за границу  совершили лишь 20 миллионов человек. Такие высокие темпы развития индустрии путешествий ставят проблему системного анализа не только комплексных  последствий и перспектив его  влияния на развитие мирового сообщества в целом, отдельных стран и  регионов, выступающих в роли поставщиков  клиентуры мирового туризма (выездной туризм) и реципиентов внешней  и внутренней клиентуры (выездной и  внутренний туризм), но и проблему анализа  рынка туристских услуг. В условиях растущей конкуренции предприятий-участников даже компании со стабильным положением и сформировавшимся кругом постоянных клиентов серьёзно задумываются над  усиленной разработкой и реализацией  новых и уникальных маршрутов, направленных на удержание и привлечение стабильного  клиента.

Целью курсовой работы является анализ деятельности туроператоров и турагентов туристического бизнеса, оценка перспектив развития, а также расширение портфеля оказываемых услуг.

Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:

  • проведена общая характеристика деятельности туроператоро и турагентов, выявлены различия;
  • проведен анализ роль туроператора и турагента во вклад в туристический бизнес;

Объект  исследования: туроператор и турагент как профессиональные организаторы путешествий.

Предметом исследования является деятельность туроператоров  и турагентов на рынке туристических  услуг.

В процессе подготовки работы были использованы учебные, научно-методические, статистические данные и результаты личных исследований. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственное  регулирование рынка  туристских услуг 

1.1 Состояние туристского  комплекса в России

Современная туристическая индустрия является одной из самых высокодоходных отраслей в мировой экономике. Прибыли  от въездного туризма могут полностью  обеспечить небольшие государства, такие как, например, Швейцария, которая  является наиболее привлекательной  и удобной для туризма страной (по материалам исследования, проведенного Всемирным экономическим форумом (World Economic forum)) 1cн. Россия же занимает только 68 место из 124 по привлекательности  для туристов. Активное развитие транспорта, внедрение новых технологий, удешевляющих и ускоряющих путешествия, неизбежно  приводят к увеличению туристских потоков. А собственно развитие туризма неизбежно  оказывает положительное влияние  на экономику – появляется необходимость  совершенствования туристической  инфраструктуры, для чего формируются  новые рабочие места, увеличиваются  налоговые поступления. Все это  позволяет повысить уровень жизни  населения.

 Анализ  современного состояния туризма  в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта  сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается  ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос  на туристские услуги внутри  страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение  числа гостиниц международных  гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге  и других крупнейших городах  страны, создание отечественных гостиничных цепочек . Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только Красная Поляна и Сочи, но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня .

 В  настоящее время в стране насчитывается  более 6 тысяч гостиниц, тогда  как в 2004 году их насчитывалось  только 4 тысячи. С учетом количества  иных средств размещения, таких  как пансионаты, дома и базы  отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения  туристов составляет около 10 тысяч

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму  и путешествиям, доходы от туризма  в 2007 году в ВВП нашей страны с  учетом мультипликативного эффекта  составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в  туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2% .

Известно, что наша страна насчитывает огромное количество культурных и природных  достопримечательностей, а также  иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников. В России в настоящее время  действуют 103 музея-заповедника и 41 музей-усадьба (идентичные музеям-заповедникам по характеру деятельности объекты, отличающиеся, как правило, небольшой  территорией). Музеи-заповедники играют важнейшую роль в формировании привлекательного образа России за рубежом. Из 15 объектов культурного наследия, входящих в  список Всемирного наследия ЮНЕСКО, 12 находятся в составе музеев-заповедников. В соответствии с этим сеть музеев-заповедников как центров международного и внутреннего туризма требует постоянного совершенствования и развития.

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные  центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., то их явно не хватает .

Очевидным является и то, что туристский потенциал  страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного  отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует  более активного проведения государственной  политики в сфере туризма.

Москва  и Санкт-Петербург, являясь до сих  пор основными транспортными  воротами для въезда иностранных  туристов, принимают на себя до 75% международных  прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого  роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского  потока в нашу страну начало происходить  с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%.

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к  их решению, относятся недостаточное  развитие туристской инфраструктуры и  отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации  благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования .

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении  дальнейшего развития туризма в  России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог .

В последние  годы начал активно развиваться  горнолыжный туризм, однако для современного оснащения горнолыжных комплексов необходимы не только гостиницы, но и наличие инженерной и транспортной инфраструктуры – водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов.

 В  настоящее время на территории  Российской Федерации функционируют  около 150 горнолыжных комплексов. Самыми популярными горнолыжными комплексами Российской Федерации являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов), «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек.  Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.

1.2 Правовые основы  туристской деятельности  в России (назвать  и провести анализ  основных нормативно-правовых  актов, регулирующих туризм в России, включая программы и стратегии)

Туристская  деятельность, как и любой другой вид деятельности, не может существовать вне правовых норм. В настоящее  время эта сфера деятельности достаточно качественно урегулирована  нормативными актами различных уровней, хотя ряд проблем и пробелов, несомненно, существуют. В 2006-2007 годах, в результате эффективной правотворческой деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, Правительства  Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации были приняты нормативные правовые акты, сформировавшие в нашей стране правовые основы современного цивилизованного  туристского рынка. Современное  состояние нормативного правового регулирования в сфере туризма характеризуется следующими тенденциями :

  • развитием и реализацией правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;
  • усилением экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско–правовых обязательств, а как следствие - повышением прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;
  • появлением правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
  • развитием нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;
  • формированием правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);

Федеральный закон « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996г. №132 ФЗ в редакции от 05.02.2007г. (далее - Закон об основах туристской деятельности)- базовый закон в  сфере туризма.

Федеральный закон определяет принципы государственной  политики, направленной на установление правовых основ единого туристского  рынка в Российской Федерации, и  регулирует отношения, возникающие  при реализации права на отдых, свободу  передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования  туристских ресурсов Российской Федерации. В нем закреплены основные понятия, такие как «турист», туристические  ресурсы», туристская деятельность», определены основные и закреплены приоритетные виды туризма. Также в законе указанны основные права и обязанности туристов, особенности формирования и реализации туристского продукта, способы и условия обеспечения безопасности туризма. Изменения, внесенные федеральным законом от 05.02.2007 года, практически целиком посвящены финансовым гарантиям туроператоров. Так как с 01.01.2007 года отменено лицензирование турагентской и туроператорской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых, финансовые гарантии становятся весомым условием обеспечения прав туристов.

Федеральный закон « О защите прав потребителей»  от 07.02.1992 года в редакции от 21.12.2004 года (далее Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие  между исполнителями и потребителями  услуг, преимущественно в том  случае, если оказаны услуги ненадлежащего  качества либо небезопасные для жизни  или здоровья. Также в этом законе указан механизм защиты прав потребителей.

Информация о работе Государственное регулирование рынка туристских услуг