Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:44, реферат
Политика занятости и регулирования рынка труда
До последнего времени под давлением объективных и субъективных обстоятельств проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.
II. Государственное регулирование рынка труда
2.1 Политика занятости и регулирования рынка труда
До последнего времени 
под давлением объективных и 
субъективных обстоятельств проблемы 
использования трудового 
Государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются государственные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным 
постулатом стратегии занятости 
должно стать сохранение и до известных 
пределов повышение уровня занятости 
населения, одновременно не блокируя высвобождение 
лишней рабочей силы с предприятий. 
Речь идёт как об излишках, которые 
существуют давно и имеют хронический 
характер, так и о тех, что могут 
появиться в ходе модернизации производства 
и структурных изменений. Придётся 
справляться с очень сложной 
ситуацией, поскольку в последние 
годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные 
излишки рабочей силы во многих случаях 
скорее увеличились, чем уменьшились. 
Надо сохранять имеющиеся и 
Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос. Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике.
Назрела необходимость проведения 
ряда мер для переключения этих ресурсов 
на чисто финансовые сферы (или состояние 
консервации) в сферу реальной экономики. 
Надо найти способы, чтобы на определённых 
условиях возвратить капиталы, ушедшие 
за границу, легализовать в общественно 
- приемлемой форме средства теневой 
экономики, вовлечь их в народнохозяйственный 
оборот. Тогда можно будет рассчитывать 
на увеличение спроса как естественного 
и необходимого условия развития 
производства. С точки зрения макроэкономических 
пропорций такой вариант 
Предстоит глубокое реформирование 
на уровне предприятий, охватывающее всех 
занятых на них работников. Речь 
идёт о том, чтобы трудовые коллективы 
и отдельные работники 
Современный рынок труда - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.
Политика на рынке труда в ближайшем периоде будет направлена на:
обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
развитие кадрового потенциала 
путём совершенствования 
рост мобильности трудовых ресурсов.
Стабилизация на рынке 
труда требует изменения 
Государственное регулирование 
рынка труда целесообразно 
На макроуровне высшие 
органы законодательной и 
1. Согласование финансово 
- кредитной, структурной, 
2.Согласование социальной, 
демографической, миграционной 
3. Политика трудоустройства 
и социальной поддержки 
На региональном уровне государственное 
регулирование рынка труда в 
основном должно осуществляться в тех 
же направлениях. Субъектами регулирования 
в регионах являются соответственно 
органы законодательной и 
Политика трудоустройства 
и социальной поддержки незанятого 
населения в регионах в целом 
имеет те же задачи, что и на федеральном 
уровне. Поскольку задачи данного 
блока в значительной степени 
выполняются региональными 
На микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование поведения на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных и незарегистрированных предпринимателей и домохозяйств.
На предприятиях осуществляется 
управление персоналом, развитие систем 
отбора и внутрифирменных перемещений, 
подготовки и переподготовки кадров. 
От успешного решения 
В домохозяйствах осуществляются 
основные функции воспроизводства 
рабочей силы, от уровня благосостояния 
семей зависит суммарное 
Поддержание в период кризиса 
и особенно создание новых, технологически 
перспективных рабочих мест в 
послекризисной перспективе должно 
рассматриваться как 
2.2 Инструменты государственного регулирования
Можно указать на следующие основные инструменты государственного регулирования, так или иначе применяемого во многих странах с развитой рыночной экономикой. Во - первых, широкое распространение общего государственного планирования с применением целевых установок и ориентированных показателей. При этом общее государственное планирование охватывает такие важные показатели, как национальный доход, динамика цен, внешняя экономическая деятельность и т.д., и создает тем самым основу долгосрочной экономической политики. Все это способствует более динамичному и поступательному развитию рыночного хозяйства. Следует отметить, что современная система национальных счетов, на которую переходит Россия, основываются полностью на теоретических выводах неокейнсианцев.
Во-вторых, среднесрочное финансовое планирование, которое представляет собой механизм использования государственного бюджета в качестве основного инструмента всей системы государственного регулирования рыночных отношений. В-третьих, политика «согласования действий», сутью которой является достижение согласованности интересов работодателей, работников и государства. При этом происходит согласование размеров прибылей и заработной платы с учетом общих потребностей рыночной экономики той или иной страны. В-четвертых, активное применение такого инструмента, как государственная кредитно-денежная политика.
Экономическая политика российского правительства, направленная на уменьшение дефицита госбюджета путем сокращения государственных расходов, усиливает нестабильность положения многих российских граждан, работающих на предприятиях и организациях, деятельность которых долгое время была связана с государством как крупнейшим заказчиком и работодателем. В этой связи можно привести опят США 30-х годов, концентрированным выражением экономической политики которых является призыв к американской нации президента Ф.Рузвельта: «Расходы во имя собственного спасения», с которым он обратился к Конгрессу в 1938 году.
Целенаправленное воздействие на организационной аспект функционирования рынка труда требует гораздо меньше бюджетных средств, чем непосредственное поддержание спроса на труд или связанные с большими расходами подготовка трудовых ресурсов и обучение кадров.
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда