Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель работы реализуется на основе решения следующих задач:
1) Дать определение понятию «этика»
2) Выделить ее структурные аспекты
3) Охарактеризовать современное состояние этики государственного и муниципального служащих
4) Проанализировать проблемы формирования этики государственного и муниципального служащих
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного и муниципального служащих, как фактора повышения эффективности государственной и муниципальной служб.
Введение
3
1. Этика как явление: теоретические аспекты ……………………………………..
5
1.1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики……………………
5
1.3 Профессиональные этические кодексы…………………………………….
9
2. Этика государственного и муниципального служащего……………………………………………..
13
2.1 Государственные и муниципальные служащие как социально профессиональная группа….
13
2.2 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного и муниципального служащего………………………………
16
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих…………………………………………………………..
23
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы…………..
23
3.2 Формирование профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих……………………………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………………………
28
Список литературы………………
5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Филиал в г. Перми
Кафедра Теории и практики управления
Оценка_________________
Подпись преподавателя ______________
«____»________2010 г.
Проблемы этики государственных и муниципальных служащих
Курсовая работа
по дисциплине «Теория управления»
Бокариус Екатерины Александровны
студента курса I, группы ГМУ-412
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Руководитель:
Подпрятов Н.В.
Кандидат исторических наук
Доцент
Пермь 2010
Оглавление
Введение | 3 |
1. Этика как явление: теоретические аспекты …………………………………….. | 5 |
1.1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики…………………… | 5 |
1.3 Профессиональные этические кодексы……………………………………. | 9 |
2. Этика государственного и муниципального служащего…………………………………………….. |
13 |
2.1 Государственные и муниципальные служащие как социально профессиональная группа…. |
13 |
2.2 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного и муниципального служащего……………………………… |
16 |
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих………………………………………………………… |
23 |
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы………….. | 23 |
3.2 Формирование профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих………………………………………………………. |
25 |
Заключение…………………………………………………… | 28 |
Список литературы…………………………………………………… | 30 |
Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История этических идей демонстрирует, как складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как углубляется понимание природы морали, ее назначение, функции в жизни и закономерность развития.
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.
Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных и муниципальных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному и муниципальному служащему. Однако в государственных и муниципальных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.
Важная роль в становлении нового типа российской государственной и муниципальной службы принадлежит так называемому мотивационному ресурсу государственного и муниципального служащего – нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.
Вопросы этики государственного и муниципального служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это ещё не важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.
Актуальность темы определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного и муниципального служащего как одного из важнейших факторов, влияющих на эффективность работы государственных и муниципальных служб.
Цель моей работы заключается в определении проблем этики государственных и муниципальных служащих, определение путей совершенствования формирования этических норм государственного и муниципального служащего, как фактора повышения эффективности государственной и муниципальной службы.
Цель работы реализуется на основе решения следующих задач:
1) Дать определение понятию «этика»
2) Выделить ее структурные аспекты
3) Охарактеризовать современное состояние этики государственного и муниципального служащих
4) Проанализировать проблемы формирования этики государственного и муниципального служащих
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного и муниципального служащих, как фактора повышения эффективности государственной и муниципальной служб.
Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей, посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно или нечестно, справедливо или несправедливо.[1] Выражается это через поведение в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.
Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 века до нашей эры – получило название Мораль.[2]
Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том, что разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим собственным восприятием того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять то, как он будет действовать в специфической ситуации.
Таким образом, выделяют три основных типа ценностных ориентаций:
Абсолютный тип
Экзистенциалистский тип
Ситуационный тип
Абсолютист верит в то, что каждое решение является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым оно приводит.[3]
Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее предписанную систему ценностей) принимает решения на основании рационального выбора
Принятие решений ситуациониста основывается на представлении о том, какое из них может повлечь за собой наименьший ущерб или же, напротив, привести к наибольшей пользе.
Большинство людей, попадая в реальную ситуацию, выбирают, как правило, тот способ поведения, который находится где-то между этими тремя типами. Они принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число которых входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и чувство долга. Специалисты по РR сталкиваются еще с одной проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять одновременно: общественным интересам, интересам клиента, должны соответствовать личным ценностям.[4]
В идеальном мире все эти установки не должны конфликтовать друг с другом. Однако в реальности очень часто их конфликт неизбежен. Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами профессионального поведения, устанавливают приемлемые норы поведения для профессионалов и сотрудников организации. Кодексы имеют и такие организации, как Общество связей с общественностью Америки и Международная ассоциация специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации.[5]
Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем. Этические системы можно разделить на три группы:
Осмысление профессиональной этики
Этика возрастных групп, религиозных групп и т.д.
Этика замкнутых идеологических систем
Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.
Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло».[6]
Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному идеалу – это способность выбирать.
Этика имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим обязанностям государственным и муниципальных служащих, уровням управления или формам организации труда. Например, можно говорить о формировании специальных нравственных требований для сотрудников вертикали социального обеспечения, или служб налоговых инспекций, а также для тех подразделений государственных и муниципальных органов, которые используют в своей деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т.п.[7]
Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается также в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности.[8] Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.
Кроме того, весь предшествующий опыт был связан, прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы формирования ответственности учитывали этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности.[9]
Требования этики государственного и муниципального служащего становятся всё более сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику этического воспитания входит:[10]
1) Создание этических ассоциаций;
2) Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин
Таким образом, этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Этика государственного и муниципального служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями.
Под этикой государственного и муниципального служащего[11] всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения).[12]
Информация о работе Проблемы этики государственных и муниципальных служащих