Аборт как проблема биомедицинской этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 02:17, реферат

Краткое описание

Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию. При этом одни из них служат для ограничения рождаемости (аборт, контрацепция), другие - способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). Применение репродуктивных технологий в 21 веке носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и юридического статуса.

Оглавление

1.Аборт как проблема биомедицинской этики 2
2.Практика искусственного прерывания беременности в истории человечества 3
3.Проблема статуса человеческого эмбриона 5
4.Этико-правовые аспекты проблемы аборта 9
5.Социально-политический аспект проблемы аборта 11
6.Проблема аборта в контексте религии 12
7.Этические решения проблемы аборта

Файлы: 1 файл

Аборт.docx

— 59.56 Кб (Скачать)
Северный  Государственный Медицинский Университет                                   Институт общественного здоровья, здравоохранения и социальных работ.
Аборт как проблема биомедицинской этики
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Работу выполнил студент II курса

Стоматологического  факультета

Серебренников Иван Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Архангельск 2011

Содержание: 

1.Аборт как  проблема биомедицинской этики                                                                2

2.Практика  искусственного прерывания беременности  в истории человечества         3

3.Проблема статуса человеческого эмбриона                                                         5

4.Этико-правовые  аспекты проблемы аборта                                                          9

5.Социально-политический аспект проблемы аборта                                              11

6.Проблема  аборта в контексте религии                                                               12

7.Этические  решения проблемы аборта                                                                13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Аборт  как проблема биомедицинской  этики

     Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные  формы медицинского вмешательства  в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию. При  этом одни из них служат для ограничения  рождаемости (аборт, контрацепция), другие - способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). Применение репродуктивных технологий в 21 веке носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и  юридического статуса.

     В истории развития медицины и культуры человечества отношение врача к  аборту стало одной из первых и  основных этико-медицинских проблем, сохраняющих актуальность до настоящего времени. В медицинском понимании  аборт – это прерывание беременности до срока, при котором она может  завершиться родами. 

     Биоэтическая  проблема аборта заключается в обосновании  моральной допустимости или недопустимости аборта как практики вмешательства  в жизнь человека на стадии внутриутробного  развития. Данная проблема фокусирует в себе основополагающие вопросы  человеческого существования, от решения  которых зависит решение и  многих другие проблем биоэтики –  когда начинает жизнь человека? Кто  имеет право решать за человека –  жить ему или умереть?

     В биоэтике проблема искусственного прерывания беременности состоит в решении  морально-этических, правовых, социальных и религиозных вопросов, связанных  с медицинской практикой искусственного аборта. Эти аспекты тесно взаимосвязаны  друг с другом, но в то же время  в ряде случаев вступают в противоречие. Возможное, допустимое с правовой и/или  научно-медицинской точки зрения является недопустимым, неприемлемым с моральной точки зрения.

     В области медицины, биомедицинской этики, юриспруденции выделяют различные  виды абортов. В медицинской науке  и практике различают самопроизвольное и искусственное прерывание беременности. Самопроизвольное прерывание беременности (выкидыш) – это явление, полностью  относящееся к области медицины, и не является предметом исследования биомедицинской этики. Искусственное  прерывание беременности (аборт) представляет собой процесс использования  медицинских технологий человеком, нацеленный на прерывание естественного  течения процесса беременности в  организме женщины, т.е. активное целенаправленное деструктивное вмешательство человека в процессы жизнедеятельности другого  человека.  
В правовой сфере в настоящее время в соответствии с действующим законодательством выделяют легальный и криминальный аборты, т.е. произведенные в соответствии с нормами действующего законодательства или нарушающие его. По действующему в нашей стране законодательству, существуют аборты «по желанию женщины», «по социальным показаниям» и «по медицинским показаниям». Наибольшее количество этических вопросов возникает в связи с абортами, производимыми пожеланию женщины и по социальным показаниям, т.к. в этой области в наибольшей степени проявляется свобода человека по вмешательству не только в естественные процессы человеческой жизнедеятельности, но и в духовную, социальную жизнь человека, область его прав и свобод.

     В биомедицинской этике при анализе  проблемы аборта рассматриваются типы абортов, выделенные с позиций современного права. Однако существуют и другие типологии. Например, известный современный  биоэтик Жак Судо выделяет лечебный и эугенический виды аборта. Лечебный – это аборт, который производится по медицинским показаниям с целью  сохранения жизни и здоровья матери. Эугенический – это искусственное  прерывание беременности по желанию  женщины или социальным показаниям.

     В данной проблеме сконцентрировался  ряд противоречий, свойственных медицинской  культуре современного общества. Во-первых, отношение людей к аборту как  операции, такой же, как и любая  другая медицинская операция противостоит мнению о том, что аборт – это  форма убийства человека (детоубийства), просто совершаемому не во внешнем мире, а внутри организма женщины-матери. Это противоречие мнений непосредственным образом связано с вопросом о том, признавать человеческий эмбрион человеком или считать его всего лишь естественным новообразованием в организме женщины, которое при определенных условиях может стать человеком. Второе основополагающее противоречие проблемы аборта заключается в решении проблемы права распоряжаться жизнью другого человека – решать вопрос о жизни (или смерти) человека, в данном случае – еще не родившегося. 

     В России и на практическом, и на теоретическом  уровне преобладает отношение к  аборту как медицинской операции, которая является делом врачей и самой женщины. До середины 90-х годов 20 в. наша страна занимала первое место в мире по производству абортов. В западных странах проблема аборта стоит в центре этико-правовых дискуссий на протяжении трех последних десятилетий.

     В научно-медицинском аспекте проблема аборта предстает в достаточно противоречивом виде. С одной стороны, развитие медицинских  технологий, в том числе разработка наименее травматичных и безболезненных для женщины техник проведения операции искусственного прерывания беременности, позволило сделать ее доступной  и широко используемой в медицинской  практике. С другой стороны, в медицинской  науке и практике накоплен большой  объем знаний о возможных негативных последствиях данной операции для здоровья женщины. К этому следует добавить психо-эмоциональные и морально-этические  переживания женщины, перенесшей операцию по искусственному прерыванию беременности, с которыми она, как правило, остается один на один. Эти переживания серьезно нарушают ее жизнь, трансформируясь  в социально-психологические проблемы, психо-эмоциональные нарушения, которые  могут принимать форму нервных, психосоматических и даже психических  заболеваний. 
Таким образом, аборт – это не просто медицинская технология искусственного прерывания беременности. Это деструктивный акт вмешательства человека во все сферы жизнедеятельности людей, имеющих к нему отношение и свое представление о различных его аспектах – от возможных родителей, их знакомых и родственников до врачей и других медицинских работников, вовлеченных в процесс принятия решения и проведения аборта. 
 

2.Практика  искусственного прерывания  беременности в  истории человечества

     История использования человечеством практики искусственного прерывания беременности свидетельствует о том, что эта  проблема абортов имеет глубокие социокультурные корни, затрагивающие  самые основы человеческого существования. Она зародилась в глубокой древности  и пройдя через многие эпохи, через  совершенствование непосредственно  медицинской технологии искусственного прерывания беременности сохраняется  и в наши дни, ставя все новые  этические вопросы. 
Первые упоминания об искусственном прерывании беременности встречаются в египетских папирусах. О них говорится в документах Римской империи, в трудах Гиппократа и Авиценны, в высказываниях Аристотеля и Цицерона. 
В древние времена искусственное прерывание беременности не считалось преступлением. Платон считал, что «повитухи могут оказывать помощь беременным или сделать выкидыш в случае, если таковой желателен». Аристотель указывал, что «если у супругов против ожидания зарождаются дети, то плод должен быть вытравлен раньше, чем в нем появилось ощущение жизни и жизнь». В Древнем Риме искусственный аборт был настолько обычным явлением, что производился на городских площадях и рынках. 
В то же время древнеримский политик, выдающийся оратор М.Т. Цицерон высказывался за наказание женщины, прибегнувшей к аборту. Ему приписывают слова о том, что «женщина должна быть наказана за изгнание плода, так как она крадет у республики предназначенного для нее гражданина». 

     В Древней Индии аборт рассматривался как величайшее преступление, поскольку  ребенок, находившийся в теле матери, не способен защищаться и его жизнь  зависит полностью от матери. Согласно древнеиндийским законам, убийство мужчины – преступление; убийство женщины – более тяжкое преступление, поскольку она слаба; убийство ребенка – еще большее преступление, а погубить еще не родившегося ребенка, находящегося в утробе матери – самое ужасное преступление, грех не подлежащий прощению.

     В Средние века по мере распространения  христианской религии укрепляется  взгляд на аборт как на преступление (убийство).Со II в. н.э. христианская заповедь «не убий» распространяется и  на зародыш, находящийся в теле матери. Василий Великий (IV – V вв.) писал: «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению, как за убийство». Моральной нормой, ставшей основой  многих европейских законодательств, становится позиция, отраженная в постановлении  Константинопольского Собора 672 года: «Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого  человека или существо в самом  начале его образования».

Практика  сурового наказания за аборт для  женщины и врача его произведшего устанавливается в европейских  странах в эпоху Средневековья (V – XVI вв.) и сохраняется до Нового времени (XYII в.). Мера наказания за аборт в различных странах и в разные времена была неодинаковой. Так, в XYI веке искусственное прерывание беременности каралось смертной казнью в Англии (1524г.), Германии (1533 г.), во Франции (1562 г.). К XV – XVII вв. под влиянием христианской морали и суровых законов аборт как медицинская операция практически исчезает из врачебной практики.

     Гуманизм  эпохи Возрождения изменил отношение  к абортам и наказаниям за него. Так, известный итальянский юрист  Беккариа (1738 –1794) в своем трактате «О преступлении и наказании» пишет, что при определении наказания  женщины за аборт следует учитывать  тяжкие социально-экономические условия, что требует смягчения наказания. В качестве предупреждения абортов  Беккариа рекомендует организацию  приютов, помощь «падшим» женщинам (родившим ребенка вне брака). В конце XYIII века во Франции, в период Великой  французской революции, женщина, сделавшая  аборт не наказывалась, а лицо, произведшее  его, каралось 20 годами тюремного заключения. Однако с приходом к власти Наполеона  стала подвергаться наказанию и  женщина. 
Поворотным моментом в истории практики искусственного прерывания беременности становится 1852 год. После упорной борьбы в Парижской медицинской академии, под давлением статистики женской смертности при кесаревом сечении, аборт снова вступает в число акушерских операций в случаях анатомического сужения таза у беременных женщин. Позднее в качестве допустимых медицинских показаний для проведения аборта признаются и другие причины, составляющие «угрозу жизни матери». 
Смертная казнь за проведение аборта постепенно вытесняется из европейских законодательств, хотя аборт продолжает сохранять статус преступления «против жизни, против семьи и общественной нравственности». К началу XIX века смертная казнь была отменена в большинстве стран, но меры наказания в течение многих лет оставались суровыми.

     В России отношение к абортам на уровне общественной морали, основанной на христианском вероучении, было однозначно негативным. Во второй половине XYII века в России специальным указом, изданным царем Алексеем Михайловичем, была введена смертная казнь за произведенный  аборт. В 1715 году Петр I отменил смертную казнь, заменив ее другими видами наказания. В первом русском Уголовном  кодексе 1832 года изгнание плода упоминается  среди видов смертоубийства. В  уложении о наказаниях 1885 года (ст. 1461, 1462) предусматривалось наказание  за искусственный аборт в виде 4-5 лет каторжных работ, лишение  всех прав состояния, ссылки в Сибирь на поселение. Уголовное уложение 1903 года смягчает меры наказания: «Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом  на срок не свыше 3 лет, врач – от 1,5 до 6 лет».

Информация о работе Аборт как проблема биомедицинской этики