Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 02:17, реферат
Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию. При этом одни из них служат для ограничения рождаемости (аборт, контрацепция), другие - способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). Применение репродуктивных технологий в 21 веке носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и юридического статуса.
1.Аборт как проблема биомедицинской этики 2
2.Практика искусственного прерывания беременности в истории человечества 3
3.Проблема статуса человеческого эмбриона 5
4.Этико-правовые аспекты проблемы аборта 9
5.Социально-политический аспект проблемы аборта 11
6.Проблема аборта в контексте религии 12
7.Этические решения проблемы аборта
Северный
Государственный Медицинский |
Аборт как проблема биомедицинской этики |
Работу выполнил студент II курса
Стоматологического факультета
Серебренников
Иван Владимирович
Архангельск 2011
Содержание:
1.Аборт как
проблема биомедицинской этики
2.Практика
искусственного прерывания
3.Проблема
статуса человеческого эмбриона
4.Этико-правовые
аспекты проблемы аборта
5.Социально-политический
аспект проблемы аборта
6.Проблема
аборта в контексте религии
7.Этические
решения проблемы аборта
1.Аборт как проблема биомедицинской этики
Искусственный
аборт, контрацепция, различные репродуктивные
технологии – это современные
формы медицинского вмешательства
в процесс воспроизводства
В истории развития медицины и культуры человечества отношение врача к аборту стало одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих актуальность до настоящего времени. В медицинском понимании аборт – это прерывание беременности до срока, при котором она может завершиться родами.
Биоэтическая проблема аборта заключается в обосновании моральной допустимости или недопустимости аборта как практики вмешательства в жизнь человека на стадии внутриутробного развития. Данная проблема фокусирует в себе основополагающие вопросы человеческого существования, от решения которых зависит решение и многих другие проблем биоэтики – когда начинает жизнь человека? Кто имеет право решать за человека – жить ему или умереть?
В
биоэтике проблема искусственного прерывания
беременности состоит в решении
морально-этических, правовых, социальных
и религиозных вопросов, связанных
с медицинской практикой
В
области медицины, биомедицинской этики,
юриспруденции выделяют различные
виды абортов. В медицинской науке
и практике различают самопроизвольное
и искусственное прерывание беременности.
Самопроизвольное прерывание беременности
(выкидыш) – это явление, полностью
относящееся к области
В правовой сфере в настоящее время в соответствии
с действующим законодательством выделяют
легальный и криминальный аборты, т.е.
произведенные в соответствии с нормами
действующего законодательства или нарушающие
его. По действующему в нашей стране законодательству,
существуют аборты «по желанию женщины»,
«по социальным показаниям» и «по медицинским
показаниям». Наибольшее количество этических
вопросов возникает в связи с абортами,
производимыми пожеланию женщины и по
социальным показаниям, т.к. в этой области
в наибольшей степени проявляется свобода
человека по вмешательству не только в
естественные процессы человеческой жизнедеятельности,
но и в духовную, социальную жизнь человека,
область его прав и свобод.
В биомедицинской этике при анализе проблемы аборта рассматриваются типы абортов, выделенные с позиций современного права. Однако существуют и другие типологии. Например, известный современный биоэтик Жак Судо выделяет лечебный и эугенический виды аборта. Лечебный – это аборт, который производится по медицинским показаниям с целью сохранения жизни и здоровья матери. Эугенический – это искусственное прерывание беременности по желанию женщины или социальным показаниям.
В данной проблеме сконцентрировался ряд противоречий, свойственных медицинской культуре современного общества. Во-первых, отношение людей к аборту как операции, такой же, как и любая другая медицинская операция противостоит мнению о том, что аборт – это форма убийства человека (детоубийства), просто совершаемому не во внешнем мире, а внутри организма женщины-матери. Это противоречие мнений непосредственным образом связано с вопросом о том, признавать человеческий эмбрион человеком или считать его всего лишь естественным новообразованием в организме женщины, которое при определенных условиях может стать человеком. Второе основополагающее противоречие проблемы аборта заключается в решении проблемы права распоряжаться жизнью другого человека – решать вопрос о жизни (или смерти) человека, в данном случае – еще не родившегося.
В России и на практическом, и на теоретическом уровне преобладает отношение к аборту как медицинской операции, которая является делом врачей и самой женщины. До середины 90-х годов 20 в. наша страна занимала первое место в мире по производству абортов. В западных странах проблема аборта стоит в центре этико-правовых дискуссий на протяжении трех последних десятилетий.
В
научно-медицинском аспекте
Таким образом, аборт – это не просто медицинская
технология искусственного прерывания
беременности. Это деструктивный акт вмешательства
человека во все сферы жизнедеятельности
людей, имеющих к нему отношение и свое
представление о различных его аспектах
– от возможных родителей, их знакомых
и родственников до врачей и других медицинских
работников, вовлеченных в процесс принятия
решения и проведения аборта.
2.Практика искусственного прерывания беременности в истории человечества
История
использования человечеством
Первые упоминания об искусственном прерывании
беременности встречаются в египетских
папирусах. О них говорится в документах
Римской империи, в трудах Гиппократа
и Авиценны, в высказываниях Аристотеля
и Цицерона.
В древние времена искусственное прерывание
беременности не считалось преступлением.
Платон считал, что «повитухи могут оказывать
помощь беременным или сделать выкидыш
в случае, если таковой желателен». Аристотель
указывал, что «если у супругов против
ожидания зарождаются дети, то плод должен
быть вытравлен раньше, чем в нем появилось
ощущение жизни и жизнь». В Древнем Риме
искусственный аборт был настолько обычным
явлением, что производился на городских
площадях и рынках.
В то же время древнеримский политик, выдающийся
оратор М.Т. Цицерон высказывался за наказание
женщины, прибегнувшей к аборту. Ему приписывают
слова о том, что «женщина должна быть
наказана за изгнание плода, так как она
крадет у республики предназначенного
для нее гражданина».
В
Древней Индии аборт
В Средние века по мере распространения христианской религии укрепляется взгляд на аборт как на преступление (убийство).Со II в. н.э. христианская заповедь «не убий» распространяется и на зародыш, находящийся в теле матери. Василий Великий (IV – V вв.) писал: «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению, как за убийство». Моральной нормой, ставшей основой многих европейских законодательств, становится позиция, отраженная в постановлении Константинопольского Собора 672 года: «Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования».
Практика
сурового наказания за аборт для
женщины и врача его
Гуманизм
эпохи Возрождения изменил
Поворотным моментом в истории практики
искусственного прерывания беременности
становится 1852 год. После упорной борьбы
в Парижской медицинской академии, под
давлением статистики женской смертности
при кесаревом сечении, аборт снова вступает
в число акушерских операций в случаях
анатомического сужения таза у беременных
женщин. Позднее в качестве допустимых
медицинских показаний для проведения
аборта признаются и другие причины, составляющие
«угрозу жизни матери».
Смертная казнь за проведение аборта постепенно
вытесняется из европейских законодательств,
хотя аборт продолжает сохранять статус
преступления «против жизни, против семьи
и общественной нравственности». К началу
XIX века смертная казнь была отменена в
большинстве стран, но меры наказания
в течение многих лет оставались суровыми.
В России отношение к абортам на уровне общественной морали, основанной на христианском вероучении, было однозначно негативным. Во второй половине XYII века в России специальным указом, изданным царем Алексеем Михайловичем, была введена смертная казнь за произведенный аборт. В 1715 году Петр I отменил смертную казнь, заменив ее другими видами наказания. В первом русском Уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминается среди видов смертоубийства. В уложении о наказаниях 1885 года (ст. 1461, 1462) предусматривалось наказание за искусственный аборт в виде 4-5 лет каторжных работ, лишение всех прав состояния, ссылки в Сибирь на поселение. Уголовное уложение 1903 года смягчает меры наказания: «Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач – от 1,5 до 6 лет».