Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 02:17, реферат
Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию. При этом одни из них служат для ограничения рождаемости (аборт, контрацепция), другие - способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). Применение репродуктивных технологий в 21 веке носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и юридического статуса.
1.Аборт как  проблема биомедицинской этики                                                                2
2.Практика  искусственного прерывания беременности  в истории человечества         3
3.Проблема статуса человеческого эмбриона                                                         5
4.Этико-правовые  аспекты проблемы аборта                                                          9
5.Социально-политический аспект проблемы аборта                                              11
6.Проблема  аборта в контексте религии                                                               12
7.Этические  решения проблемы аборта
| Северный 
  Государственный Медицинский | 
| Аборт как проблема биомедицинской этики | 
Работу выполнил студент II курса
Стоматологического факультета
Серебренников 
Иван Владимирович 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Архангельск 2011
Содержание: 
1.Аборт как 
проблема биомедицинской этики 
2.Практика 
искусственного прерывания 
3.Проблема 
статуса человеческого эмбриона                      
4.Этико-правовые 
аспекты проблемы аборта       
5.Социально-политический 
аспект проблемы аборта                        
6.Проблема 
аборта в контексте религии    
7.Этические 
решения проблемы аборта       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Аборт как проблема биомедицинской этики
     Искусственный 
аборт, контрацепция, различные репродуктивные 
технологии – это современные 
формы медицинского вмешательства 
в процесс воспроизводства 
В истории развития медицины и культуры человечества отношение врача к аборту стало одной из первых и основных этико-медицинских проблем, сохраняющих актуальность до настоящего времени. В медицинском понимании аборт – это прерывание беременности до срока, при котором она может завершиться родами.
Биоэтическая проблема аборта заключается в обосновании моральной допустимости или недопустимости аборта как практики вмешательства в жизнь человека на стадии внутриутробного развития. Данная проблема фокусирует в себе основополагающие вопросы человеческого существования, от решения которых зависит решение и многих другие проблем биоэтики – когда начинает жизнь человека? Кто имеет право решать за человека – жить ему или умереть?
     В 
биоэтике проблема искусственного прерывания 
беременности состоит в решении 
морально-этических, правовых, социальных 
и религиозных вопросов, связанных 
с медицинской практикой 
     В 
области медицины, биомедицинской этики, 
юриспруденции выделяют различные 
виды абортов. В медицинской науке 
и практике различают самопроизвольное 
и искусственное прерывание беременности. 
Самопроизвольное прерывание беременности 
(выкидыш) – это явление, полностью 
относящееся к области 
В правовой сфере в настоящее время в соответствии 
с действующим законодательством выделяют 
легальный и криминальный аборты, т.е. 
произведенные в соответствии с нормами 
действующего законодательства или нарушающие 
его. По действующему в нашей стране законодательству, 
существуют аборты «по желанию женщины», 
«по социальным показаниям» и «по медицинским 
показаниям». Наибольшее количество этических 
вопросов возникает в связи с абортами, 
производимыми пожеланию женщины и по 
социальным показаниям, т.к. в этой области 
в наибольшей степени проявляется свобода 
человека по вмешательству не только в 
естественные процессы человеческой жизнедеятельности, 
но и в духовную, социальную жизнь человека, 
область его прав и свобод.
В биомедицинской этике при анализе проблемы аборта рассматриваются типы абортов, выделенные с позиций современного права. Однако существуют и другие типологии. Например, известный современный биоэтик Жак Судо выделяет лечебный и эугенический виды аборта. Лечебный – это аборт, который производится по медицинским показаниям с целью сохранения жизни и здоровья матери. Эугенический – это искусственное прерывание беременности по желанию женщины или социальным показаниям.
В данной проблеме сконцентрировался ряд противоречий, свойственных медицинской культуре современного общества. Во-первых, отношение людей к аборту как операции, такой же, как и любая другая медицинская операция противостоит мнению о том, что аборт – это форма убийства человека (детоубийства), просто совершаемому не во внешнем мире, а внутри организма женщины-матери. Это противоречие мнений непосредственным образом связано с вопросом о том, признавать человеческий эмбрион человеком или считать его всего лишь естественным новообразованием в организме женщины, которое при определенных условиях может стать человеком. Второе основополагающее противоречие проблемы аборта заключается в решении проблемы права распоряжаться жизнью другого человека – решать вопрос о жизни (или смерти) человека, в данном случае – еще не родившегося.
В России и на практическом, и на теоретическом уровне преобладает отношение к аборту как медицинской операции, которая является делом врачей и самой женщины. До середины 90-х годов 20 в. наша страна занимала первое место в мире по производству абортов. В западных странах проблема аборта стоит в центре этико-правовых дискуссий на протяжении трех последних десятилетий.
     В 
научно-медицинском аспекте 
Таким образом, аборт – это не просто медицинская 
технология искусственного прерывания 
беременности. Это деструктивный акт вмешательства 
человека во все сферы жизнедеятельности 
людей, имеющих к нему отношение и свое 
представление о различных его аспектах 
– от возможных родителей, их знакомых 
и родственников до врачей и других медицинских 
работников, вовлеченных в процесс принятия 
решения и проведения аборта. 
2.Практика искусственного прерывания беременности в истории человечества
     История 
использования человечеством 
Первые упоминания об искусственном прерывании 
беременности встречаются в египетских 
папирусах. О них говорится в документах 
Римской империи, в трудах Гиппократа 
и Авиценны, в высказываниях Аристотеля 
и Цицерона. 
В древние времена искусственное прерывание 
беременности не считалось преступлением. 
Платон считал, что «повитухи могут оказывать 
помощь беременным или сделать выкидыш 
в случае, если таковой желателен». Аристотель 
указывал, что «если у супругов против 
ожидания зарождаются дети, то плод должен 
быть вытравлен раньше, чем в нем появилось 
ощущение жизни и жизнь». В Древнем Риме 
искусственный аборт был настолько обычным 
явлением, что производился на городских 
площадях и рынках. 
В то же время древнеримский политик, выдающийся 
оратор М.Т. Цицерон высказывался за наказание 
женщины, прибегнувшей к аборту. Ему приписывают 
слова о том, что «женщина должна быть 
наказана за изгнание плода, так как она 
крадет у республики предназначенного 
для нее гражданина». 
     В 
Древней Индии аборт 
В Средние века по мере распространения христианской религии укрепляется взгляд на аборт как на преступление (убийство).Со II в. н.э. христианская заповедь «не убий» распространяется и на зародыш, находящийся в теле матери. Василий Великий (IV – V вв.) писал: «Умышленно погубившая зачатый в утробе плод подлежит осуждению, как за убийство». Моральной нормой, ставшей основой многих европейских законодательств, становится позиция, отраженная в постановлении Константинопольского Собора 672 года: «Разницы нет, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования».
Практика 
сурового наказания за аборт для 
женщины и врача его 
     Гуманизм 
эпохи Возрождения изменил 
Поворотным моментом в истории практики 
искусственного прерывания беременности 
становится 1852 год. После упорной борьбы 
в Парижской медицинской академии, под 
давлением статистики женской смертности 
при кесаревом сечении, аборт снова вступает 
в число акушерских операций в случаях 
анатомического сужения таза у беременных 
женщин. Позднее в качестве допустимых 
медицинских показаний для проведения 
аборта признаются и другие причины, составляющие 
«угрозу жизни матери». 
Смертная казнь за проведение аборта постепенно 
вытесняется из европейских законодательств, 
хотя аборт продолжает сохранять статус 
преступления «против жизни, против семьи 
и общественной нравственности». К началу 
XIX века смертная казнь была отменена в 
большинстве стран, но меры наказания 
в течение многих лет оставались суровыми.
В России отношение к абортам на уровне общественной морали, основанной на христианском вероучении, было однозначно негативным. Во второй половине XYII века в России специальным указом, изданным царем Алексеем Михайловичем, была введена смертная казнь за произведенный аборт. В 1715 году Петр I отменил смертную казнь, заменив ее другими видами наказания. В первом русском Уголовном кодексе 1832 года изгнание плода упоминается среди видов смертоубийства. В уложении о наказаниях 1885 года (ст. 1461, 1462) предусматривалось наказание за искусственный аборт в виде 4-5 лет каторжных работ, лишение всех прав состояния, ссылки в Сибирь на поселение. Уголовное уложение 1903 года смягчает меры наказания: «Мать, виновная в умерщвлении своего плода, наказывается заключением в исправительный дом на срок не свыше 3 лет, врач – от 1,5 до 6 лет».