Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 02:17, реферат
Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию. При этом одни из них служат для ограничения рождаемости (аборт, контрацепция), другие - способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). Применение репродуктивных технологий в 21 веке носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и юридического статуса.
1.Аборт как проблема биомедицинской этики 2
2.Практика искусственного прерывания беременности в истории человечества 3
3.Проблема статуса человеческого эмбриона 5
4.Этико-правовые аспекты проблемы аборта 9
5.Социально-политический аспект проблемы аборта 11
6.Проблема аборта в контексте религии 12
7.Этические решения проблемы аборта
За
полный запрет абортов выступает
буддизм. Иудаисты допускают возможность
аборта только в случае, когда развитие
беременности представляет угрозу жизни
матери.
В мусульманстве вопросы регулирования
деторождаемости являются одними из самых
актуальных. На общемусульманском уровне
нет четкого ответа, имеет ли женщина право
сделать аборт, принимать медицинские
средства против беременности и т.д. В
1988 г. 5-я сессия Совета Исламской академии
правоведения (фикха) провела дискуссию
по этим вопросам. Правоведы исходили
из того, что, согласно Шариату, одной из
целей брака является деторождение и продолжение
человеческого рода, а любое препятствие
этому является нарушением положений
Шариата и положений, содержащихся в священных
текстах. Мусульманские правоведы единодушно
соглашаются в том, что аборт запрещен
после того, как плод полностью сформировался
и обрел душу, что согласно хадисам, происходит
примерно через 6 недель после наступления
беременности (Муслим, Кадар, 3). Аборт после
этого срока считается преступлением
против законов Ислама, ибо представляет
собой преступление против сформировавшегося,
живого человеческого существа. Есть только
одно исключение: если после того, как
ребенок полностью сформировался, становится
ясно, что продолжение беременности приведет
к смерти матери, т.к. в этом случае выбирается
меньшее из зол . Таким образом, все мировые
религии считают аборт недопустимым явлением
в жизни человека, хотя и допускают его
при исключительных условиях в некоторых
случаях.
7.Этические решения проблемы аборта
При
решении этических вопросов, связанных
с технологией искусственного прерывания
беременности, выделяются два основных
подхода – сторонников и
При
консервативном подходе исходной моральной
нормой является фраза из Клятвы Гиппократа:
«Я не вручу никакой женщине
Главным аргументом противников абортов
является утверждение о том, что зародыш
является человеческим существом. «Поскольку
право на жизнь составляет неотъемлемое
право каждого человеческого существа,
то зародыш также имеет такое право. Значит,
аборт недопустим с моральной точки зрения,
аборты следует запретить (в тех странах,
где они разрешены) и ни в коем случае не
разрешать (если они в данное время в данной
стране запрещены)». Противники аборта
используют данные современной микробиологии
и эмбриологии, свидетельствующие о возникновении
у эмбриона на самых ранних стадиях его
развития разнообразных показателей его
жизнедеятельности как человеческого
организма.
Сторонники аборта, не отрицая и не подвергая сомнению научных фактов о показателях жизнедеятельности зародыша как развивающегося человеческого организма, обращаются к проблеме существования ситуаций, в которых искусственное прерывание беременности является вынужденной мерой, злом, но допустимым в силу сложившихся обстоятельств. Это случаи, когда развитие беременности грозит смертью матери, когда беременность произошла в силу изнасилования.
Противники
аборта считают, что убивать зародившуюся
жизнь нельзя даже в таких случаях,
так как ребенок является невинным
существом, не имеющим сознательного
намерения причинения вреда матери
и он не виноват в условиях своего
зачатия. Ж. Судо считает, что терапевтический
(по медицинским показаниям) аборт
является допустимым только в том
случае, когда срабатывает принцип
двойного эффекта: дозволено сделать
доброе дело (спасти жизнь матери), даже
если это имеет негативное последствие,
которое не преследуется само по себе
(смерть плода). (Например, в случае удаления
детородных органов женщины в
связи с угрожающим ее жизни заболеванием).
Таким образом, терапевтический
аборт представляет собой случай
использования медицинской
«Смягченной антиабортной позицией» считается
такая, которая «в принципе считает аборт
недопустимым, но в виде исключения, в
тех случаях, когда возникают медицинские
противопоказания, или когда речь идет
об изнасиловании, признает возможность
вмешательства». Сама же допустимость
исключений аргументируется необходимостью
учитывать интересы матери и ее желание.
В первом случае – при медицинских противопоказаниях
– нарушается право матери на жизнь (и
здоровье). Во втором – при изнасиловании
– отсутствует добровольное согласие
женщины. Таким образом, в смягченной антиабортной
позиции учитывается не только право на
жизнь ребенка, но и право на жизнь, здоровье,
свободу матери.
Противники аборта, в том числе и при смягченной антиабортной позиции, в основе своих аргументов имеют тезис: зародыш – человеческое существо, которое имеет право на жизнь, а, следовательно, аборт – это убийство.
При рассмотрении моральных аспектов проблемы аборта, обращается внимание на ответственность (биологическую и социальную) матери перед ребенком как беспомощным существом, которому нужна забота на всем протяжении периода его развития и становления как человека. Кроме того, в человеческом обществе существует понятие морального долга – долга сильного защищать и заботиться о слабом.