Аборт как проблема биомедицинской этики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 02:17, реферат

Краткое описание

Искусственный аборт, контрацепция, различные репродуктивные технологии – это современные формы медицинского вмешательства в процесс воспроизводства человека, в его репродуктивную функцию. При этом одни из них служат для ограничения рождаемости (аборт, контрацепция), другие - способствуют рождаемости (методы искусственного оплодотворения). Применение репродуктивных технологий в 21 веке носит массовый характер и происходит на фоне принципиальных изменений их нравственной оценки и юридического статуса.

Оглавление

1.Аборт как проблема биомедицинской этики 2
2.Практика искусственного прерывания беременности в истории человечества 3
3.Проблема статуса человеческого эмбриона 5
4.Этико-правовые аспекты проблемы аборта 9
5.Социально-политический аспект проблемы аборта 11
6.Проблема аборта в контексте религии 12
7.Этические решения проблемы аборта

Файлы: 1 файл

Аборт.docx

— 59.56 Кб (Скачать)

     Но  моральный статус человеческого  существа не определяется набором физиологических  реакций и свойств. Моральный  статус человеческого эмбриона –  это один из многих аспектов его  статуса, причем наиболее трудный для  своего определения.  
Критерием морального статуса плода является его включенность в моральное отношение, которое возникает, когда плод, эмбрион, зародыш, «сгусток ткани» становится объектом моральной рефлексии и для матери, в тот или иной критический момент выбора, и для человеческой культуры. Человеческая культура самой постановкой проблемы о моральном статусе эмбриона уже делает его субъектом фундаментальных моральных прав, проявляя при этом моральные качества человеческого рода в целом, такие как солидарность, долг, взаимоответственность, свобода, любовь, милосердие. 
Правовой статус в определенной степени более однозначен, и аргумент, позволяющий его определить, является основополагающим для решения проблемы аборта. Человеческий эмбрион – это живой организм, который имеет право на жизнь в силу, с одной стороны, принадлежности к миру живых существ, с другой стороны – в силу потенциальной возможности развиться до уровня человека.  
В статье 20 сказано: «Каждый имеет право на жизнь». Но возникает вопрос: относится ли к категории «каждый» ребенок, находящийся на стадии внутриутробного развития или эмбрион человека? Определение статуса эмбриона как человека (потенциального, находящегося на ранней стадии своего развития и т.д.) закономерно предполагает и его право на жизнь. Определение эмбриона как совокупности живых клеток, составляющих только материальную основу для будущего человека, лишает его права на жизнь, или, по крайней мере, делает его очень относительным. 
Решением проблемы правового статуса эмбриона в настоящее время являются правовые документы о допустимости тех или иных манипуляций с ним. Первые 14 дней жизни эмбриона – это период, который считается единственно допустимым для научных исследований и экспериментов на эмбрионах. До 12 недель во многих странах мира, в т.ч. и в России разрешено прерывать беременность по желанию женщины. Таким образом, с третьей недели беременности за эмбрионом признается статус потенциального человека, а с 13-й недели – статус развивающегося ребенка, хотя он и называется до рождения – плод.

     Именно  ценность жизни и, особенно, ценность человеческой жизни, делает проблему статуса  человеческого эмбриона настолько  важной для этического самосознания общества. Морально-этическое решение  проблемы начала человеческой жизни  выполняет одну из традиционных функций  морали - жизнезащиты. 

     4.Этико-правовые аспекты проблемы аборта

     Этический и правовой аспект тесно переплетаются  в проблеме аборта. От решения вопроса  о том, с какого времени считать  человеческий зародыш человеком, зависит  решение таких вопросов как права  матери и ребенка, ответственность  матери (и других людей) перед ребенком, право на искусственное прерывание беременности, права ребенка на стадии внутриутробного развития (плод, зародыш, эмбрион) на жизнь, здоровье и другие.

     Не  подвергается сомнению, что человеческий зародыш не является в полном смысле автономным биологическим существом, так как до определенного срока  для его развития необходима среда  материнского организма. По мере развития медицинских технологий этот срок все  больше укорачивается. По современным  международным нормам, действующим  в акушерстве, ребенком признается плод с весом от 500 г. Это означает, что такого ребенка можно выходить, его дальнейшее развитие может идти в условиях искусственной, созданной  человеком среды. 

     Сторонники  абортов расширяют перечень ситуаций, в которых право матери распоряжаться  своей жизнью, своим телом, преобладает  над правами зародыша и будущего ребенка. На первый план выходит право  женщины выбирать в соответствии со своим желанием и потребностями  исполнять ей роль матери или нет. Если ребенок оказывается нежеланным, незапланированным, то в соответствии с такими правами женщина, имеет  моральное право прервать беременность при помощи медицинских средств.

     В Конституции РФ ряд статей имеют  непосредственное отношение к этико-правовым аспектам проблемы искусственного прерывания беременности. В статье 17 (п. 3) Конституции  РФ говорится: «Осуществление прав и  свобод человека не должно нарушать права  и свободы других лиц». Но осуществление  женщиной права распоряжаться своим  телом нарушает права и свободы  ребенка, который находится внутри ее организма. В пункте 2этой статьи сказано: «Основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения». Таким образом, ребенок, находящийся на стадии внутриутробного  развития, даже на поздних сроках беременности не обладает основными правами и свободами человека, даже главным правом – правом на жизнь, т.к. он еще не родился.

     Американские  социологи при изучении проблемы аборта вводят понятие «конфликтные права» (Freiedman) и рассматривают эту  проблему в контексте права любого человека на жизнь. Термин «конфликтные права» отражает наличие в реальной жизни людей противоречий между  правом на жизнь развивающегося человеческого  эмбриона и прав родителей или  общества прервать зарождающуюся или  развивающуюся жизнь, основанных на их собственных интересах. И это  этико-правовое противоречие на данном уровне развития человеческой цивилизации  не разрешимо. Остаются открытыми такие  вопросы как: какое право является высшим – право родиться или право  не родиться, право защиты личной тайны, право иметь потомство, право  государства защищать здоровье женщины  или какие-то другие.

     В правовом аспекте аборт существует в двух видах: легальном и нелегальном (криминальном). В обществе всегда существовали правовые нормы, ограничивающие применение этой медицинской технологии или  полностью запрещающие ее применение.  
Во все периоды истории общества, когда действовали юридические запреты на производство абортов, имели место аборты криминальные. История применения этой медицинской технологии показывает, что независимо от мер наказания (от смертной казни до общественного порицания с оттенком сочувствия) всегда находятся женщины, желающие сделать аборт нелегально, и всегда находятся люди, как имеющие, так и не имеющие медицинского образования (врачи, знахари и т.д.), которые производят эту операцию. В обществе, имеющем строгое запретительное законодательство в отношении абортов, такие факты объясняются желанием женщины, которое невозможно удовлетворить, не нарушая закон. Но в обществе, имеющем законодательство, разрешающее производство абортов, а также терпимую к этому явлению мораль, криминальные аборты становятся фактами трудно объяснимыми. Причины этого явления лежат в области индивидуальной психологии и уровня медицинской культуры. Юридический аспект отношений очень тесно переплетается с нравственным, особенно в случае, когда женщине приходится в силу разных причин (например, перспектива стать матерью-одиночкой) самостоятельно решать вопрос об аборте. 
По мнению ряда авторов, женщина, твердо решившая прервать беременность, сделает аборт независимо от того, какое законодательство об аборте существует в данной стране. Как показывают многочисленные данные по всему миру, законодательное запрещение абортов не может их предотвратить. Оно ведет лишь к увеличению числа нелегальных абортов, а, следовательно, росту числа тяжелых осложнений и смертности.  
Причинами абортов, в том числе и криминальных, медицинская общественность считает: низкую активность медицинских работников в профилактике нежеланных беременностей, незнание и неумение пользоваться современными противозачаточными средствами, а также низкий уровень медицинской культуры населения. 

     В настоящее время в большинстве  стран мира практика искусственного прерывания беременности легализована, хотя в законодательствах разных стран имеются большие отличия  в условиях ее применения (сроки  беременности, причины прерывания беременности и т.д.). В конце XX в. наиболее строгими законы об аборте оставались в католических странах Европы (Бельгия, Ирландия, Испания, Италия, Португалия) и Латинской  Америки. Во всем мире выделяется три  группы причин для проведения аборта: по желанию женщины, по медицинским  и по социальным показаниям.  
В нашей стране в настоящее время практика искусственного прерывания беременности осуществляется в соответствии с условиями, определенными в статье 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»: «Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности. 
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации». 
Социальные показания к искусственному прерыванию беременности являются предметом дискуссий в этико-правовой области. Социальные показания представляют собой группу социальных факторов, которые рассматриваются женщиной и обществом как неблагоприятные для рождения и дальнейшей жизни ребенка. В нашей стране с 1996 по 2003 годы действовал Приказ МЗ и МП РФ №242 «О перечне социальных показаний и утверждении инструкции по искусственному прерыванию беременности», который включал в себя перечень из 13 показаний. Среди этих социальных показаний были такие, как: смерть мужа во время беременности, признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными, расторжение брака во время беременности, отсутствие жилья, проживание в общежитии или на частной квартире, статус беженца или временного переселенца у женщины, наличие трех и более детей, наличие в семье ребенка-инвалида, доход на одного члена семьи менее прожиточного минимума, отсутствие брачных отношений. Данный перечень социальных показаний представляет собой перечисление негативных социальных условий жизни женщины, которые в моральном плане не могут быть сопоставлены по своей значимости и ценности с жизнью человека. В эти годы интенсивно развивалась область исследований фетальных тканей, которые получались из зародышей поздних сроков беременности. Поэтому в дискуссиях о моральной неприемлемости абортов на поздних сроках беременности, когда зародыш приобретает тело маленького человека, звучали мнения и о недопустимости использования абортированных зародышей (при сроке беременности 13 - 22 недели) в качестве фетальных тканей для научных исследований. 
В 2003 году в соответствии с приказом Минздрава России №485 (от 11.08.03) начал действовать новый перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности, в который вошли всего четыре показания из тех, которые присутствовали в предыдущем перечне. Это наличие инвалидности 1-2-й групп у мужа или смерть мужа во время беременности жены, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие решения суда о лишении или ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования. Таким образом, общество признало только безусловно неблагоприятные условиях для жизни и развития ребенка в качестве показаний для прерывания беременности в период, когда организм ребенка в основном сформирован.
 

     5.Социально-политический аспект проблемы аборта

     Социально-политический аспект проблемы аборта проявляется  в таких явлениях в жизни общества как влияние на демографические  процессы в обществе при помощи правового  регулирования применения практики искусственного прерывания беременности, существовании общественных движений как сторонников, так и противников  абортов, выступающих в защиту прав женщин или ребенка, разработки системы  социально-политических и медицинских  мер по укреплению здоровья женщин, укреплению семьи и других.

     В истории многих государств были периоды  снижения рождаемости, периоды убыли  населения в связи с социально-политическими  событиями (революции, войны и т.п.), а также периоды быстрого роста  рождаемости и, как следствие, возникновения  экономических и социальных проблем. Политика государства в решении  демографических проблем (регулирование  рождаемости, как в сторону ее повышения, так и в сторону  снижения для изменения общей  численности населения) часто была направлена на изменение законодательств  в отношении практики искусственного прерывания беременности – их запрещали  или наоборот разрешали. Однозначного мнения среди специалистов-демографов по поводу влияния на уровень рождаемости запрещения или разрешения абортов в какой-либо стране нет. Большинство считает, что запрещение абортов не повышает уровня рождаемости, а разрешение их не снижает.  
В подавляющем большинстве стран мира социальная политика направлена на утверждение демократических свобод личности, ее права регулировать процессы воспроизводства своего рода и в то же время на повышение уровня медицинской культуры населения, элементом которой является использование контрацептивных средств для регуляции процесса деторождения вместо аборта. 
Аборт является методом регуляции рождаемости на индивидуальном уровне при условии низкой медицинской культуры. В России советского периода был «дефицит» контрацептивных средств и самый высокой в мире уровень производства абортов. В период развития рыночных отношений контрацептивные средства стали доступны для всех слоев населения, однако уровень абортов в России изменился незначительно – второе место в мире. Аборт стал разновидностью контрацептивных средств, при помощи которого реализуется право свободы выбора в вопросе продолжения своего рода. 
Социальная политика в области пропаганды знаний о сексуальной жизни человека и средствах контрацепции претерпевает изменения в зависимости от происходящих в обществе перемен, в том числе и в области морали. Так, в нашей стране в советский период необходимость знаний о гигиене половой жизни признавалась необходимой только для вступающих в брак и состоящих в нем. До этого момента знания о половой и сексуальной жизни считались не только не нужными, но вредными, мешающими развитию личности, ориентированной на жизнь ради блага общества. В 80-90-х годах гласность данных медицинской статистики по проблеме абортов, дискуссии по вопросам необходимости полового воспитания и его формам, показали, что нужно пропагандировать не столько механизмы половых отношений, сколько последствия проявления сексуальности, как для физического, так и духовного, нравственно-психологического состояния человека. Противники полового воспитания утверждали, что знания в этой сфере побуждают подростков к тому, чтобы начать половую жизнь.
 

     6.Проблема аборта в контексте религии

     Религиозный аспект отношения людей к аборту при кажущейся в современном  обществе его второстепенности имеет  большое значение в силу преемственности, передачи от поколения к поколению  религиозно-этических норм жизнедеятельности  человека в обществе. Религиозно-этические  традиции в значительной степени  влияют на существование в различных  странах мира вариантов разрешительных или запретительных законодательств  о практике применения абортов.

     Христианская  религия утверждает, что жизнь  есть дар Божий, и, как таковая, является необходимой предпосылкой других физических, духовных и моральных ценностей. Как дар Божий, она – моральное  благо. Люди ответственны за сохранение и продление жизни. Поскольку  источником жизни является Бог, людям  не дозволено прерывать жизнь, вмешиваться  в ее ход. В христианстве аборт  приравнивается к виду убийства, к  одному из высших проявлений зла. «Православие всегда относилось к абортам однозначно. С раннехристианской эпохи и  поныне Церковь осуждала и осуждает плодоизгнание как не имеющее  оправдания уничтожение невинной человеческой жизни». 

     В «Основах социальной концепции Русской  Православной Церкви» сказано: «С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как  тяжкий грех. Канонические правила  приравнивают аборт к убийству. В  основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого  существа является даром Божиим, поэтому  с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. …Широкое распространение  и оправдание абортов в современном  обществе Церковь рассматривает  как угрозу будущему человечества и  явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому  учению о святости и бесценности  человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери» .

     В католических странах Европы и Латинской  Америки законы об аборте остаются наиболее строгими. Аборт допускается  только при прямых медицинских показаниях – угрозе жизни матери. Ни при  каких других обстоятельствах медицина не должна вмешиваться в процесс  течения беременности. Католическая церковь в лице папы Павла VI в 1970 г. выступила с заявлением о недопустимости вмешательства в деторождение и  контроля над рождаемостью.

Информация о работе Аборт как проблема биомедицинской этики