Проблемы этики государственных и муниципальных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы реализуется на основе решения следующих задач:
1) Дать определение понятию «этика»
2) Выделить ее структурные аспекты
3) Охарактеризовать современное состояние этики государственного и муниципального служащих
4) Проанализировать проблемы формирования этики государственного и муниципального служащих
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного и муниципального служащих, как фактора повышения эффективности государственной и муниципальной служб.

Оглавление

Введение
3
1. Этика как явление: теоретические аспекты ……………………………………..
5
1.1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики……………………
5
1.3 Профессиональные этические кодексы…………………………………….
9
2. Этика государственного и муниципального служащего……………………………………………..

13
2.1 Государственные и муниципальные служащие как социально профессиональная группа….

13
2.2 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного и муниципального служащего………………………………

16
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих…………………………………………………………..

23
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы…………..
23
3.2 Формирование профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих……………………………………………………….

25
Заключение……………………………………………………………………………
28
Список литературы………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по теории управления ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ГОСУДАРСТВЕЕНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

Еще одним моментом, вызывающим озабоченность, является очевидное падение доверия по отношению к правительству и государственным институтам, и то, как это скажется на легитимности правительства и государственных институтов. Ослабление доверия ассоциируется, по крайней мере, отчасти, с разоблачениями неподобающих действий и, в некоторых случаях, прямой коррупции со стороны государственных и муниципальных должностных лиц. При этом неясно, то ли действительно ослабляются нормы поведения, то ли дело в том, что в наши дни, когда управление государством носит открытый характер, средства массовой информации предпринимают собственные расследования, а общественность стала более искушенной, ошибки и судебно наказуемые проступки просто более заметны. Ясно лишь то, что этика и нормы в жизни государства стали более серьезной общественно-политической проблемой, требующей принятия действенных мер соответствующими правительствами.

Некоторые меры по исправлению сложившегося положения обладают, в широком смысле слова, потенциалом, как в плане поощрения этичного поведения, так и в плане предотвращения неправомерного образа действий. Традиционно, более жесткое нормативное регулирование и более строгое применение закона являлись первыми мерами реагирования на факты неправомерного поведения в государственном и муниципальном секторе. Международные инициативы были, в первую очередь, направлены на создание конкретных элементов инфраструктуры обеспечения этики, предназначенных, в основном, для предотвращения или объявления преступлением некоторых форм правонарушений, таких, например, как коррупция.

В основе усилий лежит убежденность в том, что предотвращение неправомерного поведения является столь же сложным, как и само явление неправомерного поведения, и что для достижения успеха в предотвращении такого поведения необходим целый комплекс взаимосвязанных механизмов, к числу которых относятся прочная и устойчивая инфраструктура обеспечения этики, надежные системы поддержания этики, конкретные методики предотвращения указанного поведения и действенное применение закона.

Реформирование современной системы государственной и муниципальной службы, на наш взгляд, с формированием этики, основанной на менеджеризме, способствующем в наибольшей степени усвоению социальных инноваций, чего явно не хватает современным государственному и муниципальному служащему. От этого страдает профессионализм.

Этика государственного и муниципального служащего может существенно варьироваться, поскольку на нее могут оказывать влияние различные факторы социальной и профессиональной жизнедеятельности. В зависимости от иерархического статусного положения основного субъекта – государственного и муниципального служащего – справедливо выделять социальную компетентность руководителей и специалистов. У первых она носит более полный и широкий по охвату содержания, а у вторых – более конкретный, глубокий, но локализованный в определенной социальной сфере характер.

Этика чиновников в значительной степени связана с содержанием их предшествующей профессиональной деятельности, особенностями жизненного опыта, уровнем и профилем профессионального образования. Правовые основы государственной и муниципальной службы сложились как механизм, адекватный социально-экономическим условиям современного российского общества и государства.

Таким образом, для повышения профессионально-этического уровня государственного и муниципального служащего необходимо:

1)                 повысить уровень компетентности руководителей государственных и муниципальных органов;

2)                 усовершенствовать систему подготовки и профессионального развития государственных и муниципальных служащих с использованием современных методов обучения

Эти вопросы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Для решения этих вопросов необходимо определить принципы поддержания этики на государственной и муниципальной службе.

 

3.2 Формирование профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих

Формирование и рост профессионально-этического уровня государственного и муниципального служащего зависит от совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, что в свою очередь играет немаловажную роль на эффективность государственных служб.

Пути повышения этики государственных и муниципальных служащих:

1)                 создать эффективный механизм подбора кадров для государственной и муниципальной службы, обеспечения должностного роста государственного и муниципального служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2)                 повысить престиж государственной и муниципальной службы и авторитет государственного и муниципального служащих;

3)                 создать систему непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной и муниципальной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;

4)                 осуществить управление развитием профессиональных качеств государственных и муниципальных служащих;

5)                 обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной и муниципальной службы;

6)                 формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной и муниципальной службы и обеспечивать его эффективное использование;

7)                 соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного и муниципального служащих при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Несмотря на то, что государственные и муниципальные службы работают в разной культурной, политической и административной среде, они, зачастую, сталкиваются с одними и теми же этическими проблемами, и их действия в области поддержания этики обладают рядом общих свойств. Государственные и муниципальные службы стоят перед необходимостью решения проблем, связанных с этическими нормами государственного и муниципального служащего, для чего необходимо усилить деятельность управления по совершенствованию этики поведения.

Принимая во внимание все вышесказанное, даны рекомендации для обеспечения надлежащего функционирования институтов и систем, предназначенных для развития и совершенствования этики поведения на государственной и муниципальной службе:

1)                 разработка и регулярного анализа политики, процедур, практики и институтов, оказывающих влияние на этичность поведения на государственной службе;

2)                 поощрения предпринимаемых действий по поддержанию жестких норм поведения и борьбе с коррупцией в государственном и муниципальном секторе;

3)                 включение этического аспекта в механизмы управления для обеспечения того, чтобы практика управления находилась в соответствии с ценностями и принципами государственной и муниципальной службы;

4)                 продуманное сочетание тех аспектов систем поддержания этики, которые базируются на идеалах, с теми аспектами, которые основываются на соблюдении этических принципах;

5)                 оценка влияния реформы государственного и муниципального управления на этичность поведения на государственной и муниципальной службе;

Государственный и муниципальный служащие, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным и муниципальным служащим, также призван:

1)                 принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

2)                 не допускать случаев принуждения государственных и муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Таким образом, пути совершенствования повышения этического уровня государственного и муниципального служащего лежат через профессиональную подготовку и внедрения изучения этического кодекса в программы подготовки государственных и муниципальных служащих и соблюдения Принципов поддержания этики.


Заключение

Теоретическое осмысление темы исследования позволило сделать ряд выводов:

1)                 Уровень морального развития как отдельно взятой личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение человеческого достоинства.

2)                 Развитие социальной и профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной и муниципальной службы.

3)                 Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного и муниципального сектора. Однако важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения.

В результате работы предложены пути повышения профессионально-этического уровня, для чего необходимо:

1)                 создать эффективный механизм подбора кадров для государственной и муниципальной службы, обеспечения служебного роста государственного и муниципальной служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;

2)                 повысить престиж государственной и муниципальной службы и авторитет государственного и муниципального служащего;

3)                 создать систему непрерывного профессионального образования государственных и муниципальных служащих;

4)                 осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных и муниципальных служащих;

5)                 обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной и муниципальной службы;

6)                 соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного и муниципального служащих при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Таким образом, решение проблемы повышения этического уровня государственных и муниципальных служащих, как одного из факторов повышения эффективности государственных и муниципальных служб заключается в следующем:

1)                 Государственному и муниципальному служащим необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы.

2)                 В свою очередь, повышение этики напрямую зависит от профессиональной деятельности государственного и муниципального служащих, а от профессиональной деятельности зависит эффективное развитие государственного и муниципального управления.

Таким образом, основная проблема формирования этики – это подготовка и переподготовка кадрового потенциала. Необходимость введения жестких норм, регламентирующих поведение на государственной и муниципальной службе, стала одной из наиболее значимых проблем. Повышение уровня этики государственных и муниципальных служащих, путем повышения профессиональной деятельности, формирование этических норм, путем внедрения в программы переподготовки кадрового потенциала этического кодекса, является важным условием эффективного функционирования государственной и муниципальной службы на благо общества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности, при разработке методов и алгоритмов формирования программ повышения этики государственных и муниципальных служащих.

Перспектива дальнейших аналитических исследований предполагает более глубокую проработку проблемы развития этики государственных и муниципальных служащих, влияющих на эффективность осуществления ими профессиональной деятельности. Предметом исследования может стать влияние этики на эффективность профессиональной деятельности государственного и муниципального служащих.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1.      Конституция Российской Федерации. – М.: Приор, 2004. – 32 с.

2.      Трудовой кодекс Российской Федерации. – 4 – е изд. – М.: Ось – 89, 2006. – 224 с.

3.      Указ Президента Российской Федерации «О государственном заказе на переподготовку и повышении квалификации государственных и муниципальных служащих» (от 7 февраля 1995 г. №103). – М.: 2000. – 128 с.

4.      Федеральный закон «Об Образовании» принят Госдумой 16.11.1997 – М.: Приор, 2003. – 45 с.

5.      Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003 №58-ФЗ

6.      Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Учебники и монографии

1.      Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: учеб. пособие / А.Н. Аверин. – М.: Данисов и К, 2005. – 280 с.

2.      Анимица Е.Г. Трудная дорога к государственной службе // Региональное управление и кадровая политика: проблемы совершенствования государственной и муниципальной службы. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 1999. С. 194–197.

Информация о работе Проблемы этики государственных и муниципальных служащих