Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:10, курсовая работа
Цель работы реализуется на основе решения следующих задач:
1) Дать определение понятию «этика»
2) Выделить ее структурные аспекты
3) Охарактеризовать современное состояние этики государственного и муниципального служащих
4) Проанализировать проблемы формирования этики государственного и муниципального служащих
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного и муниципального служащих, как фактора повышения эффективности государственной и муниципальной служб.
Введение
3
1. Этика как явление: теоретические аспекты ……………………………………..
5
1.1 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики……………………
5
1.3 Профессиональные этические кодексы…………………………………….
9
2. Этика государственного и муниципального служащего……………………………………………..
13
2.1 Государственные и муниципальные служащие как социально профессиональная группа….
13
2.2 Состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного и муниципального служащего………………………………
16
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих…………………………………………………………..
23
3.1 Обоснование необходимости решения исследуемой проблемы…………..
23
3.2 Формирование профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих……………………………………………………….
25
Заключение……………………………………………………………………………
28
Список литературы………………
Развитие социальной компетентности государственных и муниципальных служащих и его влияние на повышение их профессионализма рассматривается нами как один из главных факторов, обусловливающих эффективность государственной и муниципальной службы. В то же время, очевидно, что без экономической составляющей эффективность этой службы будет неполной, поскольку в основе функционирования системы положен хозяйственный механизм.[28]
Специфика влияния социальной компетентности государственных и муниципальных служащих на их профессионализм связана с реализацией групповых интересов граждан путем организации работы субъектов хозяйственной деятельности в рамках социальной и экономической инфраструктуры территории. Профессионализм чиновника основывается на полном и глубоком знании законодательства, регулирующего хозяйственную деятельность собственника, а также на его менеджерском, организационно-регулятивном опыте. Без социальной компетентности чиновников сложно говорить о создании надежной системы государственной и муниципальной службы, решения важнейших вопросов стратегического развития социально-политических институтов, формирования пирамиды общественной власти и многогранной структуры общественных отношений.[29]
Социальная компетентность государственных и муниципальных служащих также является важнейшим детерминантом становления и развития их сознания и поведения. Складывается нормативно-правовая база работы государственных и муниципальных служб. Определились в основном главные элементы системы этих служб.
Таким образом, развитие социальной и профессиональной компетентности государственных и муниципальных служащих и их влияние на повышение профессионализма, рассматривается как один из главных факторов, обусловливающих формирование этики государственной и муниципальной службы.
В российских органах государственной власти принцип этики на протяжении долгих лет оставался и остается невостребованным при назначении на должность. Вопрос о профессионализме и этики государственного и муниципального служащего, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимался и не принимается сегодня в полной мере.[30]
В русле патримониальной этики приоритет получали такие свойства работника, как личная преданность, умение ладить с вышестоящим начальством и т.д. Решение современных управленческих проблем путем подбора кадров подобным способом представляется ущербным. Сегодня стереотип элитарного сознания еще таков: не обязательно обладать управленческими знаниями, иметь управленческие способности и навыки, а главное – войти в состав управленческой элиты, занять определенную должность. Он не только не может эффективно работать, но давно стал основным тормозом в управленческой работе.
Государство призвано совершенствовать очень сложный механизм кадровой политики, которая не сможет работать без отвечающих современным требованиям профессиональных и личных качеств государственного и муниципального служащего. Руководители и специалисты государственной и муниципальной службы должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию государственной и муниципальной службы. Одним из основных качеств, необходимых государственному чиновнику в профессиональной деятельности для успешного выполнения своих обязанностей, является этика.
Государственному и муниципальному служащему необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы.
В результате резкого усиления роли государственных и муниципальных служб в решении экономических, социальных, экологических и иных вопросов испытывается все возрастающая потребность в высококвалифицированных госслужащих, владеющих теорией и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях.
Государственный и муниципальный служащие должны владеть совокупностью методов формирования областного, городского, районного и иных местных бюджетов, знать экономику предприятия, непроизводственной сферы и систем жизнеобеспечения муниципального образования. Он должен уметь определять стратегию, приоритеты социально-экономического развития территории местного сообщества.
Государственный и муниципальный служащий должен обладать методами и процедурами управления (в первую очередь территориального) в кризисных и чрезвычайных ситуациях, разрабатывать и реализовывать государственные программы и планы с использованием новейших методов и моделей.
Государственный и муниципальный служащий современной формации должны отличать организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление, высокий этический и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных управленческих решений.[31]
Значительную роль в развитии культуры государственного и муниципального управления играет формирование у государственного и муниципального служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного и муниципального служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общегуманитарных ценностей, нравственных ориентиров и норм этики, особенно у государственного и муниципального служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала. Профессионалом может быть только высококлассный специалист, который кроме специальных знаний и умений имеет и высокий уровень морально-нравственных качеств, сформированные и усвоенные профессиональные и этические ценности, которые не позволят ему нарушать профессиональные нормы, даже ради удовлетворения индивидуальных потребностей.[32]
Главным условием формирования цивилизованной этики являются:
1) стабильность власти и законодательства, в частности, не только нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным проявлением коррупции;
2) пропаганда, создающая образ государственного и муниципального служащего, обладающего высокими моральными принципами;
3) осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.
Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше общество развивается в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического аппарата.
В настоящее время нет ни одной подготовительной программы, учитывающей все составляющие этических норм. Прежде всего, необходимо разработать программу переподготовки служащих в государственных и муниципальных службах с учетом изучения кодекса поведения служащих. Именно изучения, а не ознакомления. Для чего необходимо организовывать профессиональную подготовку кадрового потенциала с учетом современных механизмов работы государственного и муниципального служащего.
Основными проблемами формирования этики у государственных и муниципальных служащих являются:
1) испытывается потребность в высококвалифицированных госслужащих, владеющих теорией и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях
2) отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве
3) отсутствие соответствия образования квалификационным требованиям по государственной и муниципальной должности
Для того чтоб руководитель высшего и среднего ранга в системе государственной службы научился правильно мыслить, разумно рассуждать и обладать этикой, необходимы курсы логики и даже философии, проникновение в глубинные принципы права, экономики, психологии, социологии и т.д.
Профессиональная переподготовка полезна и для узконаправленного обучения, и в этом плане главная задача состоит в подборе слушателей при формировании групп по характеру деятельности (близкой или взаимодействующей), а в учебном плане следует предусмотреть изучение практического опыта – т.е. внедрение системы стажировок.
В работе с государственными и муниципальными службами по оказанию методической помощи также необходимо перейти от контроля над организацией постоянно действующих семинаров и разовых выездов по заявкам к определению первоочередных проблем, подбору команд для их изучения и разработки стратегии развития каждой территории.
Однако следует отметить, что ни один из видов профессиональной подготовки не может быть достаточным, хотя каждый имеет свое воздействие. Подготовка в виде специализированных курсов, а не комплексных программ теряет свою важную задачу – побудить у обучающихся (государственных и муниципальных служащих) стремление к самосовершенствованию, приспособленное к его собственным потребностям, что является возможным только при прохождении через четко составленную последовательность стадий обучения, и что в целом изменяет мышление, подходы к оценке реальных ситуаций, видению перспектив.
Профессиональной подготовке должна предшествовать большая работа по качественной оценке персонала. Необходимы профессиограммы по всем категориям служащих, должностям административной деятельности, которые составляются на основании аттестации работы. При этом необходимо учитывать:
- личные потребности слушателей в профессиональной подготовке;
- возможное продвижение по службе;
- потребности органа управления в тех или иных специалистах.
Прохождение профессиональной подготовки обязательно должно учитываться при планировании карьеры, продвижении по службе.
Определенное негативное влияние на привлечение к государственной службе высококвалифицированных специалистов оказывает, помимо перечисленных факторов, проводимая в ряде средств массовой информации кампания по дискредитации деятельности государственного служащего. Обвинения в коррупции, волоките, некомпетентности государственных служащих не создают привлекательного образа этой сфере деятельности в глазах населения и, в первую очередь, молодежи. Сложившееся состояние государственной и муниципальной службы ведет к негативным тенденциям в ее развитии:
1) ухудшается профессиональный состав государственных и муниципальных служащих в связи с невысокой средней заработной платой;
2) не хватает государственных и муниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях;
3) происходит снижение престижа государственной и муниципальной службы как вида профессиональной деятельности;
4) нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием вакансий, что, в первую очередь, связано с невысокой оплатой труда государственных и муниципальных служащих.
Организация государственной и муниципальной службы также имеет ряд специфических недостатков:
1) поступление граждан на государственную и муниципальную службу и служебный рост государственного и муниципального служащего в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя соответствующего органа власти, чем от их профессионального уровня и деловых качеств.
2) смена руководителей нередко приводит к очередному изменению структуры и соответственно – к неоправданному увольнению государственных и муниципальных служащих.
3) во многих случаях качество подготавливаемых государственными и муниципальными служащими документов является неудовлетворительным
4) утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников государственных и муниципальных органов ограничивавшие злоупотребления, коррупцию и произвол.
5) до настоящего времени не выработаны новые правила служебного поведения (профессиональной этики) государственных и муниципальных служащих и законодательные механизмы их реализации.
6) недостаточно используется положительный зарубежный опыт развития государственной и муниципальной службы.
Таким образом, этика, и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного российского государственного чиновника. Совершенно очевидно, что если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, – его труд оценивается по достоинству населением и тем самым поддерживает авторитет всей государственной структуры.
3. Пути повышения профессионально-этического уровня государственных и муниципальных служащих
Проведенные серьезные реформы в сфере управления, изменили стиль и методы работы государственного и муниципального сектора. Однако важно обеспечить, чтобы выигрыш в действенности и эффективности работы не достигался в ущерб этике поведения. Новые методы работы государственной и муниципальной службы приводят к возникновению таких ситуаций, при которых государственным и муниципальным служащим необходимо самым серьезным образом учитывать возникающие этические проблемы при том, что, возможно, существует слишком мало директив и руководящих указаний по поводу того, как следует вести себя в таких ситуациях.
Реформы, предусматривающие децентрализацию власти с делегированием полномочий организациям субнационального уровня, передачу больших ответственности и свободы действий в принятии управленческих решений, рост коммерциализации государственного и муниципального сектора и меняющееся взаимодействие между государственным и частным секторами, все чаще ставят государственных и муниципальных служащих в условия, когда возникают конфликты интересов или целей. Эти новые ситуации создают дилеммы, требующие разрешения на основе анализа ситуации с точки зрения этики и морального обоснования принимаемых решений.
Информация о работе Проблемы этики государственных и муниципальных служащих