Аттестация государственных служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 22:55, реферат

Краткое описание

Целью моего реферата является рассмотрение существующих форм, методов и критериев аттестации персонала, анализ эффективности их применения в сфере государственной службы.

Оглавление

Введение……………………………………………………………….…….3

1.Понятие аттестации……………………………………………………….4

2. Требования к проведению аттестации……………………..………..…5

3. Сроки проведения и график аттестации…………………….……...….5

4. Этапы аттестации……………………………………………….….……6

Заключение…………………………………………………………….…..11

Список использованной литературы…………………………………....12

Приложение…………………………………………………………….….13

Файлы: 1 файл

Аттестация госслужащих.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение……………………………………………………………….…….3

     1.Понятие  аттестации……………………………………………………….4

     2. Требования к проведению аттестации……………………..………..…5

     3. Сроки проведения и график  аттестации…………………….……...….5

     4. Этапы аттестации……………………………………………….….……6

     Заключение…………………………………………………………….…..11

     Список  использованной литературы…………………………………....12

     Приложение…………………………………………………………….….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

   

    Социально - политические реформы, проводимые в  России с начала девяностых годов, не могли не затронуть институты государственной власти, и, в первую очередь, их кадровые службы. На первый план выдвинулась проблема оптимизации процесса управления персоналом, решение которой позволит добиться эффективного функционирования системы органов государственной и муниципальной власти.

     При всем разнообразии существующих подходов к этой проблеме в различных промышленно  развитых странах основными наиболее общими тенденциями являются следующие:

      • формализация методов и процедур отбора кадров,
      • разработка научных критериев их оценки,
      • научный подход к анализу и решению проблемы управленческого персонала,
      • системное обеспечение взаимосвязи в решении хозяйственных, государственных и кадровых вопросов.

    Целью моего реферата является рассмотрение существующих форм, методов и критериев аттестации персонала, анализ эффективности их применения в сфере государственной службы.

 

     

     1.Понятие  аттестации 

     Аттестация  как средство и способ проверки соответствия профессионального уровня занимаемой должности в системе всех видов службы введена сравнительно недавно — с середины 80-х годов. Правовым началом аттестации следует считать совместное постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ от 5 марта 1987 г., которым утверждено Примерное положение о порядке проведения аттестации ответственных работников аппарата советских и общественных органов. На основе этой директивы были приняты нормативные акты о порядке проведения аттестации в отдельных видах службы на федеральном уровне.

     Аттестация  — одно из правовых средств изменения трудового договора (контракта) между государственным служащим и федеральным государственным органом. Подчиняться правилам проведения аттестации и выполнять рекомендации аттестационной комиссии — юридическая обязанность государственного служащего, которая предполагает безусловную подчиненность служащего существующему порядку и правилам, установленным федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также не противоречащими им документами внутреннего характера.

       Аттестация государственных служащих  проводится во исполнение Указа Президента России "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" в целях совершенствования деятельности аппарата государственных органов управления, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и повышения ответственности за результаты принимаемых решений, предупреждения коррупции в аппарате государственного управления, развития инициативы творческой активности.

     Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" гласит, что аттестация проводится для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда.

     Основными задачами аттестации являются:

    • определение служебного соответствия государственного служащего занимаемой должности;
    • выявление перспективы использования потенциальных способностей работника, стимулирования роста его профессиональной компетенции;
    • определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего;
    • обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу. Аттестация призвана содействовать выявлению общего кадрового потенциала и оптимальному обеспечению функционального предназначения аппарата.
 

     2. Требования к проведению аттестации 

     Для проведения аттестации необходимо:

     1) сформировать аттестационную комиссию;

     2) утвердить график проведения  аттестации;

     3) составить списки муниципальных  служащих, подлежащих аттестации;

     4) подготовить необходимые документы для аттестационной комиссии;

     5) ознакомить муниципального служащего  с условиями и порядком проведения аттестации. 

     3. Сроки проведения и график аттестации 

     Конкретные  сроки, а также график проведения аттестации утверждаются руководителем  соответствующего органа (местного самоуправления) исполнительной власти по согласованию с комитетом профсоюза и доводятся до сведения аттестуемых работников не менее чем за один месяц до начала аттестации.

       Очередной аттестации не подлежат  работники, проработавшие в занимаемой должности менее одного года; молодые специалисты; беременные женщины; служащие в течение года с момента присвоения им квалификационного разряда, назначения на должность по конкурсу и (или) сдачи квалификационного экзамена, окончания повышения квалификации или переподготовки (переквалификации); достигшие возраста 60 лет, после которого можно занимать только главные должности до 65 лет, если государство нуждается в таком работнике. Здесь квалификационные разряды присваиваются по результатам квалификационного экзамена.  Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат очередной аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу. График проведения аттестации утверждается руководителем органа местного самоуправления (муниципальный служащий) и доводится до сведения каждого аттестуемого муниципального служащего не менее чем за месяц до начала аттестации.

     В графике указываются:

      • наименование органа местного самоуправления (муниципальный служащий), подразделения, в котором работает муниципальный служащий, подлежащий аттестации;
      • дата и время проведения аттестации;
      • дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за такое представление руководителей соответствующих подразделений органа (исполнительной власти, госоргана и т.д.) местного самоуправления.

       Аттестация проводится не чаще  одного раза в два года, но  не реже одного раза в четыре  года. Работники аппаратов военных судов и Военной коллегии подлежат аттестации один раз в три года. Порядок аттестации определяется положением об аттестации работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, утверждаемым Председателем Верховного Суда Российской Федерации. Аттестация военнослужащих, прикомандированных к аппаратам военных судов и Военной коллегии, осуществляется в порядке, установленном в Вооруженных Силах Российской Федерации. 

     4. Этапы аттестации

     А.Организационный

     Прежде  всего, глава администрации принимает решение о проведении аттестации, сроках и ответственных за организацию и контроль. При этом ответственными назначаются одни из заместителей главы администрации и заведующий сектором кадров. Затем создается аттестационная комиссия под председательством главы администрации. Сам глава районной или городской администрации аттестуется в областной (краевой) аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. Руководитель органа может привлечь к работе независимых экспертов. В состав аттестационной комиссии включаются представители кадровой и юридической служб государственного органа, а также может включаться представитель соответствующего профсоюзного органа. Разрабатывается график прохождения аттестации персонала и утверждается список экспертов, участвующих в процедурах оценки.

     Рекомендуется не позднее, чем за две недели до начала проведения аттестации в аттестационную комиссию предоставлять отзыв на подлежащего аттестации служащего, подписанный его непосредственным руководителем. Отзыв должен содержать  полную и объективную оценку профессиональных и личностных качеств служащего, показатели результатов его деятельности за предшествующий период.

     При каждой последующей аттестации в  аттестационную комиссию представляется также отзыв о служащем и его аттестационный лист с данными предыдущей аттестации.

     Кадровая  служба органа местного самоуправления не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить каждого муниципального служащего с представленным отзывом о его служебной деятельности. При этом аттестуемый муниципальный служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о служебной деятельности за предшествующий период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом.                                                                                                                               

       Например, в администрации, если  отдельным руководителям приходится готовить заключения на многих работников, то, советует ученый, "в этом случае целесообразно шире использовать их заместителей. Глава администрации, как правило, готовит заключения на своих заместителей, а также руководителей тех отделений, управлений и департаментов, которые замыкаются на него по организационно-управленческой схеме".

       Председатель аттестационной комиссии проводит рабочее совещание с обязательным участием всех аттестуемых я их непосредственных руководителей, в ходе которого обсуждаются цели и задачи оценки персонала, технология и график ее проведения. Все аттестуемые знакомятся с образцами документов и порядком их заполнения.

     Каждому аттестуемому вручаются три документа (см. Приложение):

     1.Анкета

     2. Бланк самооценки

     3. Тест для государственного (муниципального) служащего

     Аттестационные документы сдаются по графику в сектор кадров и помещаются в «Лично дело» работника. С ними знакомится только тот член аттестационной комиссии, которому поручено провести собеседование с аттестуемым. Непосредственный руководитель аттестуемого получает на руки бланк "Оценки" и бланк "Заключения", после заполнения которых сдает их в сектор кадров.

     Лысенко подчеркивает, что "подобной оценке подлежат только ответственные штатные работники администрации. Технический персонал (машинистки, водители, работники множительных служб, переплетчики и др.) по этой технологии не оцениваются.

     Б. Аналитически-оценочный

     Документы, представленные аттестуемым и непосредственным руководителем, поступают к тому члену аттестационной комиссии, который, в соответствии с графиком, анализирует их и готовит проект заключения аттестационной комиссии. Вместе с ним в аналитической работе участвует заведующий сектором кадров. Желательно привлечение к этой работе экспертов специалистов по государственному и муниципальному управлению.

     Далее  поясним технологию анализа документов, которую можно реализовать силами сектора кадров местной администрации.

     Итак, прежде всего, изучается анкета. Затем анализируются бланки самооценок и оценок. Все приведенные в них качества распределяются по трем группам:

      • профессионализм и компетентность — №№ 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9;
      • деловые качества — №№ 6, 8, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22;
      • личностные характеристики — №№13, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29. (см. Бланк оценки (самооценки))

       Сначала подсчитывается средний  балл по каждой группе качеств, затем сравниваются оценки непосредственных руководителей и самооценки аттестуемых. При необходимости следует сопоставить оценки и самооценки отдельных конкретных качеств. При существенном расхождении оценок (более чем в 0,5 балла) по какому-либо качеству, это фиксируется для последующей беседы с аттестуемым и его руководителем.

Информация о работе Аттестация государственных служащих